Тэдзука Осаму. Моя манга - мои правила

Рассказываем про отца манги — человека, который показал всем, на что способен этот жанр.


Манга с момента своего рождения прошла немалый путь, за который успела обрасти собственными жанрами, узнаваемой стилистикой, стилями панеллинга и подходу к сторителлингу.

image7.jpg

Но у всего есть начало. Своему манга обязана человеку, по праву называющемуся “отцом манги” — Тэдзуке Осаму.

image25.jpg
Тэдзука Осаму (03.11.1928 - 09.02.1989)

В Японии Тэдзуку боготворят. Его продолжают читать и обсуждать, существует музей, посвященный ему и его работам, его произведения и методы подробно разбираются в вузах. Тем не менее существует также мнение, что его популярность и статус “отца и бога манги” отчасти связаны с простым везением — время было послевоенное, рамки цензуры, которые сковывали художников раньше, исчезли, а сумасшедший экономический рост в Японии позволил выпускать мангу огромными тиражами, сделав Осаму звездой. Давайте разберемся, так ли это, и как именно изменил мангу Тэдзука Осаму?

Влияние из детства

1.jpg
Осаму в детстве. Вместе с родителями, братом и сестрой

Будущий мангака родился 3 ноября 1928 года в префектуре Осака, городе Тоёнаке. Он был старшим ребенком в семье. Отец Тэдзуки очень любил кино, и имея дома кинопроектор, часто показывал детям зарубежные короткометражные мультфильмы о Микки Маусе, коте Феликсе, фильмы Чаплина. Это увлечение отца передалось Тэдзуке и позже сыграло основную роль в создании его “кинематографического метода” работы с мангой. А любовь к анимации, в особенности к мультфильмам Уолта Диснея, сильно повлияли на стилистику рисунка мангаки. Особенно это прослеживается в его раннем творчестве.

image30.jpg
Любовь к работам Диснея была настолько сильной, что в манге Тэдзуки “Метрополис”(1949 г.) можно даже увидеть самого Микки Мауса

Мать будущего мангаки привила Осаму любовь к театру Такарадзука (театр, где все роли исполняют женщины). Впоследствии это увлечение найдет свое отражение в самой первой работе Осаму в жанре “сёдзё” — “Принцессе-рыцаре”.

2.jpg
“Принцесса-рыцарь” выпускалась с 1953 года. Манга повествует о принцессе, которая вынуждена притворяться юношей-принцем, чтобы унаследовать трон.

Тэдзука был разносторонне увлекающимся ребенком, любил читать, в особенности научно-фантастические романы, в любимые произведения входили «Война и мир» Льва Толстого и «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Его любовь к сложным историям приведет его в будущем к очередному переломному изменению в работе с мангой — если раньше манга имела вид небольших коротких историй максимум на несколько десятков страниц, то Тэдзука первый, кто решил создать настоящий объемный роман в виде манги с полноценным сюжетом в несколько сотен страниц. Уже его вторая профессиональная работа “Новый остров сокровищ” (1947 г.) станет настоящей революцией в мире манги и разойдется небывалым для тех времен тиражом в 400 тысяч экземпляров.

image16.jpg
Манга создана в тандеме со сценаристом Сакаи Ситимой, за основу был взят роман шотландского писателя Роберта Стивенсона “Остров сокровищ”

Не забыл Осаму и про свой любимый роман “Преступление и наказание”, создав в 1953 году на его основе мангу

3.jpg
Манга по“Преступлению и наказанию”

Среди увлечений Тэдзуки также особое место занимала энтомология. Он даже подписывался первое время псевдонимом “Осамуси” (в пер. “жужелица”). Увлечение насекомыми нашло своё отражение в последующих работах мангаки — он часто изображал большое количество бабочек, кузнечиков и других насекомых.

image19.jpg
Блокнот, куда Осаму записывал свои наблюдения и рисовал встречающихся ему насекомых

Пожалуй, самое большое влияние на темы произведений Тэдзуки оказала Вторая мировая война. Мангака вырос в тяжелые послевоенные годы, поэтому любовь к природе и к любой форме жизни, а также ненависть к войне стали одними из главных тем его произведений.

image2.jpg
Кадр из манги “Dotsuitare” (1979 г.)

Божественный выбор

Родители Осаму надеялись, что мальчик пойдет по стопам отца и станет врачом, но Осаму выбрал рисование, и главным толчком к этому послужил один из первых японских полнометражных анимационных фильмов — “Момотаро-божественный моряк”.

image23.jpg
Премьера анимационного фильма состоялась 12 апреля 1945 года. Режиссер Мицуё Сэо. Сюжет повествует о героических операциях японских морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от американцев

Несмотря на то, что посыл мультфильма был пропитан военной пропагандой, которую Тэдзука категорически не одобрял, он был просто потрясен увиденным - его очаровал рисунок и качество анимации, и он твердо решил, что хочет стать аниматором.

«Я смотрел и был поражен настолько, что начал плакать. Его лирический характер и по-детски искренний настрой были подобны тёплому свету, освещающему мою иссохшую душу, лишённую надежды и мечты. Тогда я поклялся, что когда-нибудь создам собственные анимационные фильмы»
Тэдзука Осаму о фильме “Момотаро-божественный моряк”

Однако его мечте тогда не суждено было сбыться, так как возможности заниматься этим в Осаке не было, да и профессия аниматора считалась в то время бесперспективной. Тэдзука, немного поразмыслив, решает стать мангакой.

В 17 лет Осаму (накинув себе для “статуса” два года) выпускает в газете “Сёнэн Кокумин” свою первую ёнкома-мангу “Дневник малыша Ма”. А уже вторая его работа, вышеупомянутый “Новый остров сокровищ”, производит настоящий фурор и революцию в мире манги. О таком стремительном и раннем успехе, наверное, мечтает каждый художник. Так что же именно сотворил Тэдзука?

4.jpg
Манга “Дневник малыша Ма” выпускалась с 1946 года и состоит из 73 полос

Между рисунком и кино

Первое, что чаще всего упоминается, когда заходит речь о новаторских решениях Тэдзуки, - это его революционный “кинематографический подход” к созданию манги. Дело в том, что когда только начинала зарождаться японская манга, кадры в произведениях тех лет выглядели, словно сцена в театре - герои были ограничены в движении и двигались только вправо-влево. Ощущение глубины пространства в кадре отсутствовало. (Этот “эффект сцены” можно увидеть и на страницах первой манги Тэдзуки “Дневник малыша Ма”.)

Тэдзука с детства любил кино и очень хотел найти что-то среднее между статичными рисунками и изображением на экране. Он хотел добиться эффекта движения, динамики камеры, и создать настоящий “фильм” на бумаге.

Уже в его второй работе кадры в манге обрели глубину, у персонажей появился крупный план и большая вариативность в изображении ракурсов. В то время такой подход просто ошеломил читателей и других авторов, многие признавались, что видели перед глазами не отдельные рисунки, а настоящий мультфильм.

image17.jpg
Смена планов от крупного к общему, линии скорости движения, динамичный рисунок — находки Тэдзуки моментально приковали к нему внимание публики. Продуманный визуал вкупе с нетипично длинной и проработанной историей сделали мангу бестселлером Кадры из “Нового острова сокровищ”.

И как-будто этого было мало — Тэдзука Осаму был первый, кто добавил звуковые эффекты в мангу. А стремление превратить статику в движение привели мангаку к особому изображению эмоций у персонажей. Тэдзука специально изображал их чересчур ярко и в динамике, тем самым заложив тенденцию изображения гипер-эмоций в манге.

image14.jpg
Вариации изображения эмоций Тэдзуки Осаму. Подобный подход используется многими авторами до сих пор

Длинные, сложные сюжеты в произведениях Тэдзуки фокусировались на главных героях, подогревая интерес у публики не только к автору, но и к самим персонажам в частности. Мангака это понимал и уделял созданию главных героев повышенное внимание, создав даже свою “звездную систему” в манге. Ее суть заключалась в том, что его герои являлись актерами, играющими свою определенную роль в произведении, при этом они могли появляться в других историях автора, но уже под другими именами и отыгрывать другие роли. Тэдзука даже придумывал своим “актерам” биографии, вел записи, где рассказывал, чем его герои занимаются вне съемок, давал оценку их игре.

Распространение среди других авторов эта система не получила, но она, пожалуй, только еще раз подчеркивает, как сильно Тэдзука любил кино и насколько трепетно относился к своим персонажам.

image9.png
Записная книжка, в которой Тэдзука составлял “биографию” каждому «актеру»

В постоянном поиске

Надо сказать, что даже достигнув такого успеха в “кинематографическом методе”, мангака никогда не останавливался. Он постоянно был в поиске, как новых тем и персонажей для историй, так и подходов к раскадровке и рисунку.

Отличным примером служит его возвращение к “эффекту сцены” в одной главе “Преступления и наказания”. Когда он намеренно показывает действие в одном и том же кадре, двигая только героев внутри.

image1.jpg
Сцена, где Раскольников после убийства покидает комнату старушки, длится 10 страниц и производит просто удивительный эффект, великолепно передавая волнение героя и щекотливость ситуации

Также одним из часто используемых приемов Тэдзуки считается игра с панелями. Он никогда не загонял себя в “рамки”... если вы понимаете о чем я.

image18.png

Пример игры с панелями. Кадр из манги “Могучий Атом”

За свою относительно недолгую карьеру мангака создал более 500 произведений, и в зависимости от периодов деятельности его произведения кардинально отличаются друг от друга. Среди наиболее известных работ (помимо вышеупомянутых) значатся: “Император джунглей”, “Могучий Атом”, “Дороро”, “Морские тритоны”, “Жар-Птица”, “Black Jack”, “Будда”, “Трехглазый идёт”, “Адольф”, “Людвиг Б.”, “Гринго” и другие.

image29.jpg
Тэдзука и герои его произведений

Даже если какая-то серия проваливалась, и начинали говорить, что “век Тэдзуки уже прошел”, он никогда не бросал свои истории, доделывал их и продолжал искать дальше, возвращаясь к читателям уже с новыми хитами. Он был по-настоящему влюблен в свое дело. Как он сам говорил: “манга — моя жена, а аниме — любовница.” Ведь он также никогда не забывал и о своей детской мечте — создать анимационный фильм.

Аниме “Могучий Атом”

image26.jpg

Анимационная студия Mushi Production

Существенное влияние на развитие японской анимации в 1960-е годы оказало широкое распространение телевидения в стране. С детства мечтающий снять свой анимационный фильм Тэдзука в 1961 году открывает свою собственную анимационную студию Mushi Production, а уже через два года на телевидении стартует первый анимационный сериал студии, снятый по хиту Тэдзуки, — “Могучий Атом”.

5.jpg
“Могучий Атом” транслировался по каналу Фудзи ТВ (1963-1966 гг.), каждая серия длилась 30 минут. Стал настоящим хитом на родине, и был одним из первых аниме-сериалов, который показали по американскому телевидению

Именно “Могучий Атом” стал первым аниме-сериалом, в котором был общий сквозной сюжет и главные герои, вокруг которых крутилась вся история. Успех сериала вдохновил других художников, принес Тэдзуке славу и статус “бога аниме”, а главный герой, Атом, превратился в настоящий национальный символ Японии.

Благодаря этому успеху стали открываться другие анимационные студии, а Mushi Production в 65 году выпускают первый цветной аниме-сериал по манге Тэдзуки “Император джунглей” (или в пер. с англ. “Белый лев Кимба”). Тот самый, о котором часто вспоминают, когда речь заходит о том, где черпал вдохновение Дисней, создавая своего “Короля льва”.

image6.jpg
Впрочем, официальная версия Диснея заключается в том, что любые совпадения — всего лишь случайное совпадение.

За годы творчества Тэдзука выпустил более 60 анимационных фильмов и сериалов.

Болезнь. Последние годы

В 1985 году в интервью каналу NHK Тэдзука признается в снижении своего физического тонуса. “У меня уже не получается нарисовать правильный круг,” - сетует он. В то время мангака спал всего один-два часа в день, все остальное время тратил на создание манги и аниме. “Если тело меня подводить не будет, я бы хотел работать еще лет 40. У меня столько идей, что я мог бы продавать их на распродаже!” — делился планами Тэдзука. Но спустя 3 года мангака попадает в больницу с болями в желудке, следует операция. Несмотря на скорую выписку, Тэдзука сильно ослаб физически и больше не мог работать без перерывов.

image28.jpg
В ноябре 1988 года мангака посещает Шанхайский анимационный фестиваль

21 января 1989 года Тэдзуке ставят диагноз рак желудка. Несмотря на возражения врачей и жены, мангака продолжает работать над мангой, лежа в больничной постели.

9 февраля того же года в возрасте 60 лет Тэдзуки Осаму не стало. Его последними словами были: “прошу, дайте мне поработать.

Интересные факты

  • Именно благодаря Тэдзуке появилась профессия ассистент мангаки. Он был первый, кто нанял себе помощников.
  • Считается, что Тэдзука Осаму один из первых заложил тенденцию рисования больших глаз у персонажей в манге.
  • Тэдзука был сторонником того, что аниме с мангой должны быть для разных возрастов, поэтому именно на его студии выпускают первые аниме для взрослых с эротическим содержанием. Так что… вы знаете теперь кого благодарить.

6.jpg

Аниме “Тысяча и одна ночь” (1969 г.), “Клеопатра” (1970г.)
  • В день мангака обычно спал по 3-4 часа. Все остальное время он посвящал работе. В загруженные периоды мог не спать неделю.
  • Осаму окончил Осакский университет на медицинском факультете. Учитель, видя, как студент рисует во время занятий, посоветовал Тэдзуке никогда не работать врачом, дабы никого не убить. Тэдзука совет учителя послушал, и ни дня по медицинской специальности не работал.

image24.jpg

Во время учебы
  • Сражение роботов, девушка вынужденная притворяться парнем, парень принимающий женское обличье, кошачьи ушки у людей, взрослый в теле ребенка, ребенок в теле взрослого, девушка, говорящая о себе в мужском роде, девушка робот, человек без гендерной принадлежности, персонаж цундэрэ и многое другое, — это то, что Тэдзука Осаму изобразил в манге первым.
  • За всю свою карьеру Тэдзука нарисовал более 150 тысяч страниц манги. А в самые загруженные периоды мог выдавать по 600 страниц в месяц.
783 0 850 4
0
RENDER.RU