Как работает кино о зомби-вирусах: эволюция и тропы

Рассказываем об основных законах зомби-фильмов и о том, чем они напоминают реальную пандемию.

COVID-19, конечно, мало похож на зомби-вирус, но параллели из поп-культуры напрашиваются сами собой. В изначальной версии сценария эпидемия в «Войне миров Z» началась именно в Китае, а желание многих корона-скептиков посещать бары до последнего дня работы — это будто бы цитата из «Шона живых мертвецов».

0FcNfTpmfCg.jpg

Начавшись как мистический жанр, зомби-хорроры в новом веке стали всё ближе к реальности. Сегодня фильмы про живых мертвецов иносказательно предостерегают зрителей от пандемии, а заражённые в них — уже далеко не всегда «живые мертвецы».

В XXI веке человечество вполне серьёзно боится зомби-апокалипсиса — в США популярные наборы для выживания в условиях зомби-апокалипсиса, а серьёзные учёные без всякой иронии анализируют, какая политическая система наиболее эффективна против этой угрозы.

fCGlqCm4YEk.jpg

Источник

Биологи и медики тоже рассуждают о проблеме вполне реально: в медицинском центре Саттера Роузвилла в Калифорнии читают лекции о зомби-апокалипсисе, а микробиологи и вирусологи рассуждают о теоретической возможности появления нейротропного вируса, который может атаковать мозг и вызвать агрессивное поведение.

Зомби стали неотъемлемой частью современной культуры, поэтому выросшие на классических зомби-хоррорах люди всё чаще проводят параллели между вымышленными сюжетами и реальностью. В отличие от многих других монстров, зомби не теряют актуальности до сих пор — у сериала «Ходячие мертвецы» вышло уже десять сезонов, The Last Of Us и серия Resident Evil считаются классикой, Marvel и DC выпускают зомби-серии комиксов, а в кино-зомби проникают в самые разные жанры — от блокбастера с Брэдом Питтом до авторского эксперимента Джима Джармуша.

3-NzkEVPaIA.jpg

Источник

Ниже мы проследим, как эволюционировал образ зомби в кино, проанализируем основные сценарные тропы и попробуем понять, почему эта тема до сих пор остаётся актуальной.

Отказ от вуду-прошлого и формирование основ образа зомби

Термин «зомби» пришёл в западную культуру из мифологии вуду — так на Гаити называли обращённых в рабство людей, сознание которых подчинял себе колдун. Именно в таком виде зомби дебютировал в Голливудском кино ещё в 1930-е годы. Фильмы «Белый зомби» и «Я гуляла с зомби» делавшие акцент на чужеродной для США гаитянской культуре и магии, большого успеха у зрителей не имели.

I145-dAjCs8.jpg

Всё изменилось в 1968-м году, когда Джордж Ромеро невольно изменил значение термина. «Ночь живых мертвецов» одним лишь названием даёт понять, что зомби с Гаити тут ни при чём, а само слово в ходе сюжета ни разу не произносится — термин «зомби» по отношению к фильму первыми начали использовать зрители.

Тем не менее, все исследователи сходятся в том, что именно Ромеро переосмыслил концепцию зомби — теперь это ожившие мертвецы, пожирающие человеческую плоть. Да, именно плоть — мем про мозги появился значительно позже, а первоначальное названием фильма — «Ночь пожирателей плоти».

-bKTkQDZQaE.jpg

Попутно зародились и популярные тропы, ставшие каноном — зомби медлительные, всегда ходят толпой, а убить их можно либо поразив центральную нервную систему (например, отрубив голову), либо сжигая всё тело дотла. Ядром же подобных историй становятся не зомби, а люди, которые, как правило, конфликтуют, оказавшись запертыми в замкнутом пространстве.

На начальном этапе зомби использовались исключительно как аллегория. Трактовок «Ночи живых мертвецов» с годами становится только больше: один критик прочитал в фильме тему расизма, другой увидел рассуждения о феминизме, а третий заподозрил обличение концепции «молчаливого большинства». Ромеро только подогревал социальные дискуссии, делая в следующих фильмах уже более явные социальные метафоры. Если тренды конца 60-х просто хорошо ложились на сюжет «Ночи живых мертвецов», то «Рассвет мертвецов» уже был недвусмысленной критикой капитализма и общества потребления, а «День мертвецов» реагировал на «холодную войну» и ядерную гонку.

MgE3s_3uQDQ.jpg

Ромеро создал фундамент, на котором жанр стоит до сих пор — но со временем взгляд на зомби постепенно отходит от канона. Ромеро снимал авторское кино, где социальное высказывание было важнее зрелищности. Но в мейнстриме довольно быстро устали от медленных и глупых зомби, которые не представляют большой угрозы для человека. Ожившие мервтецы стали мутировать и меняться, а вместе с ними — и весь жанр.

Развитие жанра и формирование новых клише

Окончательно закрепился термин «Зомби» благодаря забавному обстоятельству — выходу итальянского фильма «Зомби 2», который, на самом деле, никаким сиквелом не являлся. Дело в том, что Дарио Ардженто прокатывал «Рассвет мертвецов» в Италии под названием «Зомби», а никак не связанный с ним хоррор Лючио Фульчи получил цифру 2 как инструмент маркетинга. Фильм, ставший позже культовым, не только популяризировал термин и жанр в Европе, но и показал новый взгляд на концепцию — иронический и карикатурный. «Зомби 2» изобилует жестокостью и гротеском, свойственными фильмам категории «Б» — например, в одной из сцен живой мертвец убивает акулу.

ahQytT9eADc.jpg

Ирония над сформировавшимися канонами жанра постепенно стала новым трендом. Весомый вклад внесла трилогия Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы», которая начиналась довольно серьёзным фильмом ужасов, а завершалась комедийной третьей частью.

Обилие чёрного юмора, самопародия и первые попытки деконструкции жанра были не единственным вкладом Рэйми. Именно он породнил зомби-хоррор со слэшером и привнёс несколько новых тропов — старинный дом в лесу, веселящуюся молодую компанию, и околокомедийного героя, сменившего каноничный образ «последней выжившей девушки».

Александр Павлов (из книги «Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа»):

"Вся трилогия «Зловещих мертвецов» отражала направление, в котором двигался хоррор с начала 1980-х и до начала 2000-х, пока в США не стали производить огромное количество разных римейков культовых фильмов ужасов 1970-х и начала 1980-х.

Первая часть — стилизованный и очень сбалансированный хоррор; вторая часть — хоррор-комедия, в которой черный юмор отлично уживался с реками крови и жестокими убийствами; третья часть — китчевая фэнтезийная комедия. Никакой другой формулы развития сюжетной линии созданного Рэйми мифа быть не могло."

HZoOWIzIi1c.jpg

Наполовину комедией был и другой важный для жанра фильм — «Возвращение живых мертвецов». Соавтор Ромеро, писатель Джон Руссо, вместе с режиссёром Дэном О'Бэнноном решил отойти от канона, что в результате сформировало новые клише.

Именно в этом фильме появился знаменитый мем «Мозги!» — зомби перестали быть ромеровскими «пожирателями плоти». Решилась и проблема со скоростью — в угоду динамике живых мертвецов сделали быстрыми. Также зомби научились разговаривать и работать совместно — их впервые попытались социализировать, что через пару десятилетий станет популярным тропом.

ZCMAer7yMqg.jpg

В 80-х жанр отказался от социальных подтекстов и философии в угоду зрелищности. Именно в этот период зомби стали важной частью поп-культуры, а канон значительно расширился. Происхождение и способ размножения уже не так важны: вирус, магия или демонические силы —просто сюжетная условность перед основным действием.

Прощаясь с канонами Ромеро, жанр перемалывает себя, становясь более прямолинейным и весёлым, и находя новые формы. Апогей экспериментов — фильм Питера Джексона «Живая мертвичина», снятый в духе «плохого кино»: источником вируса становится крыса-обезьяна с Суматры, главный герой — притесняемый мамой увалень, а живые мертвецы размножаются в том числе и половым путём и производят на свет зомби-младенца.

5GtjKU3a60o.jpg

Зомби-фильмы становятся более развлекательным, дешёвыми и далёкими от социально-политических интерпретаций. Несмотря на то, что все вышеперечисленные фильмы стали классикой, эксперименты привели к кризису 90-х и завели жанр в тупик.

Мультижанровость и переосмысление

На фильмах из прошлых блоков выросло новое поколение, которое боится не скрытых подтекстов, а непосредственно зомби. Живые мертвецы стали столь же узнаваемыми персонажами поп-культуры, как вампиры или оборотни — эту тему обыгрывал и популярный клип Майкла Джексона Thriller, и игры серии «Обитель зла» с последующими экранизациями, и ставшая бестселлером книга «Гордость и предубеждение и зомби», и комикс «Ходячие мертвецы», который лёг в основу знаменитого сериала.


Теперь зомби — это просто зомби, а специфику их образа уже не нужно никому дополнительно объяснять. В изобретательном зомби-блокбастере «Поезд в Пусан» при первом же появлении монстров один из героев кричит «Зомби!». Сегодня живые мертвецы, образ которых укоренился в западной культуре всего несколько лет назад, легко узнаваемы и в восточных странах. Зомби больше не обязаны быть инструментом или аллюзией, поэтому современные авторы часто используют их «буквально», а внимание сосредотачивают на других темах.

Принято считать, что после небогатых на зомби-хиты 90-х жанр реанимировали два фильма — ремейк «Рассвета мертвецов» от Зака Снайдера и «28 дней спустя» Дэнни Бойла. В обоих случаях аллюзии и подтексты отходят на второй план, уступая место зрелищности и вопросу выживания.

Практически с первых минут зрителям показывают мир на грани апокалипсиса. Его причина — зомби-вирус, распространившийся в результате экспериментов учёных. Авторы показывают фантастических персонажей, но сюжет как никогда приближен к реальности. Радиацию от искусственного спутника в «Ночи живых мертвецов» Ромеро современные зрители воспринимают как забавную сказку, но утечка смертельного вируса из лаборатории — новый троп жанра, который медиа используют даже в сегодняшней истории с коронавирусом (достаточно вспомнить спекуляции по поводу «химического оружия» американцев против Китая).

6WrsojvwyM4.jpg

Мистика и магия в современном кино о зомби почти не используются, тогда как эпидемия стала новым трендом. В современных блокбастерах зомби — чаще не ожившие мертвецы, а инфицированные люди. «28 дней спустя» приписывают к жанру, исходя из узнаваемых поп-культурных образов, тогда как ни о каких зомби речь в фильме не идёт.

Самый дорогой и масштабный блокбастер о зомби-вирусе «Война миров Z» и вовсе отбрасывает классическую историю про сражения с толпами мертвецов и концентрируется на поисках вакцины для борьбы с пандемией. Продюсерский проект Брэда Питта.

В основу фильма лёг одноимённый роман Макса Брукса, — автора околонаучной работы «Руководство по выживанию среди зомби». В ней изложена вся специфика психологии и физиология зомби, а также тактика защиты от них. Пусть тема и фантастическая, но все советы из книг легко перенести на реальность с опасными вирусами, терроризмом и военными конфликтами.

EaOoYlCZ08c.jpg

Александр Павлов (из книги «Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа»):

"«Эта картина [«Война миров Z»]— не совсем обычное кино о зомби. Во-первых, в отличие от многих других, даже самых массовых, картин субжанра, в этом в главной роли выступает голливудская звезда высшего калибра Брэд Питт.

Во-вторых, в отличие от других популярных фильмов зомби-тематики, в этом действие происходит в открытом, а не закрытом пространстве. Почти во всех фильмах о живых мертвецах люди баррикадируются и пытаются выжить: в доме, торговом центре, на острове, в специально огороженном ангаре и т. д. В данном случае вместо группы выживающих людей все внимание уделено лишь одному герою, путешествующему по миру. Он не просто пытается выжить, а надеется спасти мир, найти лекарство для неинфицированных людей, т. е. предотвратить апокалипсис."

X_SIyRJ26gE.jpg

"В-третьих, в картине не просто всё внимание сосредоточено на главном герое, а зомби отводится в лучшем случае роль статистов, — в фильме вообще отсутствуют многие традиционные жанровые особенности, элементы gore и splatter. Зрителю не показывают детали (как одной героине отрубают руку), крови в фильме почти нет, убийства не показаны крупным планом и не детализированы. Все это объясняется желанием получить рейтинг, позволяющий привлечь в кино как можно большую аудиторию, что фактически делает фильм предателем среди жанра.

В-четвертых, это кино делает жанр всё более динамичным. Зомби в нём расторопнее и подвижнее, чем в каком-либо ином фильме данного жанра.

Даже если бы это кино было посредственным, оно всё равно зафиксировало бы новую точку в трансформации образа зомби в современной культуре»"

На последние двадцать лет приходится около трети всех существующих фильмов о зомби. Пик жанра происходит именно сейчас, отсюда и многообразие — в XXI веке на зомби-фильмы стали выделять большие бюджеты, в них снимаются звёзды, а в сюжетах появилось больше разнообразия.

Важная черта современных фильмов о зомби-апокалипсисе — постмодернистский подход и мультижанровость. «Зомби по имени Шон» — романтическая комедия, «Тепло наших тел» — подростковая мелодрама, а «Добро пожаловать в Zомбилэнд!» — комедийный боевик, но все они в равной степени иронизируют над клише и деконструируют жанр.

В фильме Джима Джармуша «Мёртвые не умирают» обыгрываются, кажется, все существующие стереотипы и правила зомби-фильмов. Нашествие живых мертвецов местные герои встречают спокойно и даже меланхолично, а главную роль играет Билл Мюррей — человек, которого зомби из «Добро пожаловать в Zомбилэнд!» принимали за своего.

GlHo72YpTFY.jpg

Фильмы-катастрофы об эпидемии и постмодернистские эксперименты сегодня соседствуют с вполне стандартным подходом к зомби-кино. Сериал Netflix «Королевство» возвращается к традиции Ромеро, используя живых мертвецов как инструмент для высказывания и социальную метафору. Проект тематически перекликается с «Паразитами», исследуя корни социального расслоения в Корее — пропасть между богатыми и бедными, по мнению создателей, укоренилась в менталитете ещё со средневековья, а эпидемия буквально начинается с эпизода, когда оголодавшие бедняки съедают заражённый труп соседа.

zrI2xRWrk_Y.jpg

В популярном сериале «Ходячие мертвецы» зомби-апокалипсис — это лишь декорации для рассказа о социальных конфликтах, проблемах современного общества и политических режимах. А британский сериал «Во плоти» показывает зомби как аллюзию на мигрантов и социальных изгоев.

Пока блокбастеры предостерегают от опасных вирусов и вслед за Сэмом Рэйми исследуют границы жанра, фестивальное кино о зомби возвращается к истокам. Прошлогодние архаусные хиты «Малышка зомби» и «Атлантика» рассказывают о зомби в традиции вуду, но используют давно забытый троп в модернистском стиле Ромеро. Первый фильм обращается к истории Франции и исследует темы вечной любви, зависимости и колониализма, а вторая картина отсылает к архаичным африканским корням концепции зомби и раскрывает вопросы нежеланного брака, абьюза, рабства и социального расслоения.

_7brqhgxrus.jpg

История закольцевалась: отвергнув в 1968-м корни зомби-культа, в 2019-м году кинематограф снова к ним вернулся. Кино о зомби в XXI веке смогло одновременно впитать традиции прошлого и порвать с ними, полностью переосмыслив устоявшееся представление о живых мертвецах — им не обязательно быть медленными, глупыми, метафоричными, да и мертвецами, впрочем, тоже.

Из чего состоит сценарий фильма о зомби-вирусе?

Держа в уме кратко описанную выше эволюцию концепции зомби в кино и опираясь на уже существующие списки (один, два, три) популярных тропов, попробуем разобрать, из каких деталей состоит среднестатистический фильм о зомби-вирусе:

Не нужно объяснять, откуда взялись зомби.

В «Войне миров Z», как и в снайдеровском «Рассвете мертвецов» информацию о начале зомби-эпидемии вырезали на монтаже. Ещё чаще режиссёры объясняют появление зомби условностью (размышления дикторов про радиоактивный спутник в «Ночи живых мертвецов» и заклинание из «Зловещих мертвецов») или абсурдной причиной (нацистские эксперименты в «Операция “Мёртвый снег”» и «Оверлорд» и смещение земной оси в «Мёртвые не умирают»).

P7B5ox0AsEk.jpg

В хорошем кино зомби — сопутствующий инструмент или фон для основной сюжетной линии, поэтому режиссёры редко тратят время на историю появления монстров. «Поезд в Пусан» показывает изменения в характере главного героя через отношения с дочерью, оригинальный «Рассвет мертвецов» порицает толпы безумных покупателей в торговых центрах, а «Война миров Z» иллюстрирует довольно реалистичную модель борьбы с пандемией опасного вируса — уделять слишком много внимания зомби в таких случаях не требуется. Люди и так давно знают, кто такие зомби, поэтому объяснять ничего не нужно. В некоторых случаях это ещё и позволяет создать интригу: чем меньше информации у аудитории, тем больше она заинтересована.

Каноничный зомби — медленный, но иногда быстрые необходимы.

В интервью о фильме «Зомби по имени Шон» Саймон Пегг доходчиво объяснил, почему зомби должны быть медленными: «Потому что смерть — не энергетик».

2tRrGFFETnU.jpg

Источник

Впервые зомби ускорил О'Бэннон в угоду саспенсу и комическому эффекту, а уже в XXI веке быстрые зомби стали трендом. Но противоречий с условным «каноном» здесь нет, — ведь зомби из «Рассвета мертвецов», «Войны миров Z» и «28 дней спустя» не живые мертвецы, а жертвы вируса. В последнем случае вообще с первым минут объясняют, что вирус вызывает неконтролируемую агрессию.

Зомби всегда много.

В отличие от индивидуалистов-вампиров, зомби — монстры коллективные. После выхода первых зомби-фильмов многие критики провели параллель: зомби — это пролетариат.

G7zXElGh9mo.jpg

Но есть и прикладное объяснение: одна из главных особенностей зомби — заражение через укус. Их всегда много, потому что вирус распространяется безостановочно. Если говорить о сугубо кинематографических целях, то зомби хороши, как пушечное мясо и статисты, которым можно, например, эффектно рубить головы. Но сражение со всего одним зомби — это крайне скучно. Если, конечно, не доходит до гротеска в духе «Живой мертвичины» с гигантской зомби-матерью.

Зомби не так просто убить.

Теоретически живой мертвец может погибнуть окончательно из-за голода и полного гниения, но в кино такие примеры крайне редки. Чаще всего зомби убивают, поражая центральную нервную систему или сжигая тело. Это кажется лёгким способом борьбы с монстрами, но, во-первых, до этого ещё надо додуматься, а, во-вторых, при нашествии толпы отрубить голову каждому или сжечь всех почти невозможно.

Поэтому противостояние с зомби может выглядеть захватывающе до сих пор. Ярчайший пример — франшиза «Обитель зла». Даже во вселенной Джармуша, где все знают о зомби всё, способы убийства эффектные и необычные: например, героиня Тильды Суинтон изящно рубит головы катаной.

zke2OLrPYQ4.jpg

Если фильму необходим изобретательный экшн в массовых сценах, то зомби — всегда отлично подойдут. А если запереть их с героями в замкнутом пространстве, то всё сработает ещё лучше — как в насыщенном экшеном «Поезде в Пусан» или необычных для жанра тесных локациях средневековых городов-крепостей из «Королевства».

Зомби — значит апокалипсис.

Зомби-апокалипсис — не только популярный жанр, но и, как мы упоминали выше, один из потенциальных сценариев конца света в реальном мире. В отличие от других историй о монстрах, тема вируса пугает реалистичностью и позволяет постоянно нагнетать саспенс — превратиться в зомби может любой герой, что также работает и на драматическую составляющую.

Классическая сцена: кто-то из членов семьи заражается, после чего родственники не хотят убивать его, продолжая видеть в зомби любимого человека, и погибают сами. Этот приём использовал ещё Ромеро в «Ночи живых мертвецов», но троп работает до сих пор — почти в каждом современном фильме есть такой сюжетный ход.

s865gFGcNvo.jpg

Также сеттинг постапокалипсиса позволяет лучше раскрыть мир и главного героя. Экранизация «Я — легенда» отказалась от оригинальных вампиров в угоду менее интеллектуальным и эмоциональным зомби, чтобы финальный твист представил и монстров, и самого героя в неожиданном ключе.

8_znQNJzJXE.jpg

Главные герои — незнакомцы, встретившиеся в тесном закрытом помещении.

Клише, которое используют в подавляющем большинстве зомби-фильмов. Базовая идея в том, чтобы показать, что самый страшный монстр — не зомби, а человек. Антагонистом в зомби-фильмах чаще всего становится эгоистичный человек, которые думает о том как выжить самому, а не спасать других.

В попытках уберечься он в итоге вредит всем остальным: образ почти не изменился от отца с ружьём в «Ночи живых мертвецов» до самовлюблённого бизнесмена-подстрекателя из «Поезда в «Пусан». На подобном противоборстве построен весь сериал «Ходячие мертвецы», где смерти персонажей становятся следствием человеческих конфликтов и уверенности лидеров в своей правоте.

RM9IrMucBHY.jpg

Фактор незнакомца — это всегда интрига, ведь любой персонаж может оказаться не тем, кем кажется на первый взгляд. Чаще всего роль положительных и отрицательных персонажей подвижна: мнимый герой ближе к финалу творит жестокость, а бывший антагонист жертвует собой. Особенно наглядно это в классических примерах — «Рассвете мертвецов» и «28 дней спустя», где в центре внимания взаимоотношения людей в тесном коллективе.

Благодаря этому устоявшемуся тропу зомби-фильмы долгое время были дешёвыми и лёгкими в производстве. Всё, что нужно для их создания — одно помещение, несколько малоизвестных актёров и загримированная под зомби массовка. Теоретически зомби-апокалипсис можно устроить где угодно, поэтому часто фильмы основаны на одних и тех же клише, а меняются только локации.

Главными героями становятся среднестатистические «Джо» или «Джейн».

Почти всегда центральный персонаж зомби-фильма — это самый обычный человек, которого зритель может отождествить с собой. У него нет каких-либо умений и суперсил, а опыт в борьбе с зомби он набирает по ходу сюжета. Такие персонажи всегда уязвимы, поэтому вызывают ещё большее сопереживания. Учитывая жанр, от смерти никто не застрахован. Поэтому выбор подобных среднестатистических людей на главный роли — простейший инструмент манипуляции зрительскими эмоциями.

t7Hph8Enf48.jpg

Джармуш довёл это клише до абсурда — большинству героев плевать на надвигающийся апокалипсис, они почти лишены эмоций, а некоторые даже знают, что находятся в фильме. Следовательно, и зритель предельно равнодушен — в роли «зомби» здесь и живые мертвецы, и центральные персонажи, и аудитория фильма.

Существует «рай» — мифическое убежище.

Приём, основанный на архетипе земного рая — некой обетованной земли, которую никто не видел, но о ней всегда ходят слухи. В условиях свершившегося апокалипсиса у героя есть только две цели: выжить самому и найти такое место. Но зомби-фильмы обычно жестоки — протагонист либо умирает раньше времени (в «Я — легенда» по такому случаю сделали даже альтернативную концовку), либо слухи оказываются ложью, либо это место тоже населено зомби.

Оригинально с этим тропом обходится «Война миров Z» — единственный безопасный город в мире, Иерусалим, герой посещает уже в середине повествования и наблюдает за его крахом, поэтому надеждой становится не место, а вакцина.

HfXJoaI-_bg.jpg

Зомби-фильмы манипулируют базовыми человеческими страхами.

Первое и очевидное — страх смерти. С ней герои фильмов о живых мертвецах буквально сталкиваются лицом к лицу. Далее — страх глобальной катастрофы, которую всегда гарантирует распространение зомби вируса. Не менее пугают и эпидемии: особенно они страшны, когда искажают тело и передаются сверхбыстро — этим зомби-фильмы регулярно пользуются.

_86SJGVliYQ.jpg

Также зомби символизирует каннибализм, ксенофобию, иррациональное насилие, фанатизм, дестабилизацию общества и попросту Другого — нечто непонятное и необъяснимое, что всегда остаётся одним из главных экзистенциальных страхов. Оставаясь обезличенным, зомби вмещает в себя огромную палитру того, что боится каждый человек. Вопрос лишь в том, получится ли это талантливо показать в фильме.

Зомби комичны.

В конце концов, зомби может не только сильно напугать, но и рассмешить. Этой их особенностью активно пользовались Рэйми, О'Бэннон и Джексон, а в современном кино зомби-комедии — уже устоявшийся и популярный жанр. Походка зомби стала мемом во многом из-за своей забавности, клич «Мозги!» запоминается по той же причине, а глупость и безэмоциональность живых мертвецов открывают пространство для ироничных параллелей и гэгов. Большинство из них обыграл Эдгар Райт в фильме «Шон живых мертвецов», где зомби представляют собой не угрозу, а скорее повод для шуток.

FZxW9Lc1Ydk.jpg

«Зомби-вирусы» и пандемия

В фильме о фильме «28 дней спустя» почти нет информации о съёмках и закулисье, — вместо этого половина хронометража посвящена вопросу глобальных эпидемий, а в роли спикеров выступают эксперты-вирусологи и политологи. Ещё в 2003-м году учёные утверждали, что современный мир не готов к глобальной эпидемии, а использование антибиотиков только ускоряет мутации вирусов и делает их опаснее. Более наглядного способа показать это, чем фильм о зомби-апокалипсисе, пожалуй, нет.

9sozpLYaLf0.jpg

Классические фильмы-катастрофы реалистичны, поэтому не столько помогают, сколько вызывают тревогу. Не случайно «Заражение» Стивена Содерберга сейчас открылось с новой, пугающе пророческой стороны. С фильмами о зомби-вирусах таких проблем быть не может, потому что они априори гротескны и гиперболизированы. Нечто похожее на зомби-апокалипсис, может быть, и возможно, но мы вряд ли увидим мертвецов, восстающих из могил и пожирающих плоть.

TjQ1uZ7sFRQ.jpg

Зомби-фильмы — это неплохой гайд по выживанию. Создатели «наборов для зомби-апокалипсиса» и аналогичных книг-руководств при помощи иронии доносят действительно полезную информацию о выживании в экстремальных условиях и психологической поддержке в условиях пандемии.

Сегодня просмотр фильма о зомби-вирусе несёт не только развлекательную, но и терапевтическую функцию. Выше мы сосредоточили внимание на том, что зомби — идеальный сосуд для человеческих страхов. Фильмы о сражениях с живыми мертвецами помогают эти страхи принять и побороть.

731 0 850 2
5
2020-04-15
Ничего не имеют они общего. Единственное произведение, имеющее смысл в зомбизме - last of us, тк основано на реальном грибе, только ирл тот заражает муравьев. Идея воскресших мертвецов - максимальная тупость.
2020-04-15
Художники по костюмам лажают. "Это зомби, давайте напялим на них зачуханый трэшовый шмот с помойки, ведь именно его они и одели бы при жизни."
2020-04-15
Я бы кино зомби-голосование посмотрел.
2020-04-15
Нет. Демонстрация актов членовредительства с самыми омерзительными подробностями, включая расчленёнку, особо извращённые пытки, очень хорошо вписывается в теорию расчеловечивания. Каких-то 40 лет назад само слово "убийство" вызывало оцепенение. Сегодня люди на это смотрят почти без эмоций. Кино сделало своё грязное дело.
2020-04-16
Алексей, ты из какого мира, дядя? Лет 100 назад людей убивали ради удовольствия, а лет 40 назад негров все еще сжигали. Какое расчеловечивание? Или тебе про фашистскую германию напомнить, как людей на морозе водой обливали, смотрели и смеялись с того как они потешно дрожат. Люди всегда были животными, при чем тут зомби? Я говорю, что с биологической точки зрения - зомби - идея для имбицилов.
RENDER.RU