Как кинематографисты влияют на людей с помощью цвета
Какая картинка возникает в вашей голове, когда вам предлагают посмотреть комедию? Скорее всего, светлая с насыщенными цветами. А на хорроры и психологические триллеры - тусклая, темная и холодная?
На самом деле, все не просто так. Цветовые схемы в кино играют важную роль и никогда не случайны. Цвет помогает режиссёрам погрузить зрителя в атмосферу фильма, создать определенное настроение и управлять эмоциями. Давайте вместе узнаем, как это работает.
Цветовые схемы: основы
Чтобы понять, как цвет становиться незаменимым инструментом в руках режиссеров, необходимо разобраться в базовой теории.
Рассмотрим самые основные цветовые схемы:
Комплементарная схема
Комплементарная схема строится на основе двух цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге. Например, сочетание красного с зеленым. За счет такого соседства цветов создается контраст, поэтому один цвет нужно использовать в качестве фона, а второй — для того, чтобы сделать определенный акцент. В кинематографе часто можно наблюдать сочетание голубых и оранжевых оттенков.
Классическая триада
Здесь уже сочетаются целых три цвета, которые расположены друг от друга на одном расстоянии цветового круга. Например, сочетание красного, желтого и синего. В рамках этой схемы также можно наблюдать высокую контрастность, но она более сглажена по сравнению с первым вариантом, то есть носит наиболее сбалансированный характер. Цвета расположены таким образом, что один из них играет доминантную роль, а остальные дополняют его. Композиция в любом случае будет интересна, даже если используются мягкие пастельные тона.
В кинематографе эта схема применяется достаточно редко, ведь ее достаточно трудно реализовать.
Аналоговая схема
В этой схеме используются любые соседние (аналогичные) цвета круга Иттена.
Такая схема воспринимается гармонично, глаз ничего не тревожит, потому что соседние цвета создают ощущение единства.
Монохромная схема
Для этой цветовой схемы используют один цвет и его оттенки. И восприятие кадра и его атмосферы отличается в зависимости от выбранного режиссером цвета.
Тетраидная схема
Тетраидная, или двойная дополнительная схема использует две пары цветов из цветового круга, которые дополняют друг друга. Такая схема является наиболее насыщенной и богатой, но в то же время с ней довольно сложно работать – достичь гармонии получается далеко не всегда.
Как работают эти цветовые схемы в кинематографе?
Цвет способен подсказывать зрителю, в какой действительности сейчас находятся герои. Например, в фильме Кристофера Нолана «Помни» цветные сцены показывают действия, которые проходят в обратном порядке, а черно-белым выделены действия, происходящие в настоящем времени.
Цвета также демонстрируют уникальность мира, созданного автором, реальность, в которой происходят события. Хорошим примером можно назвать «Матрицу». Реальный мир там отражают синие оттенки, а мир Матрицы - преимущественно зелеными.
Когда мы видим мрачные эпизоды, цвета становятся более темными. Они передают драматичность происходящего. Отличным примером послужит серия фильмов про Гарри Поттера: по мере развития сюжета цветовая палитра становилась мрачнее.
Также очень запоминаются фильмы, в которых цветом выделены лишь определённые детали. С помощью этого приема режиссёр акцентирует внимание зрителя на самых важных моментах. В качестве примера такой цветовой палитры можно привести фильм «Город грехов».
* * * *
Создатели кино умело используют цвет и с помощью него погружают зрителя в историю, заставляют его испытывать необходимые эмоции. Все это вы можете применить и для своих артов. Изучайте цветовые схемы и сделайте из них инструмент, который позволит вам создавать захватывающие миры и ярких запоминающихся персонажей!