Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут
Гайд от концепт-художницы «Вторжения».
Любой может научиться фотографировать, снимать видео или заниматься 3D-моделированием — выполнять техническую работу. Но для осознанного создания визуального контента важно разобраться с базовыми принципами работы с изображением.
Рассказываем об универсальных правилах работы с цветом и светом — вместе с концепт-художницей Александрой Дрозд, работавшей над фильмами «Вторжение», «Чужой: Жатва» и «Вратарь Галактики».
Универсальные правила работы с цветовой гаммой
Зачастую для создания атмосферного изображения достаточно сочетать два-три цвета с учётом правил композиции. Их всего три:
1. Контраст цветов
Сочетайте по контрасту — для этого берите цвета с противоположных концов круговой палитры. Напротив тёплого цвета (например, красный) —холодный (синий).
Это работает даже с не самыми изысканными визуальными произведениями. Пример, — модная в середине нулевых цветокоррекция «Трансформеров» с оранжевой кожей и голубым фоном.
«Трансформеры», 2007
2. Воздушная триада
Триаду образуют три любых цвета, которые располагаются рядом на палитре. Цвета должны сочетаться и плавно перетекать друг в друга.
Но заполнять всё изображение только этими цветами не стоит — это скучно. Акцентируйте: замените центральный цвет триады на противоположный, и он сфокусирует внимание смотрящего. Например, если центральный цвет триады — фиолетовый, то акцент — жёлтый. Как на «Звёздной ночи» Ван Гога.
Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889
3. Геометрия
Палитру определяет простая фигура — равнобедренный или прямоугольный треугольник, квадрат или ромб. Проще всего этот принцип объяснить на примере треугольника. Произвольно рисуем его на RGB-палитре и получаем ограничитель: все цвета внутри фигуры допускаются к работе, остальные — нет.
Это не значит, что кадр нужно заполнять только яркими цветами. Для гармонии и акцентности достаточно одного яркого цвета, а остальную работу желательно выполнить в приглушённой гамме.
Запомните ещё два правила, которые влияют на восприятие изображения.
Фон меняет ощущение от цвета. Разместите серый квадрат на синем прямоугольнике, а затем — на оранжевом. Вы сразу почувствуете разницу. Даже серый на фоне оранжевого будет казаться теплее и ярче, не говоря уже о других цветах.
Фон передаёт информацию относительно центральной фигуры кадра. Пример — кадр из «Бойцовского клуба». Здесь фон транслирует одну из идей фильма — обманчивое просветление (дверной проём справа) через саморазрушение (дверной проём слева).
Свет работает в связке с цветом. Он может как насытить, так и приглушить его, и даже запутать зрителя. Например, при длительном просмотре холодный цвет может восприниматься как тёплый.
Чтобы этого избежать, подержите его другими элементами. Например, Дэвид Финчер намеренно использует скудную палитру цветов. В «Охотнике за разумом» общий тон кадра дополняется светом от телевизора, табличкой на автомобильной стоянке или красным кофейником — чтобы зритель верно воспринял настроение. Благодаря таким деталям цвет становится устойчивым.
«Охотник за разумом», 2017
Основы композиции света и цвета
Чтобы правильно сочетать цвет и свет нужно разобрать схему освещения.
Типов света несколько:
1. Рисующий.Как правило, располагается сверху или спереди и образует основное пятно света, а также тени, идущие от объекта.
2. Заполняющий. Позволяет высветлить затемнённые участки изображения.
3. Контровой. Располагается сзади и подчёркивает края фигуры.
4. Моделирующий. Располагается сбоку, чаще используется в студийной фотографии, чем в кино.
Эти универсальные виды света работают и для фото, и для видео, и для 3D-моделирования. В кино всё сложнее — там, как правило, используют от семи до сорока источников света. Исключение — операторы вроде Роджера Дикинса, который снял самые известные фильмы Вильнёва, братьев Коэн и Сэма Мендеса. Ему порой достаточно и трёх источников.
«Бегущий по лезвию 2049», 2017
Избегайте абсолютно чёрного цвета — у него нет оттенков, и поэтому он не вызывает должного спектра эмоций. В классической живописи чисто чёрные тени почти не встречается — потому что их почти нет и в реальном мире. Свет отражается и преломляется, образуя разные оттенки.
Рембрандт, «Меняла», 1627
Поэтому в кино особенно важен заполняющий тон — оттенок, который присутствует в каждом цвете изображения. Абсолютно чёрный используется лишь когда автор делает намеренную стилизацию. Даже в ночных или космических сценах темнота создаётся за счёт оттенков синего, серого и других цветов.
Возьмём дизайн космического корабля и то, как он выглядит в космосе — например, кадры из «Чужого» или «Вторжения». Даже самая фантастическая конструкция кажется реалистичной, потому что избегает чёрного цвета и состоит из оттенков, бликов и других элементов, придающих ей объём и живость. В этом случае важно проработать границу светотени, которая задаёт объём любой фигуре в кадре.
«Вторжение», 2020
Свет не обязательно должен быть белым. Цветное освещение разнообразит изображение. Тут работают те же правила, что и в предыдущем пункте.
Также важна работа с геометрией видов освещения. Здесь используется тот же принцип, что и с цветом — всегда есть главный источник света, создающий акцент, и дополнительный. Это видно на примере фильмов франшизы «Джон Уик»: здесь сочетание света помогает удержать внимание зрителя в экшн-сценах.
В видеоиграх базовые приёмы сочетания цвета и света помогают ориентироваться на локации — нужные участки и направляющие линии подсвечиваются. Принципы визуального повествования универсальны для всех видов искусства: при помощи цвета и света можно выделить важную деталь и направить взгляд зрителя.
Авторы: Николай Кубрак, Александра Дрозд
Отзывы о школе: https://headkurs.com/