Алан Ли: от садовника на кладбище до архитектора Средиземья

В честь дня «Властелина колец» рассказываем про одного из главных иллюстраторов произведений Джона Р.Р Толкина.

image21.jpg
Фрагмент иллюстрации Алана Ли The Witch King. Источник

Сейчас Алан Ли — один из самых известных художников-иллюстраторов Средиземья. Он дал жизнь пейзажам «Властелина колец» и «Хоббита», проиллюстрировал «Детей Хурина» и «Падение Гондолина», помог Питеру Джексону снять целых семь фильмов: две трилогии по Толкину и «Кинг-Конга».

Впитав в себя сотни разных мифов, Алан уже около сорока лет подряд старается передать в иллюстрациях любовь к фольклору и природе. Рассказываем о творческом пути художника.

Первое знакомство с «Властелином колец»

image12.jpg
Фрагмент иллюстрации Алана Ли для книги Джона Р.Р Толкина — «Хоббит». Источник

Алан родился в графстве Мидлсекс, Англия, в 1947 году. В детстве Ли много времени проводил один, редко гулял со сверстниками и любил строить замки из коробок от хлопьев.

В 17 лет Алан решил, что искусство станет его призванием. На будущего художника повлияло чтение легенд и мифов, а также знакомство с книгами «Властелин колец», которые Алану одалживал друг. «Это было невероятно, я проглотил книги залпом», — вспоминал Ли. Алану понравились мифологические элементы и красота пейзажей, которые Толкин рисовал с помощью слов.

«Пройти через ворота кладбища — как шагнуть в другой мир»: работа садовником

image6.jpg
Иллюстрация Алана Ли для книги Джона Р.Р Толкина «Хоббит». Источник

После школы Алан поступил в Илингский художественный колледж, но через год разочаровался и решил взять перерыв. По словам художника, тогда он не мог понять многие вещи, которым учили в колледже. Да и знакомые отговаривали Ли от учёбы в Илинге, «потому что там было слишком много битников [американская молодёжная субкультура, чьи принципы: нонконформизм, асоциальное поведение и неприятие культурных ценностей нации]».

Алан устроился работать садовником на кладбище в ночную смену. Там он почувствовал единение с природой и вспомнил о своём детстве в небольшом городке Аксбридже, когда мог беззаботно гулять по лесу и наслаждаться пейзажами. Это вдохновение Ли позже вложит в многолетнюю работу по визуализации Средиземья.

«Пройти через ворота кладбища — всё равно, что шагнуть в другой мир. Это был портал в странное царство заросших могил и деревьев».

Алан Ли

Тем временем в Илингском колледже сменился преподавательский состав, и через год Алан снова вернулся на учёбу. Новые преподаватели принесли с собой спокойную атмосферу и более прогрессивные направления: графический дизайн и рекламную иллюстрацию.

«Пока остальные рисовали для Volvo, я иллюстрировал ирландские сказки»: опыт художника-фрилансера

image10.jpg
Иллюстрация Алана Ли из книги Faeries

После колледжа Алан стал работать иллюстратором-фрилансером и выполнял заказы для разных издательств и журналов вроде Reader’s Digest и Women’s Own, а после перешёл к книжной иллюстрации. Рисовал обложки для антологий The Fontana Book of Great Ghost Stories и романов Алана Гарнера, включая «Волшебный камень Бризингамена».

В то время Алан познакомился со своей будущей женой Марией Ли Крюйт и подружился художником Брайаном Фраудом, который тоже сильно увлекался мифами и легендами.

image25.jpg
Иллюстрация Алана Ли Mythical Scene, 1980. Источник

Вместе друзья стали работать над книгой Faeries, в которой исследовали сказания о феях британских островов. Алан и Брайан пытались показать, что мифология фей — глубокая, разнообразная и не заканчивается на мультяшных эльфах с крыльями бабочек. По мнению Алана, феи из народных сказок — дикие, таинственные и капризные, словно сама природа.

«Пока остальные рисовали для компаний вроде Volvo, я сидел и иллюстрировал ирландские народные сказки».

Алан Ли

Книгу художники выпустили в 1978-ом году — она быстро стала популярной среди писателей, кинематографистов и других деятелей искусства.

В это же время Алан с семьей переехал в небольшую деревню на окраине Дартмура. Как говорит сам Алан — его очаровала красота глубинки и он «не смог жить без этих пейзажей». Художника впечатлила река прямо рядом с домами, пышный лес вокруг и покрытые мхом валуны.

Мабиногион и работа в киноиндустрии

image19.jpg
Иллюстрация Алана Ли для книги «Мабиногион». Источник

После Faeries Алан занялся другим проектом, который вынашивал очень давно — серия картин, вдохновлённых Мабиногионом, большим циклом мифов Уэльса.

Алан путешествовал по лесам старого Дифеда (графство Пемброкшир) и Сноудонии, набирался вдохновения, делал фото и скетчи. Вернувшись в студию, Ли нарисовал картины, которые впоследствии стали иллюстрациями к переизданию Мабиногиона от издательства Jones & Jones. Оно вышло в 1982-ом году и до сих пор считается одной из лучших работ художника.

image18.jpg
Иллюстрации Алана Ли для книги «Мабиногион». Источник

Книжная иллюстрация принесла художнику известность — и к Алану стали обращаться заказчики из киноиндустрии. В 1985-ом году Ли работал с режиссёром Ридли Скоттом над фэнтезийным фильмом «Легенда». Как говорил сам Алан, его вклад в картину был небольшим: он «просто сделал несколько иллюстраций» в силу того, что в те годы слабо представлял, как работает кинопроизводство.

«Однажды я работал без сна около двух дней»: знакомство с Кристофером Толкином

image11.jpg
Иллюстрация Алана Ли для книги Джона Р.Р Толкина «Возвращение короля». Источник

Иллюстрации Ли привлекли внимание Джейн Джонсон, редактора из издательства Allen & Unwin. Именно она показала работы художника Кристоферу Толкину, сыну Джона Р.Р. Толкина. Писателю понравились иллюстрации и подход Алана, после чего он пригласил художника проиллюстрировать юбилейное издание «Властелина колец» к столетию со дня рождения Джона.

Всего Кристофер попросил нарисовать около пятидесяти работ. Так начался длинный путь Ли как художника, который на протяжении 30-ти лет будет превращать текст Толкина в живописные иллюстрации.

«Ближе к концу были моменты, когда я изо всех сил старался уложиться в срок. Картинки нужно было отправить в китайскую типографию к назначенному времени. Однажды я работал без сна около двух дней, закончив четыре или пять работ, а потом доделал последнюю в поезде по пути в Лондон».

Алан Ли

В целом на работу над юбилейным изданием художник потратил около двух лет. Алан досконально изучал первоисточник и часто думал, как люди будут видеть Толкиновские пейзажи и архитектуру. Он совершенствовал свою технику, много рисовал Дартмурскую природу с натуры и старался не вдаваться в мелкие детали. Позже то же самое Алан сделает и для «Хоббита».

«Я работаю акварелью, которая сама по себе кажется «ускользающей». Я пытаюсь оставить некоторые вещи «расплывчатыми», чтобы не быть слишком точным и не навязывать свою точку зрения по персонажам и окружению. Я думаю, что акварель обладает каким-то динамичным и текучим свойством, которое хорошо влияет на читателей. Они могут смотреть на картинки и думать: «а они близки к тому, что я себе представил». Так читатели могут легко завершить картину в своём воображении и почувствовать, будто они сами поучаствовали в создании иллюстрации».

Алан Ли

image17.jpg
Иллюстрации Алана Ли из книги Castles. Источник

«Шесть месяцев превратились в шесть лет»: экранизация «Властелина колец»

image13.jpg
Иллюстрации Алана Ли из The Lord of the Rings Sketchbook

После работы над «Властелином колец» Алан решил немного отдохнуть от Средиземья и поработал над иллюстрациями для «Илиады» и «Одиссеи» в пересказе писательницы Розмари Сатклифф. В 2000-ом году ВК снова напомнил о себе: художнику пришла посылка от новозеландского режиссёра, который собирался превратить книги Джона Р.Р Толкина в фильм. Постановщик отправил курьером в Дартмур диски с двумя своими голливудскими работами — «Забытое серебро» и «Небесные создания» — и приложил записку с просьбой присоединиться к проекту.

Режиссёр хотел, чтобы Алан помог ему воссоздать образ Средиземья на большом экране. В конце записки была подпись — Питер Джексон. Ли стало интересно и он позвонил режиссёру, хотя никогда о нём не слышал. Во время разговора Джексон объяснил свою задумку и попросил художника переехать в Новую Зеландию на шесть месяцев.

«Шесть месяцев превратились в шесть лет. Я жил в Новой Зеландии, пока мы снимали все три фильма. Я оставался там, даже когда команда уже разъехалась. Нужно было закончить арт для рекламы».

Алан Ли

Поначалу у фильма были проблемы с финансированием, а кинокомпания Miramax сомневалась в перспективности проекта. Сомневался и Алан, но, прибыв на площадку, понял, что согласился не зря. Ему понравилась общая творческая атмосфера и то, как Джексон видит книги Толкина.

image9.jpg
Иллюстрации Алана Ли из The Lord of the Rings Sketchbook

Алан отмечал, что поначалу ему было трудно работать с сотнями людей, потому что художник привык к уединённому творчеству в своей небольшой студии.

Ли в компании иллюстратора Джона Хау трудился как художник-постановщик: разрабатывал дизайны оружия, предметов и доспехов. Художники работали в студии спецэффектов Weta Workshop, которую Питер Джексон основал специально для «Властелина колец», чтобы не прибегать к услугам дорогостоящих американских студий.

Ли отмечал, что в первую очередь помогал Питеру Джексону воплотить в жизнь видение и хотел сделать это максимально качественно. Поэтому художник стал осваивать работу в цифре прямо на площадке.

«CG — не про движение вверх в плане умения рисовать, а про движение к удобству. Я начал двигаться в мир компьютеров, когда работал над фильмами. Я когда-то иллюстрировал книгу Овидия «Метаморфозы», и там были большие развороты с большим количеством событий. Мне было легче сделать отдельные рисунки, а потом собрать их на компьютере в одно полотно, чем рисовать всё целиком. Компьютеры полезны».

Алан Ли

Ли и Хау создавали наброски и показывали их режиссёру. Тот разделил работу пополам: Джон должен был работать над дизайном Саурона и «тёмных» локаций вроде Барад-дура, Саммат Наура и Минас-Моргула.

Алан же работал над тем, что умел лучше всего: проектировал живописные территории людей, эльфов, гномов и хоббитов. По эскизам Алана были построены многие локации, в том числе Изенгард и Мория. По словам Ли, они с Джоном часто менялись задачами и добавляли небольшие детали и исправления в работы друг друга, «существуя в творческом симбиозе».

image3.jpg
Иллюстрации Алана Ли из The Lord of the Rings Sketchbook

Художники сосредоточились на архитектуре в фильмах и её внешнем виде, вплоть до самых мелких деталей вроде дверных ручек. Алану часто приходилось следить за количеством деталей на рисунках, потому что большинство декораций строились вручную и с ограниченным бюджетом. Приходилось многое переделывать, убирать и переосмыслять, чтобы «не тратить слишком много ресурсов».

В ландшафтах Средиземья Алан старался передать ощущение того, что герои действительно путешествуют по разным областям мира, а не застряли в одной локации.

«Зритель должен ощущать изменение ландшафта на протяжении всех трёх фильмов. Нашей главной задачей было создать убедительные декорации, чтобы можно было выйти и посмотреть на 360 градусов во всех направлениях. Из-за большого расстояния, которое герои преодолели, переходы из одного региона в другой должны быть более явными. Поскольку Гондор находится на юге, там более сухой климат, и это совсем не похоже на «Хоббита», в котором всё было очень пышным и зелёным. Рохан отличался от всех локаций, потому что там были горы и большая открытая местность, покрытая травой. Она простиралась на мили вперёд, а венчалось это всё большими скалами».

Алан Ли

После разработки концептов и декораций, Алан приступил к работе над спецэффектами и пост-продакшеном всех трёх фильмов.

image23.jpg
Иллюстрации Алана Ли из The Lord of the Rings Sketchbook

В 2004-ом году Алан получил премию Оскар за успехи в работе над визуальным оформлением «Возвращения короля».

«Это был самый славный вечер не только для художественного отдела, но и для всей команды в целом. У нас было 11 наград и я радовался, когда видел, как друзья из Новой Зеландии приезжают, чтобы получить свои Оскары».

Алан Ли

После окончания работ над «Властелином колец» художник опубликовал артбук с иллюстрациями The Lord of the Rings Sketchbook. Туда Алан добавил не только иллюстрации, которые легли в основу фильма, но и забракованные наброски. За шесть лет он создал около четырехсот иллюстраций и сорока миниатюр, не считая сил, вложенных в пост-продакшен.

image4.jpg
Иллюстрации Алана Ли из The Lord of the Rings Sketchbook

Во «Властелине колец» есть два камео художника: он появляется в самом начале «Братства Кольца» как один из девяти королей людей и в «Двух крепостях» как воин Рохана в оружейной (за спиной актёра Вигго Мортенсена, когда Арагорн и Леголас говорят по-эльфийски). Для этих камео Алану приходилось несколько часов в день ждать очереди на съёмку, поэтому он брал с собой альбом для скетчей и продолжал работать. Ли отмечал, что сниматься без актёрского опыта в таком большом фильме было «странно».

image14.png
Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца». Алан Ли — второй справа. Источник

Иллюстрации для «Детей Хурина»

image22.jpg
Иллюстрация Алана Ли для книги «Дети Хурина» Джона и Кристофера Толкинов. Источник

После завершения работы над трилогией Питера Джексона, Алан снова стал сотрудничать с Кристофером Толкином. В 2007-ом году тот отредактировал и выпустил в печать одну из ранних работ отца — книгу «Дети Хурина», а Алан её проиллюстрировал.

«Я думаю об искусстве иллюстрации как об искусстве сотрудничества. Это замечательно — работать с писателем, обсуждать идеи и понимать, что мы работаем в гармонии. Чаще всего я работаю с фольклором и мифами, и там я пытаюсь как-то изобразить присутствие писателя, пытаюсь вернуться в прошлое. Сотрудничество с Кристофером Толкиеном — прекрасное время, которое я всегда буду ценить. Жаль, что я так и не смог встретиться с его отцом, но Кристофер — самый близкий человек к Джону именно по духу».

Алан Ли

Алан Ли

«Мы снова вернулись в Новую Зеландию на шесть лет»: Гильермо Дель Торо и его «Хоббит»

image2.jpg
Иллюстрация Алана Ли для книги Джона Р.Р Толкина «Хоббит». Источник

После работы с Кристофером, участии в съемках «Кинг Конга» всё того же Питера Джексона и «Хроник Нарнии», Алан захотел немного отдохнуть. В 2008-ом году покой художника прервал Гильермо Дель Торо. Мексиканский режиссёр собирался экранизировать «Хоббита» и позвал Алана снова поработать над визуализацией Средиземья, снова на шесть месяцев, снова в Новой Зеландии. Дель Торо хотел снять фильм быстрее и ограничиться всего одной частью.

image7.jpg
Иллюстрация Алана Ли к «Хоббиту» Джона Р.Р Толкина. Источник

Потратив на фильм два года, режиссёр покинул проект. По словам Дель Торо, студия MGM задерживала финансирование (как потом выяснилось, из-за конфликтов с родственниками Толкина) и срывала съёмочный график Гильермо. Перед уходом режиссёр передал проект Питеру Джексону, который превратил фильм в трилогию, а Алан снова остался в Новой Зеландии на шесть лет.

По словам художника, производство и методы работы на «Хоббите» мало отличались от трилогии «Властелина колец». Разница была лишь в том, что настоящих декораций стало меньше, а VFX — больше.

image1.jpg
Иллюстрация Алана Ли к «Хоббиту» Джона Р.Р Толкина. Источник

Во время работы над трилогией Алан проиллюстрировал ещё одну книгу Толкина — «Берен и Лютиэн», а после «Хоббита» вернулся в Дартмур и проиллюстрировал «Падение Гондолина». В 2019-ом году художник собрал работы, которые сделал для Питера Джексона, в артбук The Hobbit Sketchbook.

«Картины показывают мне, как много всего ещё можно сделать»: источники вдохновения

image16.jpg
Иллюстрация Артура Рэкхема. Источник

В качестве источников вдохновения Алан всегда называл книжных иллюстраторов двадцатого века вроде Артура Рэкхема, Эдмунда Дюлака и Эдварда Бёрн-Джонса. Также художник вдохновлялся Рембрандтом, Брейгелем, Иеронимусом Босхом и Альбрехтом Дюрером.

«Дело не в том, что эти художники как-то повлияли на мои работы, а в том, как их картины поднимают мне настроение и заставляют верить в то, что картинки могут трогать и радовать людей. Они показывают мне, как много всего ещё можно сделать и многому научиться».

Алан Ли

Алан отдельно отмечает итальянских мастеров: Сандро Боттичелли, Джованни Беллини, Леонардо да Винчи и других. По мнению Алана, каждая картина этих мастеров «страстная и в то же время сдержанная», а все детали «прописаны в совершенстве и находятся на своих местах». Ли отмечал, что картины мастеров возрождения по-особенному воздействуют на зрителя и «превращают живопись в форму поклонения».

«Я счастливее всего в студии с кистью в руке»: чем Алан занимается сейчас?

image26.jpg
Фото из студии Алана Ли. Источник

Сейчас художник экспериментирует с традиционным рисованием и цифрой в своей мастерской, наблюдая, как его дочь Вирджиния создаёт скульптуры и макеты Средиземья в саду.

«Должен признать — я счастливее всего в своей студии с кистью в руке».

Алан Ли

На первом этаже своего дома Алан работает зимой, а летом переезжает в студию на заднем дворе — уютный небольшой домик, доверху забитый книгами и картинами. Одна из недавних работ художника — обложка для аудио-версии «Хоббита», которую начитал актёр и режиссёр Энди Серкис, известный по ролям Голлума и Кинг-Конга.

J.R.R._Tolkien__The_Hobbit.jpg
Обложка аудиокниги «Хоббит». Источник

775 0 850 8
1
2021-07-30
Прекрасный художник.
RENDER.RU