За что ненавидят Роба Лайфелда — и как его комиксы стали бестселлерами
Как Лайфелд создал Дэдпула и Кейбла, заработал миллионы и получил репутацию одного из самых ненавистных художников в комикс-индустрии.
Роб Лайфелд. Источник
Роберт Лайфелд — широко и скандально известный американский комиксист. Создатель Дэдпула, Кейбла, Суприма, супергеройских команд X-Force и Youngbloods, основатель издательств Image, Maximum Press, Awesome Comics, сценарист, продюсер и художник печально известного комикса о Капитане Америке, промо-арт которого растащили на мемы.
Промо-арт рана Роба Лайфелда на серии Captain America. Источник
Из-за стиля рисунка и вольное обращение с анатомией критики называли работы Роба «ужасными» и сравнивали их с «ямами с экскрементами».
Отрывок из обзорной статьи про визуальный стиль Роба:
«Вы просто должны увидеть, как Роб не желает рисовать ноги, как он не способен рисовать руки, и как он одержим большими пистолетами, которые опираются на сжатые кулаки беспалых героев. А его склонность рисовать женщин со странной анатомией, которые будто стоят на пуантах, просто поражает. Как и его фетиш на сумки и карманы.»
Несмотря на критику, комиксы Лайфелда продавались, а издательства продолжали давать ему крупные проекты и известных персонажей. Разберёмся в его истории подробнее.
Начало карьеры в «большой двойке» и срыв сроков
Обложка Hawk & Dowe #4. Источник
Роб с детства любил комиксы Стэна Ли и Джека Кирби, собирал игрушки G.I Joe и сам хотел стать комиксистом. После выпуска из школы в восьмидесятых он начал самостоятельно рисовать и отправлять концепты со сценарными заявками в First Press и Dark Horse Comics, но постоянно получал отказы.
Тогда Лайфелд решил испытать удачу и отправить наработки в Marvel и DC Comics. На портфолио Роба обратили внимание в DC из-за его новых идей и динамичного рисунка: художник «интересно» рисовал экшен-сцены.
В итоге 19-ти летнему Лайфелду предложили работать над комиксом Hawk & Dove, сценарий к которому писали Барбара и Карл Кэселы. Уже тогда редакторы столкнулись и с негативными сторонами Роба: он срывал дедлайны, отказывался рисовать персонажам кисти рук и ноги, скрывая их за камнями, туманом или границами кадра.
Сам комиксист смотрит на ситуацию иначе:
«Я стал заниматься комиксами в 1987 году и начал с серии Hawk and Dove, причём справлялся неплохо. Но мой редактор Майк Карлин постоянно напоминал, что я не заслужил своего успеха. Что? Мы с ним не очень хорошо ладили... Он хотел, чтобы я заплатил за свой успех. Мы как раз спорили по поводу визуальных решений в Hawk & Dowe. Я был молод и очень хотел просто быть в бизнесе. Чересчур стремился всем угодить».
Роб Лайфелд
Поначалу в издательстве смотрели снисходительно на ошибки молодого художника, однако чем больше они работали с Робом, тем больше понимали, что меняться он не собирается. Лайфелд так и не закончил работу над Hawk and Dove.
Ребрендинг New Mutants и немного лжи в рекламе
Обложка New Mutants #86. Источник
Ещё во время работы в DC Роб договорился с издательством Marvel, которое старалось переманить подающего надежды художника к себе и предложило ему поработать с их главными и популярными персонажами — Людьми Икс. Лайфелд стал рисовать серию The New Mutants, начиная с 86-го номера.
«Когда я рисовал Hawk & Dove #5, у меня зазвонил телефон. Это был Боб Харрас, редактор X-Men. И вот мне всего 19 лет, а я уже рисую и X-Men, и X-Factor и Wolverine. Мне дали шанс придумать заново New Mutants, и после меня комикс продавался миллионными тиражами. Так взлетел X-Force, сделал 5 миллионов экземпляров и запустил продажу игрушек. Я был гарантией прибыли и вся критика заглушалась миллионами копий комиксов, которые читатели сметали с полок магазинов».
Роб Лайфелд
У редакции были наброски нового персонажа-киборга с рабочим псевдонимом Commander X, и Робу поручили доработать его дизайн. Лайфелд нарисовал мускулистого, вооружённого до зубов военного из будущего. Так появился Кейбл.
Кейбл в исполнении Лайфелда. Источник
С 98-го номера Лайфелд не только рисовал The New Mutants, но и писал сценарий, а диалоги за него дописывал Фабиан Нициезе. Роб работал в «классическом» стиле Marvel, когда художник определяет основное направление истории и рисует страницы, по ходу строя сюжет, а сценарист после вписывает диалоги в пузыри и старается раскрыть персонажей.
Чуть позже Роб превратил The New Mutants в X-Force — более злую, жестокую и милитаристскую версию подростковой команды мутантов. Он сменил дизайны, поменял некоторых героев и общее настороение серии.
Источник
В 1991-ом году первый номер X-Force разошелся тиражом в пять миллионов экземпляров и побил рекорды продаж. Так начался бум Людей Икс девяностых. Роб концентрировался на экшене, а его герои всё время замирали в напряжённых, динамичных позах, постоянно кричали, отрубали друг другу конечности и сражались насмерть.
У комиксов Роба была и коллекционная ценность — он всегда рисовал несколько вариантных обложек, а в комплекте шли специальные карточки с артом художника. Позже Роб продавал на выставках подписанные ограниченные тиражи комиксов с обложками, которые были покрыты золотой фольгой.
В 1992 году Роб снялся в рекламе джинсов Levi`s, в которой сказал, что создал X-Force. Он схитрил, потому что на самом деле просто провёл ребрендинг New Mutants, поменял настроение и дизайны героев. Также он сказал, что не учится рисунку, а секрет его комиксов «в чистом воображении».
Та самая реклама джинсов Levi`s
Дэдпул — плагиат или дань уважения?
Коллекционная карточка Дэдпула с артом Роба Лайфелда. Источник
Позже Лайфелд и Нициезе создали Дэдпула и команду мутантов под названием Externals. На художника посыпались обвинения в плагиате: Дэдпул был очень похож на персонажа DC Дэфстроука, а Externals — на бессмертных из киносаги «Горец».
«Всё, что я знал о Дэдпуле — он был убийцей и ловкачом, смесь Человека-паука и Карателя. Я тогда спросил у Роба: «А это не Дэфстроук из Teen Titans?». Он засмеялся и ответил: «Ну ты меня поймал».
Фибиан Нициезе
Сценарист
У DC Дефстроук был одет в очень похожий костюм, но с другими цветами, постоянно носил маску и был молчалив. Лайфелд и Нициезе сделали персонажа разговорчивым, чтобы он сильнее отличался от оригинала, хоть поначалу Дэдпул и был мрачнее и не так часто заигрывал с шутками про слом четвёртой стены. Эти черты персонажу подарили другие авторы, которые работали с ним после Лайфелда — Рик Римендер, Джерри Дагган, Дэниэль Уэй и не только.
Позже Роб судился с Нициезе за право авторства. В интервью New York Times он сказал, что «сделал всю тяжёлую работу»: придумал сюжет и нарисовал первый номер комикса, в котором появился Дэдпул.
Про работу Нициезы Роб сказал так:
Если бы уборщик написал сценарий для New Mutants #98, он бы тоже стал соавтором — вот так это работает, приятель. Дэдпул без меня не существует. Я писал всю основную часть. Как и Джим Ли, я работал со сценаристом, который просто помогал. Я выбрал Фабиана, и он воспользовался лотерейным билетом Роба Лайфелда.
Роб Лайфелд
Основание Image и новые обвинения в плагиате
Обложка дебютного номера Youngblood. Источник
В 1992 году, когда отношения с Marvel окончательно испортились, Роб хлопнул дверью и основал своё собственное издательство — Image Comics. Вместе с Лайфелдом ушли и другие художники: Тодд МакФарлейн (рисовал The Amazing Spider-Man и придумал серию Spawn), Джим Ли (рисовал X-Men и Batman), Эрик Ларсен (рисовал и писал сценарий для Savage Dragon), Марк Сильвестри (придумал и рисовал The Darkness и Cyberforce) и другие. Все они были недовольны отчислениями и отношением Marvel к авторскому праву.
Уход таких важных людей из Marvel в прессе назвали «the X-Odus» (игра слов, составленная из названия комикса X-Men и слова «исход» [exodus]). Художники договорились создавать новых персонажей и истории, права на которые будут оставаться целиком у них, а не становиться собственностью издательства. Творческое видение было таким: меньше сюжета и диалогов, больше экшена, динамики, крутых страниц и разворотов.
«Всё происходило быстро, масштабно и громко. То, что у нас всё получилось, казалось чудом. В августе 1992-го года мы были компанией № 2 по производству комиксов всего с шестью сериями. В индустрии появились трещины, и эти трещины звали Роб, Тодд, Джим, Марк, Валентино и Эрик. Это были тяжёлые дни, весёлые времена, которые могут испортить тебя как человека. То, что ни один из нас не словил передоз от наркоты, было большим сюрпризом. На пике я выпускал двадцать два комикса в месяц в течение примерно шестнадцати месяцев».
Роб Лайфелд
Внутри Image Comics каждый художник-основатель создал свою студию. Свой импринт Роб назвал Extreme Studios, а первой работой стал супергеройский комикс Youngblood.
Вновь посыпались обвинения — на этот раз в том, что Роб почти целиком скопировал у DC состав команды Teen Titans. Как выяснилось позже, Лайфелд предлагал DC питч со своим редизайном и ребрендингом команды, но получил отказ. На основе этого питча он и создал Youngblood.
Обложка Youngblood Bloodsport #2. Источник
Критики называли персонажей Лайфелда пустышками и пастишами известных супергероев с кричащими дизайнами, которые ничего не представляют из себя в плане характеров, а описать их можно тезисами вроде «жестокий Супермен» или «злая Чудо-Женщина».
При этом Роб утверждал, что создал дизайны героев и разработал идею самостоятельно, умалчивая, что ему помогал редактор и сценарист Хэнк Канальц, которого Лайфелд просто уволил.
В целом Лайфелда неоднократно обвиняли в копировании чужих комиксов и работ. Роб всегда отвечал, что в первую очередь отдаёт дань уважения мастерам и рисует оммажи. Свои работы он сравнивал с фильмами Брайана ДеПальмы, который заимствовал приёмы у Альфреда Хичкока. Лайфелду возражали, что в этом случае он должен был указывать первоисточники, чего Роб никогда не делал.
Несмотря на все заявления, Роб снова не успевал с дедлайнами. Например, поздние номера Youngblood художник сдавал с опозданием в девять месяцев. В комиксе Splitting Image про это есть шутка: в конце одной из мини-историй, которая пародировала Youngbloods, была плашка «Продолжение следует! В следующем году!».
Deathmate и рисунки «в любом виде»
Обложка «золотого» издания комикса Deathmate. Источник
В 1993 году издательства Image и Valiant Comics договорились создать грандиозный комикс-кроссовер Deathmate, в котором должны были столкнуться персонажи-супергерои из двух вселенных. Издательства решили разделить Deathmate пополам и выпускать номера самостоятельно.
Издательство Valiant свою половину истории выпустило в срок, а вот Image сильно отставало от графика. Отчасти — из-за Роба. Позже редактор Боб Лейтон вспоминал, как однажды полетел в Лос-Анджелес и специально сидел на пороге дома Лайфелда, чтобы тот закончил рисовать кроссовер Deathmate и сдал рисунки «в любом виде».
Новый контракт с Marvel и скандал с Капитаном Америкой
Фрагмент страницы из Captain America #1. Источник
Несмотря на разногласия, в 1996 году Роб заключил новый контракт с Marvel, в рамках которого должен был нарисовать 12 номеров Avengers и столько же номеров Captain America в соавторстве со сценаристом Джеффом Лоэбом.
Шквал критики поднялся сразу после первого номера и сопровождал Лайфелда на протяжении всей работы. В этот раз негодовали и читатели. Обложка одного из номеров превратилась в мем:
Многие считали, что Роб перестал стараться и выдаёт арт «максимально низкого качества».
«Я знаю, что сделал Капитану Америке спорную перезагрузку и совершил ошибку, нарисовав одну ужасную картинку, которая вызвала очень много критики в мой адрес. Но я поехал в Нью-Йорк на подписание контракта и узнал, что «Капитан Америка» выступил в 150 раз лучше всех предыдущих комиксов».
Роб Лайфелд
Продажи первых номеров действительно были высокими, однако чем дольше выходил комикс, тем сильнее падал читательский спрос. К тому же Лайфелд снова срывал сроки. В итоге издательство расторгло контракт с художником на шести номерах и поручило обе серии Джиму Ли.
Скандальный уход из Image, вольное обращение с контрактами и финансами
Обложка комикса Darkside. Источник
В том же 1996-ом году Роб со скандалом ушёл из Image. Причины ухода в разных источниках описывают по-разному, но одна деталь совпадает везде — Лайфелд злоупотреблял положением в издательстве, вольно обращался с трудовыми договорами сотрудников, переманивал художников у остальных основателей издательства и оплачивал свои долги из бюджета Image. К тому же, работы Роба приносили всё меньше и меньше денег, потихоньку становясь убыточными.
У Лайфелда, как всегда, было своё видение ситуации:
«Мы соперничали. К тому же у меня было второе издательство, Maximum Press, которое я в 94-ом году создал для Battlestar Galactica и Avengelyne. Я взял много своих оригинальных тайтлов из Image — Youngblood, Supreme и Prophet — и перенёс их в Maximum Press. Тогда я получил от Тодда письмо: «Верни персонажей или нам придётся принять меры». Появилось ощущение, что, возможно, наши отношения переросли во вражду. Это нормально. Иногда рок-группы распадаются».
Роб Лайфелд
После ухода Лайфелд основал новую студию — Awesome Comics.
Размолвка с Аланом Муром
Обложка Supreme #2. Источник
В Awesome Лайфелд с Джеффом Лоэбом решили дать новую жизнь неопубликованным сценариям комикса о Капитане Америке, которые отклонили Marvel. Роб решил использовать максимально близкий дизайн и попросил у Marvel права на использование героя Fighting American, который был похож на Капитана Америку.
Попытка использовать известный читателям образ не сработала. Роб решил, что нужно что-то менять в собственном подходе к написанию историй. Он захотел усилить сюжетную составляющую всех комикс-линеек своего издательства и позвал Алана Мура, уже состоявшегося писателя и автора «Хранителей», предложив ему развивать персонажей и наработки по вселенной Awesome Comics.
Муру приглянулся супергерой Supreme, которого в комикс-прессе часто называли клоном Супермена. Помимо Supreme, Мур писал сценарии для серий Youngblood, Glory и других тайтлов. В это время Роб рисовал и занимался менеджментом.
Первые комиксы нового издательства хорошо продавались, однако вскоре начались проблемы. Сначала Роб поругался с Муром из-за творческих разногласий и взглядов на жизнь. Алан ушёл работать редактором и автором в ABC Comics, а Роб перестал публиковать его сценарии. По словам Лайфелда, у него «до сих пор остались сценарии Мура», которые «ждут своего часа».
Вот, что по этому поводу говорил Алан Мур:
«Мне просто надоела ненадежность информации, которую я получал от Роба. Я ему не доверял. Он не уважал нашу работу, а мне было трудно уважать его».
Алан Мурписатель, сценарист
Роб же видел ситуацию так:
«Алан хороший писатель, но он стал повторяться. После работы над моим Supreme он написал комикс про Тома Стронга, который, по сути, был калькой моих работ. Алан тогда даже награды получил. Однако люди забывают, что Мур исчез с радаров и не выпустил ни одного популярного комикса с девяностого по девяносто шестой года. Даже то, что он писал для Тодда МакФарлейна, критики растоптали. Он будто не просыпаясь писал. А вот на Supreme он хорошо поработал, вернул нам Серебряный век комиксов, такого никто не делал!»
Роб Лайфелд
После размолвки с Муром Роб поругался с партнёрами издательства, после чего ушёл его основной инвестор. Издательство пришлось закрыть.
Перезапуск Hawk and Dove, конфликт с редактором и авторами
Разворот из рана Лайфелда на Hawk & Dove. Источник
В 2011-ом году DC в рамках инициативы The New 52 поручило Лайфелду вновь рисовать серию Hawk and Dove, которая когда-то открыла ему путь в большие комиксы.
Роб снова не успевал сдавать арт вовремя и серию отменили на 8-ом номере, но взамен дали Лайфелду разрабатывать целых три сериала — Grifter, Deathstroke и The Savage Hawkman. Роб работал над сюжетом, а в Deathstroke выступал в качестве художника.
«Hawk and Dove был самым худшим комиксом в моей карьере. Блогеры поджаривали меня на сковороде. Все рецензии были полны личных нападок и оскорблений. Многие, если не все, верили, что Hawk and Dove — это первый комикс, который я сделал за последние десять лет, и спрашивали, как я всё ещё остаюсь на плаву? Извините, у меня нет времени с вами разговаривать. У меня есть дедлайны, которые нужно соблюдать, вместо того, чтобы спорить с блогерами. НИКОГДА не отправляйте отрицательный комментарий и не оставляйте отрицательные отзывы! Это бессмысленно и отнимает драгоценное время. Я выступаю за то, чтобы двигаться вперёд и работать на фанатскую базу. В итоге Hawk and Dove продался тиражом в 50 тысяч копий. Подумайте, боялся ли Джордж Лукас ярости интернета, когда выпускал приквелы «Звёздных войн» или их перезагрузки? Вместо этого он смотрит на все эти ряды игрушек и товаров по мотивам, которые можно купить в любой точке мира».
Роб Лайфелд
Чуть позже Роб расторг контракт с DC и покинул издательство, поработав лишь над нулевыми выпусками всех трёх серий. По версии Лайфелда, причиной ухода стали разногласия с редактором Брайаном Смитом: якобы редактор вносил слишком много правок в его материал. К тому же, Лайфелда не устраивали корпоративная культура внутри большой двойки и арт Скотта Кларка на серии Grifter. По словам Роба, культура «губила креатив», а работу Скотта он назвал «дерьмом».
Авторы категории D и ссора с коллегами
Вариантная обложка Лайфелда для комикса Jupiter`s Legacy 2 #1. Источник
Роб за свою карьеру нажил много недоброжелателей среди коллег по индустрии. Разругавшись почти со всеми основателями Image, редакторами Marvel и DC, Лайфелд в 2012 году поругался и с другими комиксистами.
Роб просто написал один твит:
«Дэдпул процветает и остается знаменитым даже несмотря на то, что над ним работают авторы из списка категории D. При этом авторы из списка категории A никогда над персонажем не работали».
В комментариях выразили недовольство авторы комиксов про Дэдпула. Даже редактор Marvel Алекс Алонсо написал шутливый твит, в котором отметил несколько сценаристов и написал «добро пожаловать в список категории D».
Роб ответил так:
«Правда ранит. Фишка в том, что Marvel не растрачивает талант своих лучших авторов на Дэдпула, отдавая его новичкам, которые в листе категории D».
Позже под давлением коллег Роб извинился, но в свойственной ему манере:
«Как отец, я говорю своим детям, что извинения не стоят ничего, так что вот вам — я извиняюсь и искренне сожалею, что кого-то оскорбил своими комментариями. Я сказал это и не могу взять свои слова обратно».
Анатомия, стиль и шутки
Анатомия Роба, переложенная интернет-пользователями на реалистичную фигуру с фото. Источник
Лайфелд активно развивал свой «стиль» и продолжал играться с пропорциями и деталями: на героях стало ещё больше мускулов, подсумков, оружия, а у героинь ещё сильнее вытянулись ноги и увеличились груди. При этом художник всё чаще отказывался рисовать фоны, закрывая их дождём и дымом.
Роб все ещё остаётся верен себе и иногда над этим шутит. Например, в сиквеле экранизации «Дэдпула» была шутка про «парня, который не умеет рисовать ноги» (по словам Лайфелда, она попала в фильм с его одобрения). А художник и сценарист Мишель Фиффе, которого Роб позвал рисовать несколько номеров комикса Bloodstrike, забавно пошутил про страсть Лайфелда к карманам и подсумкам и создал персонажа по имени The Pouch (Кармашек).
Страница из комикса Bloodstrike #21
Ответ критикам
Из-за развития интернета Лайфелд получал по почте множество гневных писем с критикой и угрозами, и становился героем негативных критических статей, где его в том числе обвиняли в неумении рисовать ноги.
Вот, что художник говорит про это на своём сайте:
«Я стал часто читать о Робе Лайфелде, жулике, который не умеет рисовать, не умеет выдумывать и не заслуживает своей карьеры. Что?? На МЕНЯ нападали, иногда злобно, безжалостно. Признаюсь, я был немного ошарашен суровостью людей. Как они меня судили? По диалогам в комиксах? По рисункам и инкингу? Я замолчал, и пока молчал — каждое моё достижение было переиначено или отменено. Критики, успокойтесь. То, что я выпускаю по 60 страниц арта в месяц и работаю со всеми крупными издательствами, опровергает все ваши претензии».
Также Роб часто сравнивает себя с кинозвёздами и другими деятелями индустрии:
«Однажды мне позвонил друг-комиксист. Он был в панике. Когда-то он был успешным, но его поздние работы сильно критиковали. Он лично понял, что такое гнев фанатов. Пришлось попотеть, чтобы успокоить его, пока я досматривал бейсбол по телевизору. Я тогда сказал: «Твои книги — лучшие продавцы. Они великолепны, и ты делаешь хороший продукт. Я не понимаю твоих забот. Добро пожаловать, таков успех!» Я процитировал многих режиссёров и кинозвезд, включая Майкла Бэя и Тома Круза. Их тоже публика якобы ненавидела, но каким-то образом всегда шла на их фильмы. В таком бизнесе у вас должна быть толстая кожа. Он не для слабых. Фанат — это сокращение от слова «фанатик». Мы все чересчур увлечены нашими любимыми персонажами и сюжетами».
Когда ему надоели издевки над манерой рисования, Роб сделал в Facebook пост о том, что всё таки умеет рисовать ступни ног и не понимает, почему его продолжают критиковать. К посту художник прикрепил видео со страницами из комикса New Mutants, который рисовал в самом начале своей карьеры.
Причины популярности
Скетч Роба с ранних этапов разработки Youngbloods
Сложно однозначно сказать, почему при всех негативных сторонах комиксы Лайфелда продавались, а ему постоянно предлагали работу. Есть мнение, что это в первую очередь связано с «феноменом первого номера». В США рынок комиксов напрямую зависит от продаж в комикс-шопах и больших торговых сетях вроде Wallmart. Самые большие показатели продаж — у первых номеров супергеройских серий и у комиксов с «первым появлением» того или иного персонажа.
Коллекционеры скупают первые номера, потому что они быстро становятся редкими, и у них высокая коллекционная ценность. Роб же часто запускал новые серии и часто придумывал новых персонажей, что автоматически поднимало их ценность, иногда вопреки содержанию.
Еще одно предположение — что скандальное поведение и спорные высказывания вместе с предыдущими заслугами вроде основания Image как раз добавляют ценности работе Лайфелда. Это делает художника более «хайповым», а его комиксы — более продаваемыми. Роб на протяжении всей карьеры обеспечивал себе «чёрный PR». Многие читатели ненавидят Лайфелда за рисунок или поведение в инфополе, но когда он выпускает новый комикс — первые номера покупают, чтобы посмотреть, что Роб «натворил» на этот раз.
Страница из комикса Captain America #1. Источник
Несмотря на дурную славу и скандальную репутацию, некоторые комиксисты признают влияние Лайфелда и не отрицают его вклада в индустрию. Например, Грант Моррисон (All-Star Superman, Batman) уверен, что Роб и остальные основатели Image спасли американские комиксы от деформации, которую устроили авторы «Британского вторжения» (его частью был и сам Моррисон). По мнению Гранта, Лайфелд обслуживал вкусы детей девяностых, в то время как издательство Vertigo было занято разрушением канонов и играми с жанрами и формой. Также Моррисон выделил необычный визуальный стиль Роба и сравнил его с Ван Гогом: Винсента тоже критиковали при жизни и убеждали в том, что он не умеет рисовать.
В предисловии к переизданию Youngblood сценарист Марк Миллар (The Ultimates, Wanted) положительно отзывался о Лайфелде и его работах. По мнению Марка, именно Роб ещё в начале девяностых сделал то, за что в будущем читатели полюбили агрессивные и необычные комиксы вроде The Authority и X-Statix. Миллар написал, что критиковать Роба — все равно что критиковать короля комиксов Джека Кирби за его вольное обращение с перспективой и пропорциями вместо фотореализма.
К тому же, комиксы Роба — в первую очередь «перекаченные» боевики, своего рода наследие «эпохи VHS». В девяностых это были «крутые» и кричащие экшен-комиксы для подростков, а современные работы автора — портал в юность. Комиксы выросли, изменились и стали другими, а Роб предлагает читателям частичку детства. Это тоже важная ниша.
Чем Роб занят сейчас?
Обложка комикса Snake Eyes: Deadgame. Источник
Скандальный художник продолжает рисовать комиксы. Недавно Роб поучаствовал в создании истории по франшизе G.I Joe. Также Лайфелд регулярно рисует вариантные обложки и ведёт свой подкаст Robservations. Там он высказывается о состоянии индустрии и том, как делал комиксы в девяностых. По его словам, он продолжает работать над экранизациями своих комиксов, надеется, что его персонаж Major X попадёт в киновселенную Marvel, и хочет снова возродить серию Youngblood.