От фанатского хентая к Hellsing: творческий путь Коты Хирано

Неудачная работа ассистентом, порно-манга по Cowboy Bebop и One Piece, превращение Hellsing из «хентая» в хоррор-боевик.

image7.jpg

Кадр из аниме-адаптации Hellsing OVA. Источник

«Я тащусь, когда рисую женскую грудь и бёдра»: ранние годы, учёба и хентай

Кота Хирано родился в 1973 году в районе Адати, в северной части Токио. В восьмидесятых молодой Кота зачитывал до дыр манга-журнал Young Magazine, а после знакомства с киберпанк-мангой «Акира» Кацухиро Отомо и сам всерьёз решил рисовать комиксы. Некоторых персонажей Hellsing Хирано придумал как раз в этот период.

"Мне кажется, я придумал персонажа Майора ещё когда ходил в школу и был записан в кружок любителей манги. С того момента прошло много лет. И я, и Майор с тех пор стали гораздо толще."

Кота Хирано

Хирано самообучался в свободное время, читая мангу Акиры Ториямы Hetappi Manga Kenkyūjo. Там известный автор Dragon Ball собрал в формате комикса советы о том, как стать мангакой и научиться рисовать. Иллюстрировал Hettapi Юсуке Мурата, автор спортивного сериала Eyeshild 21.

image1.png

Обложка Hetappi Manga Kenkyūjo. Источник

После школы Кота поступил в Токийскую академию дизайнеров на факультет анимации, но быстро бросил учёбу. Потом он успел поработать в игровой компании, правда, всего несколько дней. Этот опыт Кота называет событием, которое ему хочется забыть. Чуть позже Хирано устроился работать ассистентом мангаки, и был, по его словам, «ужасным» и «ленивым» помощником. Уволившись, Кота решил создавать свои собственные произведения и слушать только себя.

image3.jpg

Хирано на фестивале Japan Expo в 2008 году. Источник

Сперва Хирано рисовал додзинси — любительскую мангу, которая в Японии распространяется самиздатом. Из-за того, что мангака любил рисовать обнажённых девушек, он выбрал жанр «хентай» и стал делать порно-комиксы по своим любимым аниме-сериалам: Detective Conan и Cowboy Bebop.

"Я тащусь, когда рисую женскую грудь и бёдра. Персонажи с хорошими формами в моей манге никогда не умирают. […] Правда, их прелести со временем растут и достигают размеров арбузов."

Кота Хирано

На его додзинси обратили внимание порно-издательства вроде WANIMAGAZINE. Тогда Кота стал рисовать и публиковать хентай-мангу, не связанную с работами других авторов: мини-истории Coyote, Angel Dust, Hi-Tension, Desert Schutzstaffel. В то же время он создал кровавый боевик Gun Mania.

image9.jpg

Страница из манги HI-SIDE.

«Я начал Hellsing как порно-ван-шот»: история знаменитой манги

Во время экспериментов с коротким форматом Хирано выпустил ещё одну мангу, которая позже сильно повлияет на его творчество и главную работу в карьере — сериал Hellsing. Часто встречается утверждение, что история «Хеллсинга» началась с хентая The Legends of Vampire Hunter, которую мангака опубликовал в ежемесячном журнале Heavenly Pleasure. И в той, и в другой манге появляются одни и те же персонажи. Сам Хирано говорит, что название The Legends of Vampire Hunter придумано фанатами. Хентай действительно существовал, но назывался он сразу Hellsing. Кота закончил ван-шот быстро из-за горящих сроков.

После релиза ван-шота, Хирано счёл идею интересной и решил развить её до полноценного сериала. Нужно было лишь найти журнал, который согласится его публиковать.

image11.jpg

Обложка одного из томов Hellsing. Источник

В 1997 году журнал Young King OURs, специализирующийся на публикации экшен-манги для взрослой аудитории, предложил Хирано опубликовать историю о вампире Алукарде. Хирано дали полную творческую свободу и возможность рисовать безумные боевые сцены. Мангака согласился и в 1997 году выпустил первую главу Hellsing.

"Тогда я почувствовал, что могу продолжить историю. Где-то на второй главе я стал развивать общий сюжет. В целом главы с первой по третью нужны были, чтобы расставить персонажей как шахматы по доске, ввести их в историю и посмотреть, как они убивают мелких врагов. На четвёртой главе я стал думать о том, чтобы ввести крупные вражеские организации."

Кота Хирано

Злая и кровавая история о могущественном вампире, который работает на секретную организацию и охотится на нечисть, понравилась аудитории журнала, а Хирано раскрыл себя с новой стороны — как автора хоррор-боевиков.

Манга становилась всё популярнее, но сам Хирано стал уставать, хотя журнал требовал новую главу раз в месяц, а не раз в неделю, как это делал Shounen Jump.

"Я начал Hellsing как порно-ван-шот для журнала Kairakuten (издатель WANI). Мне никогда не приходило в голову рисовать одно и то же на протяжении всех семи лет. Хирои Рей рисовал нацистов в манге Hisuikyou Kitan (издатель Shogakukan) и жаловался, что устал рисовать нацистов. Так у него было всего два тома. Представьте, как я устал, пока рисовал нацистов на протяжении семи томов. Я теперь хочу, чтобы все нацисты просто умерли. Вы не представляете, как трудно рисовать их униформу."

Кота Хирано

Главным источником вдохновения для Коты стали видеоигры. Когда он придумывал персонажей, то думал о них как о генералах из стратегии Nobunaga`s Ambition, которых нужно завоевать или переманить на свою сторону.

Хирано разбросал по всем томам Hellsing отсылки и пасхалки. Например, большинство названий глав в манге — это изменённые названия любимых видеоигр Коты. В Hellsing нашлось место и Final Fantasy, и Soldier of Fortune, и Warcraft, и Wizardry и даже нишевой Ogre Battle.

image10.jpg

Страница из манги Hellsing. Источник

Кота открыто называет себя «отвратительным отаку» (японский аналог слова «гик», часто используется как оскорбление — прим.редакции). Своих персонажей Хирано тоже называет отаку и считает, что это многое о них говорит:

Отрывок из Hellsing Guidebook Interview Battle-1
Интервьюер: У персонажа Майора есть сложный бэкграунд?
Хирано: Нет, он просто очень толстый отаку.
Интервьюер: А что насчет Дока?
Хирано: Нет, он просто очень тощий отаку.

Также на Хирано повлияли боевики Джона Ву и его режиссёрский почерк. Джон ставил экшен в девяностых, превращая перестрелки в отрепетированный балет. Хирано стремился передать это в Hellsing, сильно увеличив масштабы. А вампирскую тематику он выбрал потому, что она ему очень нравится:

" Все ведь любят вампиров. Я тоже люблю. Они уже сами по себе очень сильны. А что если они трансформируются, чтобы стать ещё сильнее и возьмут в руки оружие? Сначала я нарисовал первый дизайн главного героя в плаще с большим воротником. Этот плащ должен был целиком защищать героя от пуль. Я очень хотел создать неуязвимого персонажа.

Но в итоге дизайн получился плохим. Я поменял плащ на обычный и сделал героя настолько могущественным, что ему стала не нужна никакая броня."

Кота Хирано

В начале двухтысячных Hellsing экранизировала студия Gonzo в формате сериала из тринадцати эпизодов. Хирано тогда продолжал публикацию и манга ещё была далека от финала, поэтому создателям аниме пришлось придумать свою собственную концовку.

image13.jpg

Кадр из аниме-адаптации Hellsing. Источник

Сериал не понравился Коте. Его разочаровала концовка и большое количество цензуры, которой подверглась оригинальная манга при адаптации для телевидения.

"Я правда не прикасался к старому аниме по моей манге и ничего о нём не знал. Я думал, что если они справятся с задачей и сделают хорошее аниме, то буду их боготворить, а если нет — просто проигнорирую. Я не вмешиваюсь в процесс, потому что ничего не смыслю в производстве аниме. С комиксами всё по-другому. Я ими занимаюсь уже десяток лет и кое-что в них понимаю."

Кота Хирано

Адаптация не понравилась и фанатам манги. Они жаловались на цензуру и скучные дополнительные сцены, которые придумали сценаристы Gonzo.

В 2006 году на DVD вышла первая часть новой экранизации — Hellsing Ultimate от студий Madhouse и Satellite. Авторы новой адаптации решили перенести на экраны мангу в первоначальном виде, без цензуры и лишних сцен. Аниме выпускали в формате OVA — часовыми эпизодами и сразу на DVD, потому что без показа по телевидению не нужно было думать о цензуре и возрастных ограничениях.

Сам Хирано шутит в интервью и своей манге на разные темы и любит туалетный юмор. В историях Коты, несмотря на мрачность и жестокость, часто попадаются комедийные вставки, которые мангака выделяет упрощенным рисунком. В интервью он рассказывал, что рисовал юмористические эпизоды, когда сюжет достигал критической точки: таким образом он немного разряжал атмосферу и снижал градус напряжения.

Ещё в интервью для Hellsing Guidebook мангака признался, что замаскировал в татуировках одного из персонажей названия любимых произведений Trigun и Gundam, и много раз написал слово «tits».

image2.jpg

Страница из манги Hellsing. Источник

У OVA-экранизации был приквел Hellsing: The Dawn, который вырос из очередной шутки мангаки. Хирано между главами основной истории Алукарда выпускал мини-серию, в которой превратил героя в маленькую девочку. The Dawn экранизировали после завершения Hellsing Ultimate и выпустили в качестве бонуса на дополнительном диске.

"The Dawn для меня как закуска. Сомневаюсь, что он вообще когда-нибудь выйдет одним томом. Зато там я могу разгуляться на полную. Я хоть и дал там несколько отсылок к основной серии, но не уверен, состыкуется ли манга с новым аниме. Я превратил главного героя Алукарда в маленькую девочку. Было весело."

Кота Хирано

image14.jpg

Страница из манги Hellsing. Источник

Манга Хирано была переведена на другие языки и, помимо Японии, вышла в Америке, Франции, Италии, Германии и в России. Однако в Англии манга так и не вышла. В середине повествования Hellsing вампиры-нацисты разрушают Лондон, убивают людей и едят маленьких детей. Из-за шокирующих сцен правительство Англии отказалось издавать мангу на территории страны. Как говорил сам Хирано, он разрушил Лондон потому, что у него было много неприятных воспоминаний, связанных с этим городом. Особенно ему не понравились люди и отель, в котором жил мангака.

После выхода десяти OVA-эпизодов Хирано завершил сагу об Алукарде и борьбе с тайными организациями. Мангака стал думать о новой истории, не связанной с вампирами и нацистами.

"Я очень устал рисовать все эти военные штуки! Оружие там, вампиров. Это ужасный комикс, в котором люди жестоко убивают друг друга при помощи огнестрельного оружия, мечей и всего остального. Устал от этого! Всё что я хочу — это рисовать комиксы про милых девушек в сауне!"

Кота Хирано

Сейчас мангака с нетерпением ждёт голливудскую экранизацию Hellsing: по данным портала Deadline, кино адаптацией манги займутся создатели боевика «Джон Уик».

«Люблю немножко отвлечься»: отдых и додзинси

После завершения Hellsing Кота захотел немного отдохнуть и вернуться к рисованию хентай-додзинси. В этот раз он выбрал мангу Эйтиро Оды One Piece, которую очень любил читать сам.

image16.png

Страница из ван-шота UFO 2000.

История сильно походила на Hellsing, в которой боевые сцены заменили эротикой. Хирано использовал персонажей оригинальной One Piece, но придумал им новые костюмы.

"Я могу рисовать разные вещи так, как хочу сам. Вы не представляете, как иногда трудно просто продолжать работать. Поэтому я люблю немножко отвлечься."

Кота Хирано

«Если вам кажется, что я умный, это случайность»: экшен про «попаданцев» и историю

image17.png

Обложка журнала Young King OURs с первой главой Drifters. Источник

В 2009 году Хирано выпустил первую главу новой манги под названием Drifters. Кота вновь сотрудничал с издательством Shonen Gahosha и журналом Young King OURs, и снова получил полный творческий контроль.

image19.jpg

Разворот из первой главы Drifters. Источник

На этот раз автор взял за основу жанр исэкай, японский аналог историй о «попаданцах». Действие Drifters разворачивается в параллельной вселенной, куда после смерти отправляются известные исторические личности: княжна Анастасия Николаевна Романова, Бутч Кэссиди, Сандэнс Кид, Жанна д`Арк, граф Сен-Жермен и так далее.

"У всех исторических личностей уже есть своё прошлое, свои истории. Поэтому вместо того, чтобы создавать персонажей с нуля, я подумал, что было бы неплохо иметь героев, которые уже пережили множество событий. Меня интересовало то, как эти персонажи из разных эпох будут уживаться вместе. Некоторые герои знают то, что другие уже не застали. Мне очень хотелось показать, как они будут взаимодействовать друг с другом и обмениваться информацией."

Кота Хирано

Многие персонажи Drifters — известные военные деятели, в основном японские. Прототип главного героя Тоёхисы Симадзу — самурай, который жил во второй половине XVI века. Он погиб во время битвы при Сэкигахаре — одного из самых масштабных сражений в истории Японии. События манги стартуют со сцены этой самой битвы.

image4.jpg

Страница из манги Drifters. Источник

В манге очень много отсылок к разным историческим событиям и персонам.

"Я не считаю себя человеком с большим культурным багажом, и если вам кажется, что я умный, это случайность. Я просто отаку! Все эти отсылки в моих работах появляются из-за того, что я страстно люблю то, что читаю и смотрю. И да, я не занимаюсь углубленными исследованиями разных тем."

Кота Хирано

Хирано признаёт, что на новую мангу повлияла стратегия Civilization, точнее — один из её модов с похожим сюжетом. Помимо неё, Кота вдохновлялся мангой и фильмом «Провал во времени», которые основаны на романе японского писателя-фантаста Рё Хаммуры.

Ещё один источник вдохновения — манга Hyouge Mono Йосихиро Ямады. Её действие также происходит в период Сэнгоку, а повествование крутится вокруг известного исторического деятеля Оды Нобунаги. Сам Нобунага выступает одним из основных персонажей в Drifters.

Новая работа Коты также была экранизирована. Сначала вышел OVA-эпизод, а затем и полноценный сезон на двенадцать серий. Режиссёром экранизации выступил Кэнъити Судзуки, который раньше работал над первыми двумя сезонами «JoJo’s Bizarre Adventure».

image18.jpg

Кадр из экранизации Drifters. Источник

Сейчас Хирано рисует новые главы Drifters. Он планирует продолжать сериал и закончить его на ста главах.

"Я просто хочу рисовать мангу для таких людей как я сам. Пока есть школьники, которые хихикают над страницами из моих работ, я чувствую, что делаю всё не зря."

Кота Хирано

«Мой график работы заставляет редактора истекать кровью изнутри»: творческий процесс

image15.jpg

Кота за работой. Источник

Кота признаёт, что часто ленится, много спит и иногда играет в видеоигры прямо посередине рабочего дня, из-за чего его манга задерживается и выходит не по графику. При этом мангака утверждает, что старается работать над собой и иногда рисует по ночам.

Хирано создаёт наброски на бумаге и потом редактирует их в Photoshop. Мангака признаёт, что делает много ошибок, и «цифра» помогает ему исправить огрехи.

"Я пользуюсь Photoshop. Читал гайды в журнале Comikers. Я чуть не порвал свой зад, пока самостоятельно изучал эту проклятую программу."

Кота Хирано

Так как Коту никто не ограничивал, он мог себе позволить рисовать новые главы Hellsing в своём темпе и даже пропускать дедлайны. Когда мангака стал опаздывать с выпуском, ему разрешили нанять ассистентов. Как говорит сам Хирано, это не ускорило работу, ведь его стремление к детализации только усилилось.

"Первые десять дней каждого месяца я страдаю, выстраивая раскадровку и композицию. Дальше я трачу время на спешное доведение рисунков до ума и к концу месяца обычно заканчиваю. Такой график заставляет моего редактора истекать кровью изнутри.

[…] Иногда поздно ночью, когда мой ассистент уже спит, я понимаю, что рисунки никуда не годятся, и что не успеваю к дедлайну. Тогда я сажусь и доделываю эту фигню всю ночь. И рыдаю."

Кота Хирано

image6.jpg

Страница из манги Hellsing. Источник

В рисунке Хирано в первую очередь полагается на чёрный цвет и заливку. Это придаёт страницам мрачность, работает на атмосферу мистического хоррора и обрамляет экшен-сцены. Сам Хирано объясняет свою страсть к чёрному так:

"Во-первых, действие моих историй часто происходит ночью. Конечно, страница должна быть чёрной. У меня возникает ноющее чувство, если фон не заполнен. Я думаю, что у меня болезнь — параноидальное расстройство и боязнь пустого пространства. Только когда страница полностью заполнена, я чувствую, что работа завершена."

Кота Хирано

При этом мангака часто экспериментирует с цветом во время покраски обложек и цветных страниц. Хирано признаёт, что ему есть, куда стремиться в рисовании, поэтому огрехи пытается компенсировать динамикой и экспериментами с панелями и цветом.

"Когда я крашу обложки, то часто все они в итоге оказываются красными. Я понял это и стал экспериментировать. Например, обложку седьмого тома Hellsing я покрасил в хаки, а шестого — в фиолетовый. Я изо всех сил пытаюсь изменить свой стиль покраски."

Кота Хирано

image20.jpg

Страница из манги Hellsing. Источник

А вот что Хирано говорит по поводу своего умения рисовать:

"Когда вы читаете мою мангу, то замечаете, что у персонажей волосы становятся короче от панели к панели, или рука с оружием как-то странно изгибается. Пожалуйста, перестаньте на это жаловаться и дайте мне немножко передохнуть! Спасибо вам большое и пока."

Кота Хирано

Кота очень сильно привязан к японскому журналу Comikers. Это авторитетное издание о комикс-индустрии, в котором печатаются статьи для мангак, уроки и туториалы, а также интервью с популярными авторами об их стиле работы и приёмах. Многие советы и идеи для Hellsing Кота брал прямиком из Comikers.

"Я как-то прочитал интервью Ясухиро Найто в Comikers. Он сказал: «если вы собираетесь плотно залить комикс тёмными тонами, то можете делать это без чувства меры». Так я и сделал. Ещё Акихиро Ито сказал, что если вы рисуете перестрелки, то не беспокойтесь о количестве пуль и прочих мелочах. Это я тоже сделал."

Кота Хирано

image12.jpg

Страница из манги Drifters. Источник

А вот что мангака считает самым важным в своей работе:

"Мои сигареты. Без них я ничего не могу. Сигареты, кофе, моя коллекция опенингов и эндингов из аниме и энергетические таблетки Esfight Gold."

Кота Хирано

Бонус — камео Хирано в эротической хоррор-манге

Highschool of the Dead — эротическая хоррор-манга Сато Дайсукэ и Сато Сёдзи. Выходит в журнале Monthly Dragon Age с 2006 года. По сюжету школьники сражаются с ожившими мертвецами чтобы выжить. Одного из персонажей зовут Кота Хирано. Он — старшеклассник, который хорошо владеет огнестрельным оружием.

image8.jpg

Кота Хирано в экранизации Highshool of the Dead. Источник

Хирано и Сёдзи Сато были давно знакомы по работе в любительских хентай-журналах. В те времена Сато скрывался под псевдонимом Inazuma и состоял в творческом объединении Digital Accel Works.

"Вы, возможно, уже знаете, что Highshool of the Dead — это рассказ моего знакомого Дайсуке Сато. Он однажды попросил у меня совета по рисованию манги. Я тогда подумал, что не могу хорошо нарисовать зомби и поэтому посоветовал поговорить с художником Сёдзи Сато. Он очень талантливый. Видимо, это так обрадовало Дайсуке Сато, что он решил увековечить меня в манге, даже не предупредив (смеётся)."

Кота Хирано

752 0 850 4
1
2021-06-14
Неожиданно.
Хорошая статья. Для многих анимешников сер. 2000х Хеллсинг был ярким событием. Когда аниме для многих было еще в новинку и качественного контента было побольше.
На мой неокрепший ум тогда Хеллсинг произвел огромное впечатление, а конкретно первый сериал (это когда ты входишь во взрослый мир после Чебурашки и Сейлор Мун).
Пусть сериал разошелся с мангой и авторы сериала напридумывали своего в конце, атмосфера и особенно музыка были топовыми. До сих пор возвращаюсь к саундтрекам из сериала (ОВА от 2006 меньше зашла), Алукард все еще кажется лучшим антигероем, да и тематика вампиров заиграла тогда новыми красками. Это сподвигло читать Брема Стокера, оригинальную мангу, вливаться в аниме тусу, в конце-концов, много рисовать, ловить тонну эмоций и по итогу быть на сегодня в среде художников.
Естественно это очень субъективные впечатления, но для меня Хеллсинг навсегда останется в сердечке, потому что так совпало время и в принципе годный контент.
RENDER.RU