С Новым Годом (иди нафиг)
Страшно представить сколько стоит секунда рекламы в передаче, вышедшей в прайм-тайм выходного, празничного дня. Но вот 3D в ней используеся бесплатное! Неужели это тенденция? И в пиршестве, в котором участвуют большие и малые студии, игровые разработчики и прочие, так вот в этом пиршестве мы, 3D-шники, жуем хрен?! Я посчитал интересным для себя поразмыслить над этим, и чуть подробнее остановиться вот на каком вопросе: почему 3D дешевеет, а-то и вовсе становится бесплатным?
Приток дизайнеров
Во-первых, больше становится 3D дизайнеров. После индоазиатской волны, наверно, самой значительной волной притока продавцов стала российско-украинская волна. После того как наши валюты обвалились по отношению к западным валютам мы повернулись лицом к 3D-стокам, источнику какой-никакой валютной выручки. Очень многие, действительно, стали моделить для стоков. Этим занялись и те, кто раньше просто сливал на TS модели, которые делал под заказ, и особо не парился. Не верите, что наших так много? Можно провести простой эксперимент. Внимательнее изучите аккаунты торговцев. По псевдонимам и аватарам, конечно, не угадаешь, а вот если просмотреть все работы большинства авторов, то сразу увидишь наши реалии. Советские заборы, телефонные будки, элементы храмов, вооружения, автомобильной техники. Советские и российские "узнаваемые черты" ни с чем не спутаешь. Можно еще заглянуть, кстати, на envato, где к торговцу обязательно прикрепляется значок его страны, и где наших стало ооочень много, и тогда тенденция станет понятной. И немного статистики... По данным самой компании в Турбосквиде сейчас публикуются 42 тысячи авторов и продавцов. Эта информация доступна в разделе "статистика" по адресу https://www.turbosquid.com/statistics
Бесплатные инструменты
Бесплатные пакеты для создания и рендера 3D появились не вчера и не позавчера, но, пожалуй, только сегодня они достигли почти продакш уровня. Blender 3D в этом году стал сертифицироваться в чекмейте Турбосквида. С другой стороны те ПО, которые создавались как ведущие в индустрии, вдруг стали доступны в своей бесплатной версии. Причем, бесплатные версии оказывались почти полноценными. Например, при помощи бесплатных рендерреров можно сделать отличный архивиз, и превьюшки для Турбосквида. Большинство товаров на 3ddd сделаны в Максе для Corona Renderer. Бесплатные, ранние версии Короны очень достойно работают, они доступны для скачивания, просто по ним нет гарантийного обслуживания, bug fixes и прочих плюшек. В-третьих, нельзя не добавить к этому, что открытыми для использования являются игровые движки, а значит создавая game-assets и персонажей можно их полностью настроить. А представьте, если Unity был бы единственным и платным пакетом, нельзя было бы скачать пакет, текстурировать и анимировать в нем персонажа для real-time. Тогда бы эта кухня оставалась бы по-прежнему за студиями и крупными дизайнерами, а сами ассеты оставлись бы дорогими. Четвертым фактором является усиление позиций 3D-сканирования. Если Вы еще не заметили их засилья, то откройте бесплатный раздел SketchFab. Сейчас очень много сканируют любители в домовладениях. Это набирающее популярность хобби.
Рынок покупателя
К тому факту, что моделлеров становится больше, добавляется другое очевидное наблюдение: покупателей больше не становится. И это очень грустно. Причем, те что есть - сплошь из США. Не понимаю, как так получается, ведь, если верить нашему ТВ, то американская экономика вот-вот загнется, а наша вышла из застоя и набирает обороты. Но положение дел в 3D индустрии выглядит совсем не так... Все вы знаете, что если зайти в раздел о географии продаж (чарт под названием Sales Monthly Details), то предстанет иная картина. В ней на первом месте стоят Штаты. Далее (с большим отрывом) Великобритания и Австралия. А, далее, весь остальной мир. Причем с таким отрывом, что здесь нельзя нащупать никакой системы. Так, например, в моем сентябрьском чате каким-то чудом затесались Израель и Сербия.
Тут же мгут быть Африка, Сингапур, Чехия, Бразилия, Мальта. Но значение суммы от этого шибко не меняется - покупают они только недорогие модели. А вот такие модели, как подводная добывающая станция у меня покупали только американские клиенты. Мне кажется, что для американцев анимированна графика стала частью презентации проектов, поэтому американцы создают в значительной мере спрос в секторе предметного моделирования. А что же остальные страны..? Я посвятил какое-то время размышлениям о том, что происходит в 3D индустрии таких стран, как Китай, Индия, Южная Африка, Сербия. Наверное, все-такие, это страны-доноры, поставляющие свою квалифицированную рабочую силу крупным экономикам, и ждать что они купят дорогие модели - бессмыслено. Скорее всего, задача создания сложной модели, или сцены будет решена "на месте", силами сообщества. И в этот момент меня осенило..! А вдруг у них есть свои 3ddd.ru ?! Если это так, и свои 3ddd есть в Бангладеш и Индонезии, то они будут похлеще наших. Такие локальные стоки скорее всего есть и там, и, скорее всего, они, как и в России играют воронок, в которые утекает цена нашего труда.
Продолжение следует...
Друзья, у меня на часах 21:09, а значит через пару часов пробьют куранты. Простите за несколько флегматичный тон, который я взял в своем повествовании. Это не пессимизм, это попытка посмотреть без розовых очков на происходящее.
Но конечно, хочется верить в лучшее, и в то, что в новом году нас ждет не обесценивание труда 3D моделлера, а наоборот преуспевание и успех.
Все, что Вы прочли, наверное, начало большой темы, которая может интересовать многих. Поэтому я вскоре вернусь к рассуждениям и планирую пересмотреть главный вопрос, который в начале заявлен, и поставить вопрос о том, что целессобразно делать в данной тенденции.
Поэтому, я приглашаю Вас заглянуть сюда вновь и присоединиться к этим думам.
Буду очень рад. если ужесейчас оставите какие-то комментарии. Приветствуются и ссылки на внешние ресурсы.
Кстати, вот одна из последних статей иностранных авторов о стоках https://www.lifewire.com/top-places-to-sell-your-3d-models-online-2079