Как сделать рисунок выразительным: лучшие трюки Нормана Роквелла

Работами Роквелла вдохновлялись Джордж Лукас, Стивен Спилберг и целое поколение американцев. Разбираемся, как он строил кадр и почему у него получались такие выразительные работы.


600

Young Lady with the Shiner (Юная леди с подбитым глазом)

Каждый хороший иллюстратор — немного режиссер. Он не просто украшает историю подходящей картинкой, а старается сделать так, чтобы эта картинка сама могла рассказать всю историю. Для этого в иллюстрации должны быть выразительность и драматургия, характеры и отношения — в общем, режиссура.

Известный американский иллюстратор Норман Роквелл не скрывал, что фанатично любит кино. Кинематограф был для него источником не только вдохновения, но и множества практических приемов, как сделать кадр более выразительным. Собственно, Роквелл сначала фотографировал натуру, а потом использовал эти фото в качестве референса, то есть основа его иллюстрации — это всегда именно кадр.

Режиссура у Роквелла проходила в два этапа. На первом он заставлял моделей принять нужные ему позы и выражения лиц. Но требовать от них слишком много художник не мог — как правило, это были соседи или друзья, то есть не профессионалы. Поэтому особенно важен второй этап режиссуры, протекавший исключительно в голове Роквелла, — те изменения, которые он вносил в референс по мере переноса его на холст. Для этого художник использовал приемы выразительности, которые будут интересны даже откровенным противникам фото-референсов.

Как создавался The Runaway (побег)

600

Взгляните, например, на это фото и нарисованную с него иллюстрацию. Роквелл изменил ряд деталей, чтобы довести выразительность до максимума. Прежде всего он переделал фон, который был слишком урбанистическим. Художнику нужно было показать, что сбежавший городской мальчик находится далеко от дома. Для этого Роквелл создал интерьер в духе сельской глубинки, где ребенок один, без родителей сидит в кафе.

1200

The Runaway (Побег). Иллюстрация для Parker Brothers Puzzle (производитель паззлов)

Более плоский фон помог привлечь внимание к фигурам на переднем плане. Примечательно, что художник предпочел изобразить не сплошную ровную стену, а разделил ее на вертикальные панели, которые напоминают тюремную решетку. Для мальчика это знак — «Ты попался!».

Роквелл заставил офицера сильнее наклониться к ребенку, но сохранил суровое выражение лица модели. Одновременно он нарисовал полицейскому широкие, как у Геркулеса, плечи, и оставил без изменений то, как туго их обтягивает рубашка. Левый локоть офицера художник сильнее отставил в сторону, словно прижать его к телу не позволяет накачанный бицепс.

1200

Голубую полоску, которая собралась складками на брюках на правой ноге, Роквелл сделал более волнистой, чтобы избежать монотонных, повторяющихся линий.

На фотореференсе сбежавший мальчик сидит, оперевшись руками на стул позади себя — как будто он в хорошем настроении, получает удовольствие от происходящего. Роквелл же изобразил его жестким маленьким мужчиной, руки которого сложены на коленях, спрятаны от зрителя. Это заставляет ребенка выглядеть взрослее.

600

Художник изменил положение ног мальчика так, чтобы они лучше вписывались в общую композицию. Вместо полосатой рубашки он одел его в жёлтую — таким образом каждый из трёх персонажей получил «свой» цвет, а румянец на всех трех лицах заиграл ярче. Роквелл, безусловно, понимал двойственность символики жёлтого цвета. Здесь его можно трактовать положительно, как выражение юношеской энергии, или отрицательно, как символ обмана и двуличности.

Официант на референсе — это молодой человек с насмешливым выражением лица. На рисунке же Роквелл показал его зрелым мужчиной, который выглядит скорее по-отечески. Это уже не городской парень, проворно разливающий содовую в новом кафе-мороженом на углу. Теперь это одновременно и повар, и официант в деревенском кафе, а само кафе — семейное дело. Иллюстратор не просто рисует людей, но и продумывает историю каждого персонажа, контекст, который за ним стоит. Одновременно он старается угадать реакцию аудитории на ту или иную деталь.

1200

Как Роквелл работает с референсами?

На этой иллюстрации перед нами двое детей, которые несутся вперёд на велосипеде. Важно, что такую сцену невозможно нарисовать непосредственно с натуры, и трудно сделать убедительной, если рисуешь с неподвижной модели. Чтобы передать движение, Роквелл для начала поднимает на фото косичку девочки так, будто она развевается от быстрой езды. На самой иллюстрации девочка сильнее наклоняет голову вперед, навстречу движению, её профиль вытягивается в диагональ. Это привносит в позу динамическое напряжение.

1200

Если Роквеллу нужно было показать на фото, что человек идёт, хотя на самом деле модель стояла на месте, он подкладывал ей под обувь книги.

1200

Этот прием художник использовал регулярно.

1200

Рисуя тучного мужчину с картинной рамой в руках, Роквелл внёс в референс несколько важных изменений. Понятно, что в обрамлении рамы мужчина как бы тоже представляет собой картину. На иллюстрации Роквелл оставляет намного меньше пространства внутри рамы, чем было на фото. Так он подчеркивает дородность модели: персонажу словно бы тесно внутри рамы, как ему тесно в его одежде.

Сама рама на рисунке намного шире, чем на референсе, и обильно украшена декоративными элементами. В итоге условная «картина» выглядит дорого и помпезно. Это подчеркивает ощущение уверенности и собственной значимости, которое сквозит в лице и походке персонажа, и опять-таки коррелирует с его мощным телосложением.

Мужчина является принадлежностью сразу двух пространств: реального мира, где он идёт по коридору, и пространства картины, куда он попадает благодаря раме. Так Роквелл показывает взаимопроникновение реального и вымышленного мира. С этой же целью он нарисовал девушку на картине, которая висит слева на стене. Девушка является частью пространства картины, но при этом смотрит словно бы в реальный мир, в коридор, на идущего мужчину.

У художника также было несколько трюков, которые помогали изобразить человека, бегущего во всю прыть. Ноги модели закреплялись в нужном положении с помощью стульев и ящиков, а одежда развевалась на бегу благодаря рукам ассистентов.

Фотореференс:

1200

Финальная иллюстрация:

1200

На следующем фото сразу два ассистента удерживают девочку в такой позе, как будто она бежит.

1200

Эта кропотливая работа была проделана не ради главного героя, а всего лишь чтобы нарисовать крошечную бегущую фигурку на многолюдной улице — настолько Роквелл был внимателен к деталям. Только посмотрите на девочку в синем платье, которая бежит справа налево возле фонарного столба — нам ни за что не придет в голову, как тщательно она срежиссирована.

1100

Моделей на фото можно заставить не только бегать, но и танцевать. Чтобы поднять их ноги на достаточную высоту, художник опять-таки использовал книги, стулья и ящики.

1200

С помощью ассистентов иллюстратор заставлял «танцевать» даже собак:

1200

На базе таких референсов можно было создать иллюстрацию, где люди и животные веселятся вместе:

600

Трюки, с помощью которых Роквелл имитировал движение модели, до сих пор полезны и востребованы. Однако при современном уровне развития техники художники предпочитают снимать движущихся людей на видео, а потом просто выбирают подходящий кадр.

Когда Роквелл хотел нарисовать людей, которые едут в автомобиле, он устраивал им две разных фотосессии. Сначала художник фотографировал моделей в салоне автомобиля, чтобы разобраться с освещением, глубиной и цветом. Затем он фотографировал тех же людей просто на диване, чтобы до конца понять их позы. Как хорошо видно на следующем фото, Роквелл добивался максимального сходства референса с тем, что хотел в итоге получить на иллюстрации. Выдумывал он очень мало.

85b31124-1c33-4aed-9c30-4b044a785930

0d4ffaca-2902-f677-0d6c-52e63f8ba73c

Опыт Роквелла показывает, что моделям нужно давать тщательно продуманные инструкции и добиваться, чтобы они очень точно им следовали. Кроме того, художнику следует развивать чувство архетипа, которое поможет увидеть будущего героя картины в привычном, казалось бы, лице соседа, друга или родственника.

Вот еще несколько референсов Роквелла и иллюстраций, которые он по ним нарисовал. Предлагаем вам сравнить их и разобраться, что художник в них изменил и зачем. Нам это занятие показалось очень увлекательным!

Election Day (Дьюи против Трумэна. День выборов), 1948 год.

photo_2020-10-25 1.36.02 am.jpeg

After the Prom (После выпускного), 1957 год.

photo_2020-10-25 1.37.07 am.jpeg

Tattoo master (Татуировщик), 1944 год.

photo_2020-10-25 1.38.14 am.jpeg

Little Girl Observing Lovers On A Train (Маленькая девочка, следящая за влюбленными), 1944 год.

photo_2020-10-25 1.38.16 am.jpeg

Marriage Counselor (У консультанта по брачным вопросам), 1960 год.

photo_2020-10-25 1.40.35 am.jpeg

По материалам Muddy Colors.

788 0 850 20
10
2020-10-29
класс!
2020-10-29
Отличная статья, заберу себе на заметку))
2020-10-30
Действительно полезная инфа
2020-10-30
Чувак круть)))
2020-10-30
Нормана Роквелла
2020-10-30
у него девочка есть с фингалом сидящая на скамейке в больнице)))) прелесть))) Пеппи длинный чулок))))) https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1574327/pub_5df2230decfb8000b0ab5ac6_5e29bdc22beb4900af85e272/scale_1200
2020-10-31
Стася ЗвереваОтличная статья, заберу себе на заметку))

Рады стараться :З
2020-10-31
Andrew AkulininЧувак круть)))
Это точно)
2020-10-31
Lilith EmpressДействительно полезная инфа

Стараемся радовать полезной и интересной инфой)
2020-10-31
Pazкласс!

Спасибо, что оценили!
RENDER.RU