Культура отсылок. Оммаж в играх и кино

Ни один автор, будь то художник, писатель или режиссер, не может творить в вакууме. Ему необходимо смотреть по сторонам, впитывать идеи и создавать на их основе собственные. Логично, что у всякого творца есть примеры для подражания, кумиры, и им хочется выразить свое восхищение в собственных работах. Но что это за феномен? Плагиат, пародия или вдохновение?

Это текстовая версия нашего видеоролика. Вы можете посмотреть видео или прочитать текст.

Это оммаж. Или другими словами, отсылка.

Оммаж - это не только дань уважения. Это возможность колоссально обогатить созданную историю и вознести опыт игрока, зрителя, читателя или слушателя на новый уровень.

В шутере Scorn можно встретить ряд отсылок работам известных художников. Попробуйте не думать о Гигере, глядя на окружение в игре. Вряд ли это получится. Те же пугающие техно-органические формы, те же сюжеты окружающего нас мира, и даже цветовая гамма - та же.

1200

Оммаж в Scorn

По информации издания PC Gamer, создатели Scorn вдохновлялись не только Гигером, но и Здзиславом Бексиньским – признанным мастером хоррора из Польши. Повсюду в игре – его болезненная палитра, детальность и то же пугающее ощущение, что всё вокруг физически сплетено из плоти и кости.

1200

Помимо дани уважения авторов Бексиньскому и Гигеру, оммаж в Scorn хорошо выполняет прагматическую роль. Здешний мир - это смесь органики и механики. Такого мира не может существовать, думаем мы, глядя на коридоры из мяса - и всё ещё поражаемся его стройной и пугающей гармонии. Гигер скрещивал плоть с механизмами, а Бексиньский строил храмы из костей. Они добились в своем деле мастерства, и комбинация их идей - отличный ход, чтобы нагнать в Скорн необходимый градус жути.

1400

Оммажи в Overwatch

Отсылки к живописи можно встретить в Overwatch.

После победы в матче герой игры может оставить на стене граффити. Граффити из набора персонажа Сигмы - это прямой оммаж картинам, которые мы привыкли связывать с понятием «игр разума». «Кожура» и «Относительность» Эшера Маурица, «Звездная ночь» Ван Гога – эти образы дополняют образ персонажа и делают его еще более загадочным.

1400

Оммаж к живописи в Overwatch. «Кожура» Эшера Маурица.


1400

И еще один. Оммаж «Звездной ночи» Ван Гога


1400

И еще. Оммаж к «Относительности» Эшера Маурица

Кстати, авторы этих картин - нидерландцы, как и сам Сигма.

А как насчёт оммажа человеку?

И снова – Overwatch. Речь пойдет о Мойре.

Высокий рост, стрижка-вспышка, худощавое телосложение, гетерохромия и визуальный акцент на глазу. Что-то напоминает? Ага. Нам, как и многим другим игрокам, её образ кричит о Зигги Стардасте, сценическом герое Дэвида Боуи. Близзард не скрывают дани уважения музыканту: один из скинов на Мойру назван Glam. Учитывая, что альбом Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars записан в жанре глэм-рока, параллели очевидны.

1400

Оммаж к человеку? Легко!

Оммаж в Transistor

Джен Зи, арт-директ Supergiant Games, ввела в проект отсылки к ар-деко и ар-нуво. Уже с первого взгляда на игру возникают образы в стиле Густава Климта. Характерная золотая гамма и элементы знаменитых паттернов художника окружают нас повсюду.

1400

Фрагмент из трейлера игры Transistor

Под ногами героини – климтовские квадраты. В узорах на стенах, в фонах промо-арта - его любимое золото и геометрия. Даже городские небоскрёбы напоминают фигуры с его картин. Климт творил в эпоху расцвета ар-нуво, или сецессиона, как сказали бы на родине художника. Вся игра в целом пропитана эстетикой этого направления, а также элементами ар-деко. Город Клаудбанк, в котором происходит действие, похож на смесь самых знаменитых нью-йоркских зданий, выполненных в этих стилях.

1400

Клаудбанк похож на смесь знаменитых нью-йоркских зданий, выполненных в стиле модерн

Климт не единственный, кто вдохновлял создателей Транзистора. Некоторые внутриигровые портреты напоминают работы Альфонса Мухи. Его типичное ажурное исполнение и любовь к рыжеволосым красавицам видны невооруженным глазом.

1400

Джен Зи говорит, что отсылки к творчеству Климта, Мухи и даже Уотерхауса – это её любовное письмо этим художникам.

Я хотела добавить аллюзии к их работам, потому что не могла упустить возможность выразить себя. Я хотела сделать это всю жизнь. Тем более, что в основе сеттинга лежал киберпанк, и элементы модерна разбавили мрачную эстетику жанра.

Джен Зи

Оммаж как инструмент повествования в Transistor

Слияние киберпанка и модерна - не только прихоть арт-директора. Отсылки к творчеству знаменитых художников переносят повествование на новый уровень, наполняют его незаметными, но осмысленными деталями.

Многое заложено в золотых палитрах Мухи и Климта. Золото – лейтмотив всей игры, оно играет важную сюжетную роль. Судя по внутриигровым постерам, главная героиня Ред была буквально покрыта золотом, когда находилась на пике своей славы певицы – в золотом платье, на золотом фоне и в теплом сиянии софитов. Но, потеряв свой золотой голос, она отрезает подол золотого платья, берёт в руки меч и отправляется мстить.

700

«Золотая» Ред

Модерн решает и декоративные задачи. А через них - нарративные.

На первый взгляд Клаудбанк – романтичный, элегантный и прогрессивный город. Однако по сути своей - это приторный паразит.

Джен Зи

Модерн, неземной и эстетизированный с одной стороны, и печальный, часто обращенный к темам смерти с другой, добавляет Клаудбанку ту ноту роскоши и упадка, которая требовалась и декору, и сюжету.

Так почему же оммаж – не плагиат?

Оммаж и плагиат - как разные полюса. Плагиат – это присвоение чужого творческого труда. Как если бы художники Scorn сделали Чужого боссом в игре и назвали его своей идеей. В случае с оммажем никто ничего не присваивает. Например, режиссер Бернардо Бертолуччи не был уверен, что кто-то вообще заметит в пробежке по Лувру в его «Мечтателях» цитату из аналогичной сцены в «Банде аутсайдеров». Поэтому он даже вклеил кадры из «Банды» в одну из версий своей киноленты.

1400

Иными словами: автор, сделавший посвящение, дает отсылку к чужому творчеству, а не присваивает чьи-то заслуги. И речь не только об авторской признательности. В видимости отсылки и есть смысл. Зачастую отсылка даже настолько явная, что в официальном заявлении о ней нет нужды. Например, когда кто-то делает отсылку к Джоконде, забавно обвинять его в плагиате – источник слишком очевиден.

В искусстве одно течение питает другое. Живопись находит отражение в кино, играх и музыке. Кино пускает корни в игры и другое кино. Игры вдохновляют режиссеров снимать фильмы, художников – рисовать новый арт, и разработчиков - делать новые игры.

Кто-то может сказать, что видео-игры - молодой жанр, что им делать, как не заимствовать? Но это было бы заблуждением, ведь всё искусство строится на заимствовании, и редкий автор не сдобрил своё творение знатным оммажем.

731 0 850 2
2
2022-06-22
Или попытаться придать ей ложную ценность, тут уж зависит от того, насколько конструктивные перед авторами цели =)
2022-06-26
если ты автор, зачем тебе другие. если ты берешь идею, то ничего в этом нет, это нормально и развитие идеи другого, но хватит ли у тебя мощи))
RENDER.RU