Оператор «Дурака» и «Майора» — о том, почему в России боятся снимать кино о будущем

Кирилл Клепалов объясняет, почему везде, кроме нашего кино, возник тренд на футуристичную научную фантастику и рассказывает, как её снять при небольшом бюджете.

В рубрике «Монолог» мы даём профессионалам из индустрии игр и кино возможность высказаться на тему, которая их искренне волнует. Оператор «Дурака», «Майора», «Я худею» и ещё множества популярных проектов Кирилл Клепалов восхищается «Миром Дикого Запада» и «Чёрным зеркалом» и не понимает, почему в России боятся снимать о будущем так же.

Кирилл подробно порассуждал об основных причинах этого страха и рассказал, какой вклад в формирование новой тенденции собирается внести с помощью современных технологий и прорывных, но недорогих идей.

Автор: Кирилл Клепалов

Текст адаптировал: Николай Кубрак

1.jpg

Все будто перестали мечтать. Сейчас установилась система координат капиталистического мира — мы живём сегодняшним днём, причём это стало слишком обширным понятием.

В нашей стране снято огромное количество фильмов про Великую Отечественную войну, а про будущее только «Кин-дза-дза» и ещё несколько картин, которые можно пересчитать по пальцам. Фантазировать про альтернативные миры у нас почему-то очень стесняются, у нас будто есть комплекс. Мы боимся неправильного ответа, как в школе: боимся придумать то будущее, которое вдруг кому-то не подойдет. Мы всё время думаем о ком-то постороннем, о том, что они о нас подумают. Поэтому мы все идём вместе строем в одном направлении.

Технологический прогресс сложно отрицать. Мы его боимся, потому что, возможно, находимся в преддверии технологического апокалипсиса — если верить речам Илона Маска. Поражает, насколько мир сейчас оцифровывается: в фейсбуке боты стали разговаривать между собой на непонятном людям языке программирования, и этих ботов сразу постарались убрать.

2.jpg

Сейчас возникла новая цивилизация — цифровая. Пофантазировать на эту актуальную тему круче всего сначала получилось у «Чёрного зеркала», а потом у «Мира Дикого Запада». Для меня «Мир Дикого Запада» — это научная фантастика. Я не могу сказать, что это художественный вымысел.

Этот сериал впечатляет не столько графикой, сколько сет-дизайном. Они приезжают в Сингапур или Токио и находят там классные места, где можно снять 2120 год. Эти города шагнули в какую-то другую эпоху в плане фактуры и архитектуры.

Не представляю, насколько тяжело было снимать новый сезон. По факту они сделали восемь полнометражных фильмов. Тем более, они уже не снимают в картонных декорациях с механическим пианино и лошадьми. Если говорить о технической стороне таких съёмок, то, я думаю, там работают гении. Это настолько выверенная работа, настолько филигранная! Они создают вымышленный мир по крупицам и досконально продумывают все детали: как люди будут открывать двери, как будет работать будильник, какая будет проекция на окно, пока за окном ядерная зима. Это настоящее мастерство, -когда ты во время всего сезона ни на секунду не выпадаешь в другой жанр или стиль.

3.jpg

А в нашем кино, наоборот, есть боязнь ошибки, поэтому нам легче скопировать, чем сделать что-то своё. Выбрать свой визуальный язык и на нем ехать дальше, намного сложнее, чем увидеть, как у кого-то получилось, а потом скопировать и адаптировать под наши реалии. Ещё чаще бывает, что понадёргают всяких находок, но в итоге получается салат оливье: и колбаса, и горошек, и всё остальное — вместе.

Я за то, чтобы быть смелее. В эпоху такого невероятного количества контента не может быть речи ни о каких стереотипах и законах жанра. Я в комедии работаю шесть лет, и за это время комедия по языку повествования всё ближе и ближе приходит к драме. В каждом жанре сейчас надо уметь изобретать и создавать.

4.jpg

У меня есть невероятное желание снимать даже о той реальности, что будет через год. Мне любопытно порассуждать на эту тему. Но это не значит, что я стану копировать «Мир Дикого Запада», потому что он мне так нравится. Технические средства, которые любят показывать в кадре, не так важны, как менталитет людей. Через год особо ничего не изменится, кроме него, — поэтому показать именно менталитет интереснее всего.

Возьмём сериал «Рассказ служанки». Люди создали альтернативный мир, где царит абсолютно другая система координат. Это прекрасная идея: в момент, когда общество становится всё более феминистическим, сделать проект, где показан абсолютный сексизм. Люди не побоялись пойти против течения, вразрез с тенденциями.

5.jpg

Конечно, у нас появляются примеры хороших фильмов о будущем. «Притяжение» — это достойный опыт. Я впервые в жизни увидел в России что-то подобное. Я был на премьере и вышел с радостным ощущением: круто, наконец-то про будущее, наконец-то мы не боимся выглянуть через забор. Мне кажется, у Фёдора Сергеевича [Бондарчука] получилось приоткрыть эту дверцу.

Но это крупный проект. Не всегда фильмы о будущем должны быть такими — это может быть камерная артхаусная история. Я сейчас пишу сериал, и делаю это с расчетом, что съёмки будут недорогими. Здесь стоит вопрос системы координат, в которой живут люди. Не надо все время показывать горящий Москва-сити или катящееся на гостиницу «Космос» колесо обозрения. Всегда можно показать отражение подобных событий.

6.jpg

«Чёрное зеркало» — как раз хороший пример того, как очень камерно и с помощью новых подходов снимать кино о будущем. Мне бы хотелось сделать что-то подобное или нечто в духе «Очень странных дел», «Конца грёбаного мира» — то есть, рассказывать футуристичные истории весело и современно.

Ещё один идеальный пример камерной фантастики — это «Кин- дза-дза» : пустыня, минимализм, но ты веришь, что это другая планета, другая галактика.

7.jpg

Про войну, на самом деле, снимать дороже: взрывы, танки, костюмы — чем более «исторично» кино, тем дороже будет производство. Снять кино о будущем можно намного дешевле: во-первых, графика перестала быть такой дорогой, во-вторых, сейчас многое можно делать и без графики. Гаджеты и технологии, которые существуют сегодня, позволяют делать очень многое даже в оффлайне.

То же светодиодное освещение — с его помощью ты можешь добиться любого света. Раньше кино снималось на теплый и холодный свет, а сейчас нет ограничений, доступны все цвета спектра. Изменился комплект оборудования: раньше это были Kinoflo [стандартная система осветительного оборудование с ручкой и несколькими лампами], сегодня это Astera — светодиодные палки, работающие на аккумуляторе. Больше не нужны кабели и провода: ты можешь монтировать лампы в декорации, можешь управлять с айфона, задавать разные режимы.

8.jpg

Уже с таким элементарным освещением можно добиться ощущения, что ты идешь по коридору, как по космическому кораблю. Сейчас любой студент ВГИК, у которого есть сто баксов на аренду этого оборудования, может добиться того же эффекта, на который когда-то Спилберг при съёмках «Инопланетянина» потратил 30 миллионов долларов.

Сериал «Мандалорец» тоже показал революционные методы для съёмки фантастики. Сначала я вглядывался в сцены и думал, что это хромакей, но потом в роликах о съёмках, увидел цифровую циклораму — аналогичную той технологии, что использовали в «Гравитации». Там её использовали для освещения и имитации вращения, но в «Мандалорце» — это уже высший класс.

9.jpg

Источник

Видел, что там активно использовали VR. Я сейчас работаю с этим: делаю VR-квест, экспериментирую с камерой 360, и это крайне любопытно. Не выходя из дома, ты можешь оказаться в фильме, где свободно поворачиваешь голову и можешь передвигаться по пространству — это уже не совсем кино и не совсем игра, а что-то новое.

У меня много реквизита: я себе купил 3D-принтер. Делаю на нём всякие штуки, которых ещё не существует, вплоть до наручных часов и украшений. Стараюсь продумывать даже такие нюансы.

С 3D-редакторами тоже активно работаю. Я прихожу на съёмки с готовыми шотами и освещением, выставленным в 3D. Раньше, ещё лет семь назад, рендерить каждый кадр заранее было адски сложно и долго. Сейчас это доступно в большинстве программ, — я предпочитаю Maya.

10.jpg

Источник

К сожалению, в России этим особо не занимаются. У нас люди даже план заранее не рисуют. Я всегда, ещё с ранних фильмов, сначала рисовал план сцены, обозначая стрелочками направления и движения камеры. Это очень помогло при съёмках «Майора», где много длинных планов: я рисовал планы, всю хореографию артистов, чтобы сразу понимать такт, ритм, темп, траектории и знать, кто куда пойдёт.

11.gif

Почему я об этом заговорил сразу после VR — мне кажется, кино будущего будет однокадровым. Это же и есть полное погружение зрителя. VR — это по факту и есть один большой кадр. Другое дело, что для драматургии нужно управлять вниманием зрителей. Это тоже важно учитывать — кидать им приманки, куда надо смотреть.

12.jpg

Ещё интересен пример интерактивного эпизода «Брандашмыг» из «Чёрного зеркала» : они же по факту сняли сезон сериала и вложили его в рамки одного фильма. Я считаю, что кино про будущее таким образом и надо снимать. Зритель должен включаться и сам выбирать это будущее.

13.jpg

Конечно, в идеале хотелось бы делать как в «Мире Дикого Запада» — продумывать каждую вещь до мельчайших подробностей, даже пуговички делать магнитными. Но в наших реалиях невозможно снимать кино про будущее настолько досконально. Тем более, сейчас будет лютый кризис.

Поэтому нужно делать проще. Есть же великая фраза: «можно сложно о простом, а можно просто о сложном». Хочется рассказать просто о сложном. Визуально это должно быть динамично, приятно, комфортно, но по смысловой нагрузке более символично, без готовых рецептов.

14.jpg

Источник

Если оглядеться по сторонам, то можно увидеть, что будущее уже на пороге. И ничто не мешает рассказывать камерные истории о новых технологиях через нашу реальность с многоэтажками , алкашей в подъездах и прочее. Тот же сериал «Толя-робот» — это реальная история. У нас были реальные прототипы и консультанты: Юра, у которого нет ног, и Костя, у которого него нет рук. Вместо них — бионические протезы.

Сначала ты в лёгком шоке, испытываешь чувство неудобства рядом с человеком, тебя накрывают все эти стереотипы и скрепы. Но однажды мы снимали сцену в больнице: я увидел там девочку с розовым протезом кисти. Она играла в айпэд и в какой-то момент просто сняла руку, положила её и продолжила играть частью руки после ампутации.

И это так круто! Ты сразу осознаёшь, что это люди будущего, а не инвалиды. Вот он, герой нашего времени — чувак, у которого нет рук или ног, но появились биопротезы. Это наши российские киборги, которые полноценно живут с бионическими руками и ногами. Это происходит уже сейчас, хоть и не очень хорошо налажено — они сидят в очередях и никто не может получить эти протезы, которые стоят миллионы рублей.

15.jpg

Возможно, мы в этом проекте, который формально был о современности, заглянули лет на десять вперёд и рассказали про обычного чувака, который живёт в многоэтажке, где остались те же алкаши во дворе, те же дети, пинающие ногами мячик. Я верю, что есть вечные вещи, которые всё равно останутся в будущем: палка, мячик и другие простейшие способы познания мира, а не только экран смартфона.

К сожалению, меня не приглашали в картины, где я мог бы снять что-то про будущее. Поэтому хочу сам как режиссер дебютировать с таким проектом. Я снимал с Юрой Быковым жёсткое кино, — это был отличный опыт и тогда мои взгляды очень совпадали с этими картинами. Сейчас я считаю, что мы слишком устали от грустного вида из окна в нашей стране.

580 0 850 3
34
2020-05-29
просто кин дза дза не переплюнуть
2020-05-29
для начала надо кино научиться снимать, а потом уже сетовать на какую-то стилистику
2020-05-29
[шепотом] и не пилить бюджет
2020-05-29
Просто у нас будет ху. ня
2020-05-29
Типо, им самим не очевидно что кино выходит дерьмом и тут не в стилистике дело. Строят из себя незнаек.. джоновсноу.
2020-05-29
Есть сценарии, есть умение, нет одного лишь, желания развлекать эгоцентричных глупцов с индульгенциями и культивировать их оккультно сатанинские, козла-рогатые беснования...
2020-05-30
А кто сказал что боятся? Снимают именно то будущее, которое нас ждет, а фильмы типа гостья из будущего, это возможное будущее граждан ссср, но увы это не наше будущее, будущее где все хорошо и красиво и технологии не служат корпорациям как электронные ошейники уже давно не снимают ибо оно уже не актуально, для нас снимают нашу реальность(
2020-05-30
А оно есть у нас, будущее?
2020-05-30
Самобытное надо снимать,а не косить под западное клише.
2020-05-30
Друзья, в первую очередь нам нужно научиться поддерживать наше кино. Все эти успешные западные проекты в первую очередь уверены, что внутренний рынок их поддержит. А у нас если выходит дерьмовая комедия от камеди клаб, найдутся люди, которые под пиво не посмотрят в кино. А люди, которые любят хорошее кино, либо сразу говорят про русский проект, что он дерьмо, либо, если где то услышали, что фильм хороший идут и смотрят на пиратских сайтах. В результате, к примеру, и так не дорогой "Папа, сдохни" не окупается толком. Или недавний "Аванпост". Да, у фильма очень много проблем. Но блин, я там а очень многих сценах чувствовал, на сколько люди стараются и ищут способы снять максимально эффективно. И я прям ловил от таких моментов истинный восторг. И я знаю, что в следующий раз ребята сделали бы совсем хорошо. Но вряд ли он будет, так как нам легче на ютубе бэдкомидиана послушать.
2020-05-30
Сергей, глупость написал. Сняли бы что то хорошее смогли бы хотя бы заработать на прокате им какая разница кто деньги дает умныйлюбязий зритель или "эгоцентричные глупцы с индульгенциями". Где кстатииндульгенцию купил? )
2020-05-30
Саша, наша поддержка работает лишь тогда когда кино уже готово. Посмотри записи любых киносьемок - все кто учавствует довольны и воодушевлены, им хорошо, они не страдают и на этапе производства в поддержке не нуждаются. Но при этом производят помои. Все дело в том что зарабатывают они на распиле, а не на творении и являются обслугой руководящего класса - соответствующий заказ на идеалогию в кино - который даже самому отбитому либертарианцу кажется идиотским, хотя казалось бы.
2020-05-30
Christina Dragoevaдля начала надо кино научиться снимать, а потом уже сетовать на какую-то стилистику

Как это вы представляете? Кино без какой-либо жанра - не кино.
2020-05-30
Сергей, в том то и дело, что "распиленные помои" у нас собирают кассу. А хорошие и неплохие фильмы ели отбивают бюджеты в лучшем случае. И самое страшное, что люди признают хорошие фильмы, требуют хорошие фильмы, но считают, что совершенно не обязаны за них платить. Вспомнить "Аритмия", которую каждый второй восхвалял, а в итоге полтора миллиона сборов. Не знаю из бюджет, но, думаю, он был весьма близок к цифре сборов.
2020-05-30
Саша, из последнего - "На Париж", что там что собрало? А какие это хорошие фильмы, если не сложно, с удовольствием посмотрю.
2020-05-30
На святое покушаешься!
2020-05-30
Хорошее кино в принципе снять очень сложно, я думаю, в России удельно все так же хорошо, как и в США. Просто там больше денег, а значит принципиально больше ресурсов на создание качественной картины. Можно посмотреть на «Вторжение» Бондарчука. Фильм не идеален, но его бюджет: $9000 000 - это очень мало, даже с учётом, что у нас дешевле рабочая сила (из-за чего тоже страдает качество). Вот и оказывается, что режиссура, сценарий, компьютерная графика - все в тисках. Мы пытаемся снимать фантастические блокбастеры по цене бюджетного кино, поэтому везде компромисс и каждый фильм превращается из творчества в головоломку: как вообще это сделать за копейки?
Яркий пример: фильм «Кома». Буквально сразу видно, что фильму просто не хватило денег, что ещё мягко сказано. Бюджет : $5000 000, и странно, что за эти крохи хоть что-то смогли сделать. Фильму не хватило, как минимум, в 20 раз увеличенного бюджета. А это уже и улучшенный сценарий, написанный под новые возможности, другой кастинг, хорошая операторская работа и иной подход к графике
2020-05-30
что значит не большом бюджете? разворовывать надо меньше и сверх достаточного будет!
2020-05-30
"Смешная" - это когда смешно...
2020-05-30
Кино, в наше время, это продукт, который должен окупить вложения... Просто самобытное не окупает. Если смотреть глобально, то чем более развита экономика страны — тем проще снять высокотехнологичное нечто... Ибо все эти технологии стоят денег по курсу х75(80) тугриков... А те, кто имеет возможность их использовать в проектах, типа бандарчука, снимают тривиальные боевички с закосом на трансформеров и супергероику Марвел. Отдельно удручает игра актеров... В наших фильмах видишь именно актеров и игру, а не персонажей. Вот и выходит, что сюжета для погружения в него нет, атмосферы с эффектами, светом и операторской работой нет, смотреть на кривляния тоже не хочется
2020-05-30
Не для меня.
2020-05-30
Это неплохой вариант. Природа - это замечательно, только в мире алчности ее не берегут.
2020-05-30
Значит, надо найти оптимальный вариант. Есть другие способы творить. И потом, это вопрос выбора. Хотите есть натуральную еду - добро пожаловать на огород, хотите дышать чистым воздухом и пить чистую воду - живите ближе к природе. Автономия - это хорошая идея.
2020-05-30
Знаете, наше (а оно наше?) государство ведет людей к натуральному хозяйству, а НТП к краху капитализма, т.к. люди будут терять работу (нет работы - нет денег, нет денег - нет спроса, нет спроса - нет прибыли).
2020-05-31
сценарий, игра актёров и диалоги самое первое. а картинка может быть любого жанра. главное чтоб я верил тому что в кадре
2020-05-31
Российский кинематограф не может приподнести изюминку в жанре фантастика. Российские фильмы ,которые можно смотреть - криминал и артхаус .
2020-05-31
Саша, Научиться поддерживать? А где этому учат? Почему я должен поддерживать то, что что мне не интересно. Если поддерживать бездарностей, то мы получим современное российское кино. Люди сами поддержат, когда им будет что поддерживать.
2020-05-31
Алексей, я говорил, не о сраных "Горько" или ремейк ах советских комедий. И что нужно нести им деньги. Я говорил, о том, что наш зритель, когда узнает о хорошем русском кино идет и смотрит его на пиратках. А потом в пабликах идут и говорят, мол мало хорошего снимают. При этом гавнокомедии смотрят массами под пивко в кино, и они окупается.
2020-05-31
Сергей, та же "Аритмия" и "Папа, сдохни", " Нелюбовь", "Карп отмороженный", "Аванпост", " Елена", "Гуляй, Вася", " Жги", "Фея"
2020-05-31
Саша, скожу по тому что видел, аванпост - редкое говно которое видать как сериал задумывали, Папа сдохни - очень нишшовое трешняковое кино половине молодёжи зайдет, вернее зашло бы. Гуляй, Вася вот там не совсем тнт - но близко, все остальное не смотрел. Но тут включается вкусовщина, в целом какой то из этих фильмов массово запомниться зрителю - при условии что их бы посмотрели? В лучшем случае это среднечки, посмотрел и забыл. Но вы продолжаете путать причинно следственные и выдавать желаемое за действительное.
2020-06-01
В 70-80-90х годах прошлого века было начало космической эры, многие дети мечтали стать космонавтами, а сейчас внедрена в массы идея заколотить побольше бабла и ВСЁ и отсюда вытекают все проблемы в том числе и современного кино.
И кстати бюджет не главное, у первого (или одного из первых) фильма Спилберга "Дуэль" бюджет был 90 тысяч баксов, но я этот фильм на одном дыхании посмотрел, вроде ничего особенного, но реальный триллер, а всякое марвеловское высокобюджетное го8но, посмотрел и через пять минут забыл...
2020-06-08
Саша, проблема в том, что хорошие фильмы не обсуждают. Вот выйдет хороший фильм и не один блоггер про него не скажет, а вот плохой - с радостью. Вот и выходит, что люди не знают про хорошие фильмы
2020-06-08
Когда появился звук, а затем цвет, кино расцвело пышным цветом, а с VR что-то пошло не так. Все попытки сделать кино в VR выглядят неумелыми, никого особо не мотивируя сделать подобное. Художник-постановщик мультфильма Кин-дза-дза уверен, что кино и VR вообще не совместимы, и я склонен с ним согласиться. Тем не менее мне самому очень хочется снимать такое кино, если вообще такое возможно. Интересное мнение, что VR кино - однокадровое, и при этом надо заинтересовать зрителя смотреть в нужном направлении - это очень напоминает театр. Традицинное кино полагается на основы изобразительного искусства (в основном живописи), а VR будет вдохновляться театром?
2020-06-16
Какое отношение "Кин-дза-дза" имеет к будущему (по заголовку)??? Это было - настоящее, в этом то и фишка. Плохой пример... Тот же "Сталкер", смотренный многократно, тоже про настоящее был. Особенно впечатлял под конец фильма фантастический спецэффект - двигающийся стакан (бабла небось кучу потратили, пока все стаканы из столовки не перебили на дублях). АКТЁР - вот главное! Там реально играли Актёры. Их хоть в театре, хоть в кино смотри - удовольствие получишь. Сейчас в кино мало "играют"... поэтому зритель и "не верит"©
RENDER.RU