Как рисуют художники с дальтонизмом
«Ты болен и не должен быть художником. Почему ты продолжаешь пытаться?». С какими проблемами сталкиваются художники-дальтоники и как они, вопреки болезни, добиваются успехов.
Работа Пола Канавана — художника с дальтонизмом. Источник
Что такое дальтонизм?
Дальтонизм или цветовая слепота — это наследственная или приобретённая особенность человеческого зрения, которая влияет на восприятие цвета. Нарушение назвали в честь Джона Дальтона, который в 1974 году первым описал одну из разновидностей цветовой слепоты, целиком опираясь на собственный опыт.
Для людей с дальтонизмом в повседневной жизни обычные вещи могут стать проблемой. Например, покупка свежих фруктов и овощей, считывание сигналов светофора. Ещё хуже приходится художникам, особенно тем, которые работают с цветом.
Я изучал искусство в школе, но, думаю, уже тогда пытался скрыть свой недуг. Я много раз хотел бросить рисовать. Процесс казался слишком сложным, а у меня в голове засел голос. Он говорил: «Ты болен и не должен быть художником. Почему ты продолжаешь пытаться, вместо того, чтобы стать шеф-поваром или ещё кем-то?»
Пол Канаван
Художник с дальтонизмом
Причины и виды дальтонизма
Самая распространенная причина дальтонизма — неправильное развитие глаз. Если упрощать, то можно пояснить так: в сетчатке наших глаз есть специальные рецепторы — палочки и колбочки. Последние, согласно одной из теорий, чувствительны к трём цветам: красному, зелёному и синему, которые при смешении дают возможность получить любой другой оттенок. Дальтонизм возникает при повреждении одного или нескольких наборов колбочек.
Чаще дальтонизмом страдают мужчины. Всё из-за того, что передача цветовой слепоты по наследству связана с Х-хромосомами. У женщин две Х-хромосомы, и дефект в одной из них компенсируется другой. У мужчин же набор хромосом — XY, и в случае получения деффектного гена компенсировать его нечем.
Также дальтонизм может появиться в результате повреждения мозга, глаз или зрительного нерва.
Цветовое восприятие при разных типах дальтонизма.
Красно-зелёный дальтонизм — самая распространённая форма, следом идёт сине-жёлтый дальтонизм. Самый редкий вид — полная цветовая слепота, при которой человек не воспринимает цвета вообще. Весь мир для таких людей — чёрно-белый.
Великие дальтоники
На основе анализа картин художников-классиков специалисты выдвигают теории о том, что некоторые мастера страдали дальтонизмом. Например, наличие цветовой слепоты предполагают у Врубеля и Ван Гога из-за специфики их художественной палитры.
Картина Михаила Врубеля — «Царевна-Лебедь».
Считается, что с возрастом цветовое восприятие нарушилось и у Ильи Репина. В 1913 году иконописец Абрам Балашов проник в Третьяковскую галерею и изрезал картину «Иван Грозный и сын его Иван». Реставрировать полотно пригласили самого Репина. По воспоминаниям художника Игоря Грабаря, Илья нарисовал голову Грозного «в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины». Работу остановили, свежие мазки сняли, и реставрацию продолжили другие специалисты.
Илья Репин — «Иван Грозный и сын его Иван». Источник
А Виктор Чижиков, художник журнала «Мурзилка» и создатель Олимпийского Мишки для Олимпиады-1980, всю жизнь рисовал по пронумерованной палитре.
Тот самый Олимпийский Мишка.
Как дальтонизм влияет на карьеру современных художников
Художники-иллюстраторы Пол Канаван и Бэн Цвайфель с детства плохо различают цвета.
Иллюстрация Пола Канавана для Magick: The Gatheging. Источник
Пол работает иллюстратором и арт-директором уже 12 лет, он успел посотрудничать с Wizards of the Coast, Magic: the Gathering, Dungeons & Dragons, принять участие в создании AAA-синематиков для Destiny 2 и Guild Wars 2.
Я часто сидел в одной комнате с ведущими художниками и режиссёрами. Слушал, как они сомневаются в моём выборе цвета. Так бывало, когда я случайно красил солнце в зелёный и неуверенно оправдывал своё «решение».
Пол Канаван
Художник-дальтоник
Бэн Цвайфель рисовал для игр BattleTech, Humblewood и создавал обложки для книг издательства Orbit.
Я тоже дальтоник, по крайней мере, так мне говорили с юных лет. Я прошел тест Ишихары (вы наверняка знаете про подобные тесты с цветными точками, где нужно видеть форму, букву или число). Я смутно помню, как мне говорили, что тест повлияет на мою жизнь, может быть, я даже не смогу пройти отбор на профессию пилота или проводника поезда. Поэтому я выбрал профессию, которая не требует точного восприятия цвета. Я стал художником!
Бэн Цвайфель
Художник-дальтоник
Пол с трудом различает зелёный, синий и жёлтый цвета, а у Бэна проблемы с восприятием оттенков красного и зелёного.
Иллюстрация Бэна Цвайфеля. Источник
Художники даже подготовили специальную серию изображений на примере картины Джона Сингера Сарджента «Гвоздика, лилия, лилия, роза», чтобы показать, как они видят цвета. Бэн пропустил изображение через специальную программу.
1. Оригинал. 2. Протаномалия (нарушение восприятия красного цвета). 3. Дейтераномалия (нарушение восприятия зелёного цвета). 4. Тританомалия (нарушение восприятия синего цвета).
Бэн сделал специальный цветовой круг, на котором отметил сложные для его восприятия цвета: белым помечены те, которые он практически не видит, чёрным — которые воспринимает, но не очень ярко.
Тот самый цветовой круг.
Если я правильно разобрался с тоном в работе и мой цвет не выбивается из контекста остальной картины — я не переживаю о его нюансах, хоть и уверен, что иногда в моих артах получается странноватый набор цветов. В целом я доверяю своему чувству цвета и стараюсь рисовать естественно. Но я всё равно часто сверяюсь с цветовым кругом. Больше всего сил я трачу на попытки решить, нужно ли сделать локальный цвет теплее или холоднее. В такие моменты сильно помогает инструмент «пипетка».
Бэн Цвайфель
Художник-дальтоник
Пол же советует использовать кое-какие «хитрости» — и не упрекать себя за это.
Один из самых важных уроков для меня заключался в том, чтобы не слишком себя корить за «жульничество». Выбор цвета пипеткой с референсов мне необходим, даже просто для проверки, что я делаю всё правильно. Иногда я беру цветовые схемы с картин классиков и сохраняю их в качестве образцов для использования в будущем.
Пол Канаван
Художник-дальтоник
Ещё один приём — показывать работы человеку, у которого нет проблем с цветовым восприятием. Пол старается отдать рисунок на проверку другу, прежде чем отправить его клиенту. Правда, это не всегда возможно.
Мои родители — графические дизайнеры и иллюстраторы. Я рос в окружении искусства и ни о чём не подозревал, пока не стал изучать цвет. В начале своей карьеры я иногда сдавал работы, в которых было слишком много зелёного или агрессивно-красного. [...] Большинство арт-директоров, с которыми я регулярно работаю, знают, что я дальтоник. После того, как я сдаю работы, часто прошу немного подправить цвет.
Бэн Цвайфель
Художник-дальтоник
А иллюстратор детских книжек Лорен Лонг (рисовал для книги Of Thee I Sing Барака Обамы) во время работы пользуется пронумерованными тюбиками с красками и располагает цвета на палитре в определённом порядке. Каждый номер привязан к конкретному цвету. Как говорит сам художник, номера помогают ему держаться заданного направления и не изображать листья на деревьях, например, коричневыми.
Иллюстрация Лорена Лонга. Источник
В детстве, когда Лорену поставили диагноз дальтонизм, врач сказал, что ему уже не стать художником.
Помню как мы с мамой сели в машину и по моему лицу потекли слезы. «В чём дело, Лорен?» — спросила мама. А я сказал: «Врач говорит, что я никогда не буду художником». Мама схватила меня за колено, не отвлекаясь от руля, и стиснула зубы: «Лорен, твои рисунки прекрасны. Не позволяй никому говорить, что ты не можешь быть художником!»
Лорен Лонг
Художник-дальтоник
Очки для дальтоников
Художник и скульптор Дэниел Аршем не может различать красные и зелёные оттенки. В 2015 году ему подарили экспериментальные очки, созданные для того, чтобы люди с дальтонизмом могли видеть цвета. Линзы очков не возвращают способность видеть разные оттенки, но хитро симулируют их.
Я просто провел много времени, глядя на траву.
Дэниел Аршем
Художник-дальтоник
Раньше Аршем фокусировался на оттенках серого и много внимания уделял текстурам предметов и окружения, стараясь тем самым компенсировать нехватку цвета.
Работа Дэниэла Аршема. Источник
После того, как Аршам надел очки, он стал часто работать с насыщенным цветом в разных сочетаниях. Его последняя работа — розовый сад камней.
Работа Дэниэла Аршема. Источник
Несмотря на то, что с этими очками я могу видеть больше цвета, открытым остается вопрос: вижу ли я то, что видят другие люди? Это открывает простор для размышлений об объективности и цвете.
Дэниел Аршем
Художник-дальтоник
Другой пример — фотограф-дальтоник Кэмерон Бушонг. Он не различает оттенки красного и зелёного.
Фото Кэмерона Бушонга. Источник
Кэмерон тоже использует специальные очки, однако в первую очередь фотограф полагается на внутреннее чутьё и всё равно продолжает работать с цветом. В том числе — с красным.
Я не скучаю по цвету
Художник и преподаватель Питер Милтон не стал расстраиваться, когда ему в детстве поставили диагноз «дальтонизм». Вместо попыток работать с цветом он сосредоточился на гравюрах и работе в чёрно-белых тонах. Отсутствие цвета художник решил компенсировать динамикой, образами, детализацией, отсылками и высокой насыщенностью кадра.
Чаще всего Милтон берет за основу чужие картины или фотографии, расширяя концепции оригиналов и поднимаемые темы. Например, его гравюра «Mary's Turn» была вдохновлена фотографией Гертруды Касебье 1908 года с девушкой, играющей в бильярд.
Милтон в гравюре заменил девушку на художницу Мэри Кассат, а бильярдные шары нарисовал висящими в воздухе, чтобы передать динамику. Также Милтон нарисовал на стенах картины самой Кассат и Эдгара Дега.
Гравюра Питера Милтона. По задумке автора художница играет в бильярд, а персонажи её картин собрались вокруг чтобы посмотреть. Источник
Я не скучаю по цвету. Нет ничего плохого в недуге. Я использую это слово, потому что оно очень сильное. Именно недуг может помочь вам сделать важный выбор, когда того будет требовать конкретный момент.
Питер Милтон
Художник-дальтоник
Подобным образом поступил и Джин Ким, аниматор студии Disney.
Иллюстрация Джина Кима для мультфильма «Моана». Источник
На родине в Корее художнику отказали в художественном образовании из-за дальтонизма. В итоге он выучился на экономиста и много рисовал в свободное время. После окончания учёбы Джин поехал в Канаду, чтобы работать в анимационной студии. Позже он попал в Disney и стал рисовать чёрно-белые скетчи — создавал персонажей для мультфильмов «Холодное сердце», «Город героев», «Моана», «Рапунцель» и не только.
Работа аниматором будто специально была создана для меня. Многие художники любят использовать цвет, но аниматоры в основном создают черно-белые скетчи для разных сцен. Я не считаю свою красно-зелёную слепоту помехой. У всех есть свои слабости.
Джин Ким
Аниматор