Обводящие вокруг пальца: дизайн, история и значения вымышленных колец
Продолжение разбора фантастических украшений и их реальных прообразов. Предыдущие части тут и тут.
Легендарное кольцо из вселенной Толкина.
Кольцам во все времена приписывали мистические свойства – взять хотя бы обручальные. Кольцо как замкнутая окружность символизирует целостность и единство. Оно не имеет ни начала, ни конца, поэтому ассоциируется с вечностью и бесконечностью (отсюда и знаменитый уроборос — змей, кусающий сам себя за хвост). Кольцо символизирует связь, союз или обет. Вот почему для свадьбы используют именно кольца.
Бесконечность, обернувшаяся вокруг пальца, издавна являлась символом власти. Потому кольцо служило непременным атрибутом чародеев, жрецов и королей.
Среди вымышленных колец особое место занимают придуманные Дж. Р.Р. Толкином, поэтому большая часть анализа посвящена артефактам из Средиземья.
Кольца из произведений Дж. Р.Р. Толкина
Кольцо Всевластья
Созданное Темным властелином Сауроном, оно подчиняло себе другие кольца власти (кроме эльфийских, хотя силой и они зависели от него) — всего их было 19. Внешне кольцо выглядит обычно, но в огне на внешней стороне проступают магические письмена.
Выбор кольца на роль артефакта символичен. Как отмечают исследователи творчества Толкина, кольцо замкнуто в самом себе, являясь воплощением эгоизма с пустотой в центре (в которую ввергает себя использующий кольцо). Обладателя кольца ждет иссушение, пустота, которую демонстрирует одержимый и изможденный Голлум. У кольца есть только один Хозяин. Власть кольца иллюзорна и уводит в мир, где его обладатель остается один на один с Оком. Кольцо со временем уничтожает душу, отказаться от его ноши становится все труднее.
Единое кольцо. В огне появляется надпись на Тенгваре, но со словами из Черного наречия Мордора: Одно кольцо покорит их,/ Одно соберёт их,/Одно их притянет,/И в чёрную цепь скуёт их. (перевод А. Кистяковского и В. Муравьева)
Для экранизации над кольцом пришлось потрудиться: известный новозеландский ювелир Йенс Хансен изготовил 15 разных прототипов, из которых и было выбрано финальное кольцо (утолщенное по центру тора, что придало ему весомость, заметность и узнаваемость). С него изготовили 40 копий разного размера для разных сцен — в частности, экземпляры для крупных планов весили до 2 кг. К сожалению, Хансен не дожил до премьеры: он умер в 1999 году, так и не увидев кольца на экране.
Реплики кольца разных размеров.
Кольца людей
Девять колец власти были использованы Сауроном, чтоб привлечь на свою сторону людей. Розданные их королям, со временем кольца превратили владельцев в Назгулов. Артефакты под контролем Саурона выковали эльфийские кузнецы Гвайт-и-Мирдайн, которые хотели с их помощью сделать Средиземье подобным неувядающему Валинору. Впоследствии кольца вернулись к своему хозяину, давая ему часть прежней силы и влияния.
Девять королей людей получают кольца власти. Второй слева – Джон Хоу, второй справа – Алан Ли, два знаменитых художника-иллюстратора Средиземья.
Вот как выглядело одно из 9 колец для людей, созданное для трилогии Джексона:
Реплику кольца можно купить.
Гномьи кольца
Еще семь колец попали представителям семи гномьих родов. Однако те оказались довольно устойчивы к темной магии колец, лишь умноживших их жажду новых богатств (что, впрочем, навлекло на гномов многие несчастья). Лишь три кольца уцелели и вернулись обратно к Саурону, остальные четыре были уничтожены драконами.
Одно из колец гномов, несущее в себе черты ар-деко.
Гномьи кольца из «Хоббита»
В «Хоббите» Питера Джексона дизайн колец в том же стиле, что и у колец власти: в кельтско-викингской стилистике, с налетом ар-деко и его сильно геометризированными, гранеными, стилизованными формами. Из материалов для реквизита серебро, медь, бронза с патиной использовались чаще всего.
Сопровождали их агат, оникс, аметисты, кое-где лазурит. Ювелиры экспериментировали с патинированием, штамповкой, травлением для подчеркивания узоров и рельефа, гальванизацией для эффектов старины и потертости – всем, что придавало кольцам вид фамильных ценностей, а не просто дорогих украшений. Кольца получились действительно «коренастыми», крупными, весомыми – работавшие над ними мастера признавались, что порой это больше напоминало кузнечное дело, нежели ювелирное.
Массивные перстни Торина.
Каждому персонажу подобрали что-то свое по гамме: Торину – серебро и синее, Двалину – золото и зеленое, Ори и Дори предпочитали пурпурное. Схема была необязательная, но ювелиры и костюмеры старались ей следовать.
Кольца Трора и Траина. Фото из The Hobbit: The Desolation of Smaug Chronicles: Cloaks and Daggers art book.
И еще немного гномьих колец:
Разнообразный реквизит для компании гномов.
Эльфийские кольца
Три кольца стали собственностью эльфов. Выкованные Келебримбором втайне от Саурона, они не способны разрушать, иссушать или порабощать. Но сделанные по технологиям врага, эти артефакты зависели от силы Единого кольца. Они были созданы для того, чтобы остановить угасание эльфов и замедлить старение мира вокруг них. Локации под влиянием колец словно консервировались в своем изначальном состоянии.
Эльфийские кольца Нарья, Вилья и Ненья на руках владельцев: Гендальфа, Элронда и Галадриэль.
Нарья, кольцо огня, украшено красным рубином — камнем этой стихии. С квенья название кольца переводится как «Яростный красный». Изначально принадлежало Кирдану Корабелу, передавшему кольцо Гендальфу.
Нарья, кольцо огня
Кольцо воздуха Вилья — золотое с сапфиром. На Востоке считалось, что небеса — гигантский сапфир, и выбор камня для кольца очевиден. Дизайн кольца разработан Торкильдом Йенсеном, учеником Йенса Хансена. По книге Вилья принадлежало Гил-Галаду, а после его гибели перешло Элронду.
Вилья, кольцо воздуха
Нэнья, кольцо воды, сделано из мифрила («эльфийского/истинного серебра») и украшено «белым камнем», скорее всего адамантом/бриллиантом. Это украшение сделано новозеландским ювелиром Жасмин Уотсон для фильмов по «Властелину Колец» Питера Джексона. Верх кольца представляет собой резную серебряную филигрань из крошечных перекрывающихся крыльев стрекоз, а лента образована переплетенными листьями. Нэнья — переплетение мотивов мандалы и текучих природных форм модерна.
Хозяйкой Нэньи была Галадриэль, которая и предложила Келебримбору спрятать эльфийские кольца от Саурона. После уничтожения Единого кольца сила Нарьи, Вильи и Неньи иссякла, они со своими владельцами покинули Средиземье и уплыли за море.
Ненья, кольцо воды
Кольцо Барахира
Изначально принадлежало Финроду Фелагунду и подарено Барахиру в знак вечной дружбы. Кольцо выглядит как две переплетенные змеи с изумрудными глазами и золотой короной из цветов, которую одна змея поддерживала, а другая заглатывала — как и было изображено на Доме Финарфина.
Иллюстрация кольца Барахира для The Lord of the Rings Living Card Game
Кольцо было изготовлено эльфами нолдор в Валиноре в начале Первой Эпохи, и ко времени событий «Властелина колец» является одним из древнейших артефактов Средиземья (разве что палантиры могут поспорить с ним за древность), на тысячи лет старше колец власти. Хотя кольцо и не обладает магическими свойствами, оно передавалось из поколения в поколение в роду людей Барахира, помогло Берену доказать свое происхождение королю эльфов Тинголу, отметилось в руках Диора, Эльвинг и Элроса, побывало в Нуменоре, перешло к Элендилю, Исилдуру, добралось до Элронда в Ривенделле и было передано им Арагорну как наследнику гондорского трона. В знак помолвки Арагорн дарит кольцо Арвен.
Родословная владельцев кольца Барахира весьма длинная.
В экранизации Питера Джексона дизайн кольца (за авторством той же Жасмин Уотсон) изменен: это уже не змеи с зелеными глазами, а змеи, оплетенные вокруг одного большого изумруда. Можно предположить, что подобное решение было продиктовано визуальными требованиями к изображаемому на экране: мелкие детали просто потерялись бы, большой камень по центру композиции дает визуальную зацепку зрителю.
Реквизит для кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец».
Кольца Трандуила
Кольца Трандуила из «Хоббита» соответствуют его короне. Обитатели Лихолесья гораздо ближе природе в буквальном смысле, даже по сравнению с сородичами из других эльфийских племен. Поэтому природные мотивы у них лишены той степени стилизации, что присутствует, например, у эльфов Ривенделла и Лориена. Это природа как она есть, формы кажутся менее обработанными, более узловатыми, «коряжистыми», фактура их грубее.
Кольца Трандуила. Справа — фото из The Hobbit: The Desolation of Smaug Chronicles: Cloaks and Daggers art book.
Кольца из Озерного города
У бургомистра Эсгарота внушительна коллекция колец. Не все из них он носит, однако весь реквизит пошел в дело: кольца дают подсказки о характере персонажа даже тогда, когда просто являются частью окружения. Перстни Бургомистра массивные, с яркими камнями насыщенных красных и синих тонов. Они сразу бросаются в глаза, играют на контрасте с золотом.
Многообразие колец властителя Озерного города. Фото из The Hobbit: The Desolation of Smaug Chronicles: Cloaks and Daggers art book
Кольца Элронда
Его кольца имеют явную модерновскую и кельто-викингскую стилистику. Они схожи с индивидуальными перстнями-печатками, популярными с давних времен (особенно известны минойские печати и древнеримские образцы).
Витиеватые, изящные и необычные общей формой кольца повелителя Ривенделла.
Пара примеров перстней-печаток:
Слева — минойский перстень, справа — римский.
Кольца из других произведений, мифологии и сказаний
Драупнир
Кольцо из скандинавской мифологии, выкованное цвергами Синдри и Брокком. Каждую девятую ночь капает из него «по восьми колец такого же веса» (золотых, но не волшебных). Пояс из этих колец дарит носителю неуязвимость в бою.
Цверги подарили это кольцо Одину, а он — своему сыну Бальдру. После смерти Бальдра Один, выражая значимость потери, положил ценный артефакт в погребальную ладью. Один из сыновей Одина Хермонд Удалой попытался вызволить Бальдра из царства мертвых Хельхейм, но не смог выполнить требования хозяйки загробного мира Хель. Чтобы доказать эту встречу, Бальдр отдает Хермонду кольцо, которое возвращается обратно Одину, своему обладателю – круг замкнулся. Символически кольцо означает богатство в широком смысле слова, достаток, который приумножается, если дела ведутся правильно.
Синдри и Брокк. Работа Josh Somerville-Jacklin.
Кольцо Соломона
Не всегда изделие ценится за материал: мастера модерна, например, отказались от бриллиантов, провозгласив тезис «минимум дорогостоящих материалов, максимум искусства и дизайна». Иногда важнее истина, заключенная в драгоценность — как с легендарным кольцом Соломона. Есть несколько притч о этом перстне, но суть одна.
Царю подарили кольцо со словами: «Когда тебе станет грустно, или слишком весело, или тобой овладеет чрезмерная ярость, посмотри на кольцо». Однажды, выйдя из себя, Соломон заметил выгравированные на перстне слова «Все проходит» и успокоился. В час невыносимой тоски он посмотрел на кольцо повнимательнее и заметил еще одну гравировку, теперь уже на его внутренней стороне: «И это тоже пройдет». Соломон снова обрел душевное равновесие. Каждый раз мудрость о том, что все конечно, срабатывала.
Правда, будучи уже совсем стар, Соломон обратил внимание на ребро перстня, где обнаружил: «Ничто не проходит».
Возможно, идея проступающих надписей на Едином Кольце у Толкина позаимствована у кольца Соломона.
Кольцо Марволо Мракса
Кольцо Марволо Мракса из вселенной Гарри Поттера было одновременно и крестражем Волан-де-Морта, и одним из Даров Смерти, т.к. в него был вставлен Воскрешающий камень. В книгах кольцо описано как уродливое и неаккуратно сделанное, однако в киноадаптации оно показано элегантным, с мотивами змей как раз в викторианском духе.
Воскрешающий камень принадлежал Кадму Певереллу, потом был вставлен в кольцо. Артефакт принадлежал Мраксам, пока до него не добрался Темный Лорд, сделавший кольцо вместилищем для одной из частиц своей души (отдав ради этого жизни своей семьи).
Волан-де-Морт наложил защитное проклятие на ценный предмет. Жертвой его стал профессор Дамблдор, который давно искал камень для воскрешения своей сестры Арианы и немедленно надел кольцо в обход всех правил безопасности. Хотя крестраж был уничтожен, цена оказалась высока: Дамблдор был обречен на медленную смерть от заклятья. Лишь высокий профессионализм Северуса Снегга позволил заключить проклятие Кольца в кисть правой руки директора и отсрочить печальный исход на какое-то время.
Кинореплика одного из крестражей Темного Лорда.
Поющее кольцо
Экземпляр из мини-сериала «Десятое Королевство» — не просто украшение, но и самостоятельный персонаж. Даже дизайн кольца сделан так, будто это маленькое живое существо с воротником-оправой. Кольцо за вас споёт песню любви, составит хвалебную оду с наилучшими эпитетами в честь адресата. Правда, колечко перегибает палку, не в силах замолчать, когда его услуги больше не требуются. В общем, вариант на любителя, но концепция довольно любопытная.
Кадр из сериала.
Список источников и дополнительные материалы:
Книга The Hobbit: The Desolation of Smaug Chronicles: Cloaks and Daggers art book;
Книга Rene Lalique: Exceptional Jewellery, 1890-1912;
Интервью с Жасмин Уотсон;
Статья о дизайнах Жасмин;
История перстней-печаток.