The Making of работы "Натюрморт с черным перцем"

Здравствуйте, меня зовут Даниил Аликов. Мне 29 лет. Я родился и вырос в городе Тюмень, сейчас живу в Москве. Я работаю художником по текстурам и шейдингу. Сегодня я расскажу вам, как создавалась работа «Натюрморт с черным перцем».

Однажды у меня и моей жены Софьи возникла идея сделать картину с натюрмортом, который бы содержал много разных фактур и материалов. Были придуманы объекты, которые бы составили композицию. Я хотел поставить и реализовать сверхзадачу для себя, поэтому объекты изначально придумывались сложные и маскимально интересные для работы.

Пересмотрев тонну фото-натюрмортов, сделанных мастерами своего дела, я собрал необходимое количество референс-изображений, сфотографировал множество текстур и приступил к работе.

Моделинг я начал еще до осмысления композиции и создания эскиза. На этом этапе останавливаться не буду, скажу только, что модели создавались и доделывались практически на протяжении всего времени до финального рендера.

Соня нарисовала быстрый эскиз в Photoshop, придумав композицию, освещение и колористику натюрморта.

Когда идея была сформирована и реализована в эскизе, дело оставалось за техническими мелочами. :) 

Расставив объекты, я занялся освещением. Сначала я настроил Global Illumination (от которого в последствии отказался). Затем поставил три источника по классической схеме — Ключевой, Контровой, Заливающий.

Настройка освещения также длилась практически до финального рендера, наряду с шейдингом и текстурированием. Были созданы вспомогательные источники — засветляющие и затемняющие отдельные фрагменты сцены.

Шейдинг начался сразу после постановки первичного света. Поскольку в этой сцене много объектов с разными материалами, они должны правильно гармонировать с освещением и друг с другом. Изначально я задумал использовать в этой сцене только один материал — mia_material_x_passes. Это новый универсальный материал mental ray, позволяющий получить практически любые поверхности и поддерживающий рендеринг некоторых пассов. Назначение материалов, их настройка и рисование текстур происходило одновременно. Конечно же было сделано безумное количество тестовых рендеров. Проверить действие текстуры прозрачности стекла, например, или его отражающей способности можно только нажав кнопку render. :)

Поэтому и текстуры и шейдинг, доводились и переделывались постоянно. Далее, я привожу настройки некоторых наиболее интересных материалов.

Чеснок:

Лампа:

Бутылка:

В ходе работы мне пару раз приходилось отвлекаться от основной сцены и погружаться в туториалы, тесты и техническую документацию для поисков подходящих настроек некоторых материалов. Например для стеклянной бутылки и сыра мне пришлось сделать недельный перерыв в основной работе.

В итоге для сыра я остановился на материале miss_physical. Только он дал мне почти то, что я хотел. Поскольку этот материал работает только при наличии источника фотонов в сцене, я создал таковой специально для него. Я уже говорил, что использовал только mia_material_x_passes в этой сцене, поэтому результат miss_physical я просто завел на diffuse канал материала сыра.

Текстуры я рисовал в Photoshop и Zbrush.

Я много фотографировал исходных материалов сам, а что-то брал с сайта с бесплатными текстурами.

Текстуру для рецепта французского блюда «Треска под острым соусом чили» рисовала Соня. Лист бумаги, карандаш, тушь. Затем картинку в сканер, и в Photoshop'e текст и текстура пожелтевшей бумаги. Вуаля! :)

Наконец, пришло время финального рендера. Финальная картинка практически не требовала доработки. Поэтому я отказался от идеи собирать ее из пассов. Вышло так, что пассы понадобились мне только для интереса и тренировки настроек mental ray. Рендер финальной картинки в размере 4000х2900 занял около 15 часов. Дополнительно был посчитан Ambient Occlusion (около 3 часов), а так же ч/б маски для каждого объекта и канал глубины Z-Depth.

Затем я собрал все это в Photoshop. Тут пригодились и маски объектов для цветокоррекции каждого из них, канал глубины Z-Depth и ambient occlusion. Надо заметить, что для этой работы потребовалось минимум пост обработки, поскольку одной из задач было получить на финальном рендере максимально приближенную к желаемой картинку.

В заключение хочу сказать, что моя жена, как автор основы этого натюрморта курировала всю работу от начала и до конца, и очень помогла мне своими знаниями и дельными советами. Работа над этой картиной дала мне много полезного и нового опыта, в основном в шейдинге материалами mental ray, а так же в базовых принципах постановки света и взаимодействии предметов разных фактур и материалов внутри одной композиции. Много сил и времени было потрачено и, надеюсь, не зря.

Благодарю за внимание. Успехов вам в творчестве :)

808 0 850 56
41
2009-09-11
очень необычная работа. 5/5
2009-09-11
и работа приятная и мэйк офф интересный... респект
2009-09-11
Хорошо когда есть Соня ...! :)
2009-09-11
2 Daniil V. Alikov Подскажи, как ты делал пыль на бутылке?
2009-09-11
[b]unhide[/b] =)
2009-09-11
[b]redCrocodile; Pionar[/b] Рад что понравилось! [b]unhide[/b] Да! Хорошо, когда есть близкий во всех отношениях человек. Чего и всем желаю! [smile=04] [b]paz[/b] Пыль на бутылке, это результат действия четырех текстур, заведенных на соответствующие каналы материала mia_material_x - [url]http://www.alikov.net/img/exchange_img/StillLife_bottleTextures.jpg[/url] Спасибо за вопрос.
2009-09-12
Автор молодец! отличная работа достойная аварда, и замечательный мейкинг оф.. ЗЫ я влюбился в чеснок!!!!
2009-09-12
Ставлю 5/5
2009-09-12
prosto suppper.
2009-09-12
Класс!!!
2009-09-12
Замечательная работа и Making of тоже, автор молодец.)) Странно почему еще нет аварда.
2009-09-12
5/5
2009-09-12
Всё просто супер. Вы мастер своего дела. Вы - пример для таких, как я. Мечтаю о вашем уровне
2009-09-13
Первокласная работа и спасибо за урок
2009-09-13
2 Daniil V. Alikov Спасибо
2009-09-13
Отличная работа!
2009-09-13
Действительно время и силы потрачены не зря. Отличная работа! 5/5
2009-09-14
Отличная работа! Жаль что не V-ray использовался, интересно было бы почитать making of работы с ним...
2009-09-14
Даниил, ну что сказать... :) Отличная работа. Был приятно удивлен, узнав, что твоя жена принимала активное участие в создании работы. По себе знаю как это важно, и сколько сил добавляет когда дорогие тебе люди проявляют интерес к твоему творчеству. А здесь не просто интерес, а даже участие и такое плодотворное. В общем, от нашей Семьи Вашей Семье благополучия и успехов, и побольше совместных работ. Успехов! :)
2009-09-14
Замечательная работа!!! Очень приятная для глаз. А то, что Вы сделали ее в двоем со своей любимой, делает ее еще теплее и прятнее. Так же очень хороший МэйкОфф получился. Спасиб, было приятно читать )) Успехов и в дальнейших работах!
2009-09-14
Чеснок!!!! То есть это... АВАРД!!!
2009-09-14
Первое впечатление 2D. 8) Настолько качественная работа! Браво!
2009-09-14
[i]курировала всю работу от начала и до конца[/i] Поди ссорились... [smile=04]
2009-09-15
Очень круто!! Еще было бы интересно глянуть на настройки источников света. И еще мне кажется что внутри ящичка нехватает тени, он там плосковат как-то, а вообще — супер!
2009-09-15
[b]Skif; Leonidych; eurozoom5; mentor; Man5ON; Nicod; Antonishe; Shopophot; paz; Михаил Калинич; Astrofom; Павел Кондратенко; Pendulum; sir_Cond; Bakka[/b] Благодарю вас за интерес к моей работе и за классные отзывы и оценки, ребята! Я рад, что труды не пропали зря :) [b]РоманС[/b] Да, Роман, я с тобой согласен - когда чувствуешь поддержку и помощь близкого человека, сил прибавляется! Спасибо и успехов тебе в твоем творчестве! [b]Feodor[/b] Сразу видно - человек с жизненным опытом! [smile=06] Нет, до ссор не доходило, но шумные обсуждения и отстаивания своих точек зрения были. [b]Roland_Rendom[/b] В ящичке ничего подозрительного я не наблюдаю. Свет, если вы заметили, идет больше по касательной к поверхности, а не сверху. Настройки ключевого источника хотел было выложить, но поверьте, ничего там нет особенного. Гораздо бОльшую ценность представляет схема расстановки осветителей вокруг сцены. А источники - это обычные майские area light с raytrace тенями. Спасибо :)
2009-09-16
результат имел бы гораздо большую ценность будучи нарисованным...
2009-09-16
Хотелось бы увидеть картинку побольше, чтобы все детали рассмотреть! :)
2009-09-16
Шикарная работа и Очень познавательный Мэйкинг... спасибо большое, [b]Даниил[/b]. Успехов Вам!
2009-09-17
Интересная работа. Daniil ты использовал каково либо рода layerShader (соединение нескольких Shader'ов в один) или все на текстурах? Это Maya 2010?
2009-09-17
Даниил, от Вашей работы в восторге! Не понимаю только, почему до сих пор не награждают? Хотел спросить, сколько примерно в общем ушло времени на эту картину?
2009-09-17
[b]mentor[/b] Картинку побольше можно посмотреть на моем сайте [url]http://www.alikov.net/StillLife_med_rus.html[/url] [b]ViStas[/b] Благодарю! Рад что инфа оказалась полезной [smile=04] [b]happy-angel[/b] Ни layeredShader ни layeredTexture не использовались. Вот шейдинг некоторых материалов: Лампа: [url]http://www.alikov.net/img/exchange_img/LampMetall_shadingNetwork.jpg[/url] [url]http://www.alikov.net/img/exchange_img/LampGlass_shadingNetwork.jpg[/url] Чеснок: [url]http://www.alikov.net/img/exchange_img/Garlic_shadingNetwork.jpg[/url] Сыр: [url]http://www.alikov.net/img/exchange_img/Cheese_shadingNetwork.jpg[/url] Стекло бутылки: [url]http://www.alikov.net/img/exchange_img/BottleGlass_shadingNetwork.jpg[/url] Везде только mia_material_x. Maya была 2009. Спасибо за вопрос [smile=04] [b]Lebedev[/b] Спасибо, рад что нравится! На работу ушло чуть больше четырех месяцев по вечерам и выходным.
2009-09-19
Очень классный и познавательный урок! Спасибо! А работа - просто обалдеть! Молодец! Успехов вам и авард =)
2009-09-19
Поставил 5-5
2009-09-20
Работа супер! Достойна аварда. А Ваша супруга очень талантливый художник:)
2009-09-21
В целом гармонично,но есть замечания.Перец с сыром не гармонирует с общей композицией.У сыра текстура не сырная немного смахивающая на пластик из-за того,что сыру по моему нужен SSS и немного бамп,но без глобала от которого вы отказались это невозможно.Слева чувствуется или лишний источник света,или если что-то он почёркивает то нужен прожектор,а не ареа лайт.Работа выходит за счёт удачных текстур старости материала на стекле и за счёт очень удачного метала и эфекта поношенности.В принципе такой рендер возможен и без ментал рей простым Майа софтвер рендер. А так конечно прелесть!
2009-09-23
[b]Daniil V. Alikov[/b], довольно интересно и познавательно, спасибо вам )
2009-09-24
а в каком пакете 3дмоделирования произведена работа ?
2009-09-24
извините ), уже умдел что maya 2009
2009-09-26
Очень здорово, картинка имеет своё собственное "настроение", хорошая художественная подача, как и материал в целом. Творческих успехов !
2009-09-29
[b]Андрей Кривуля, Milliard, contes, B.Dmitry[/b] Благодарю за интерес и за оценки! [b]Vigen[/b] [smile=04] Успехов вам в вашем творчестве!
2009-10-01
Привет. Такая работа вызывает уважение. Но по настоящему, Сверхуважение, за то ,что вы поделились многими ньюансами и опытом, особенно для maya.
RENDER.RU