Свет и цвет в пейзаже
Освещение напрямую влияет на атмосферу и настроение в картине. Изучая физические свойства различных видов освещения, мы сможем передавать реальность в своих работах. Наш мозг на подсознательном уровне выстраивает «правильность» видимой нами картинки, и если в ней что-то не так, то мы всё равно осознаём, что там присутствует ошибка. Именно поэтому важно изучить, как работает свет в различных обстоятельствах.
Victor-Hugo Borges
Атмосфера в окружении. Немного физики.
Естественный свет существует в широком диапазоне, и разница может быть огромной. Источником всего нашего естественного света является Солнце, сам свет приобретает различные характеристики в разное время дня и в разных погодных условиях, превращая этот единственный источник света в существенно различающиеся источники – от жесткого и теплого до мягкого и прохладного.
Атмосфера Земли рассеивает более короткие длины волн света, что приводит к созданию голубого неба и к красноватому свету от самого солнца. Чем больше воздуха проходит солнечный свет, тем больше он рассеивается. Это означает, что по мере того, как солнце опускается все ниже, оно должно проходить через более толстый слой атмосферы, вызывая тем самым большее рассеяние в начале и конце дня.
Облака также оказывают большое влияние как на цвет, так и на характер солнечного света. Облака полупрозрачны, что означает, что они пропускают свет через себя, но рассеянно. Когда свет проходит через прозрачную поверхность, такую как стекло, лучи остаются параллельными, однако когда свет проходит через полупрозрачное вещество, лучи отражаются внутри него и выходят в нескольких направлениях. Это явление похоже на рассеяние голубого света атмосферой, но в облаках оно происходит на всех длинах волн света, а не только на более коротких.
Эффект, который эта диффузия оказывает на солнечный свет, состоит в том, чтобы смягчить его, превратив небольшой жесткий источник света (солнце) в большой и мягкий (все небо). На цвет также сильно влияет облачный покров, поскольку облака скрывают голубое небо и исходящий от него свет.
Давайте рассмотрим примеры, как это происходит в различное время суток и при разной облачности.
1. Полуденное солнце
Когда солнце находится в своей наивысшей точке на небе, свет становится самым белым и сильным. Контраст очень высок, тени очень темные. Чтобы такое освещение было правдоподобно воссоздано, оно должно быть очень сильным и высококонтрастным.
Сильный свет имеет эффект отбеливания цветов, и они кажутся менее насыщенными, чем в другое время суток. Вода, например, очень выгодно смотрится на таком сильном свету, и многие фото тропических морей делаются в полдень. В других случаях высокая контрастность может быть использована для творческого эффекта.
Это изображение типично для полуденного освещения. Обратите внимание, что песок на переднем плане полностью белый, а тень чёрная как смоль. Контраст слишком высок, чтобы плёнка могла воспроизвести весь спектр оттенков.
Воду хорошо фотографировать в полдень, потому что солнечный свет находится под хорошим углом, чтобы избежать отражения в нашу сторону. В отличие от большинства других предметов, этот вид света очень эффективно выявляет цвет в океане.
На этом фото сильный контраст полуденного солнца. Использование инфракрасного фильтра ещё больше усилило этот эффект. В цвете изображение, вероятно, не было бы таким привлекательным.
Antony Eftekhari
2. Поздний день/ранний вечер
По мере того как солнце садится, его свет становится всё теплее, так что к вечеру солнечный свет приобретает очень явный жёлтый оттенок. Цвет неба также приобретает более глубокий оттенок синего из-за снижения уровня освещённости.
Вечерний свет обычно считается привлекательным, тёплые цвета и более мягкий контраст легки для глаз. Примерно за час до захода солнца этот эффект наиболее заметен – фотографы и кинематографисты называют его «золотым часом», потому что свет приобретает очень фотогеничные качества.
Насыщенность цвета в это время очень высока, и сам цвет света оказывает огромное влияние на наше восприятие поверхностей, к которым он прикасается, придавая им тёплый и насыщенный вид. По эстетически приятному совпадению тени близки к дополнительному цвету бликов (жёлтый против синего), и основной свет – тёплый жёлтый, в то время как тени – прохладный синий. Эти приятные свойства означают, что вечерний свет часто можно увидеть на фотографиях, фильмах и рекламе.
Antony Eftekhari
3. Закат
К тому времени, когда солнце садится, оно становится темно-оранжевым или красным, и его свет также становится намного слабее – это означает, что к настоящему времени контраст очень низок. Более слабый солнечный свет также означает, что свет неба приобретает большее значение, а теневые области становятся более глубокими и насыщенными оттенками синего. Тени на закате очень длинные, и текстура очень заметна.
Небо на закате может быть невероятно красочным, если есть какие либо облака, и в отличие от остальной части дня облака теперь освещены снизу и приобретают драматические красные или оранжевые оттенки. Эти цвета добавляют некоторую сложность цвету и в результате могут влиять на цвет в теневых областях, иногда превращая их в фиолетовый или розовый.
Закаты также очень разнообразны с точки зрения цвета и атмосферы. Факт, который легко подтверждается, если вы наблюдаете несколько закатов подряд: ни один из них не будет одинаковым.
Antony Eftekhari
4. Сумерки
Это очень особенное время суток с непредсказуемым, но часто очень красивым освещением. Поскольку солнце больше не находится над горизонтом, само небо является единственным источником естественного света. В результате свет очень мягкий, с небольшими тенями и контрастом, цвета нежные.
После захода солнца в ясный день на востоке неба часто появляется розовая область – явление, называемое «Альпийское свечение» (alpenglow), которое встречается очень часто, но может удивить тех, кто не привык его замечать. Alpenglow может отбрасывать заметный розовый свет на отражающие поверхности, такие как белые дома, песок или воду. Однако этот розовый свет слишком слаб, чтобы воздействовать на более темные поверхности, такие как листва, поэтому часто земля может выглядеть темной в это время.
Однако alpenglow не является гарантированной особенностью неба в сумерках, в другое время восточное небо просто синее. На Западе, где солнце освещает небо из-за горизонта, всегда есть жёлтое или оранжевое свечение. Свечение от солнца может длиться более часа после захода солнца, хотя цвет на востоке неба гораздо короче и меняется очень быстро. Стоит отметить, что западное небо также может быть розовым, а также жёлтым, оранжевым или красным.В пасмурных условиях цвет неба всегда голубее (ясное небо необходимо для розового света) и обычно гораздо темнее, а ночь наступает быстрее.
Raphael Lacoste
5. Пасмурная погода
Пасмурный свет бывает нескольких видов, в зависимости от толщины облаков и времени суток. Вопреки распространенному мнению, он действительно может быть довольно красивым, и у него есть много привлекательных качеств. Поскольку всё небо действует как один источник, свет мягкий и рассеянный, с очень мягкими тенями. Контрастность низкая, а насыщенность цвета обычно довольно высокая.
Пасмурный свет часто воспринимается как скучный, но он также может быть красивым. Поскольку он очень мягкий, его можно использовать, чтобы показать цвет и текстуру. Отражающие поверхности также могут выглядеть привлекательно, поскольку белое небо дает широкие и мягкие отражения самого себя, это чаще всего видно в воде и на других поверхностях, таких как металл (автомобили).
6. Ночь
Хотя самого солнца больше нет ночью, на самом небе обычно всё ещё есть немного света. Это солнечный свет, рассеянный в атмосфере, или лунный. Звёзды слишком слабы, чтобы отбрасывать заметный свет.
Главное, что нужно помнить об освещении ночной сцены – это то, что небо всегда будет светлее, чем земля, если, конечно, нет искусственного освещения. Взгляните на изображения ниже: то, что слева – правильно, а то, что справа, – это физически невозможно, потому что свет на ландшафте будет исходить из ниоткуда:
Если луна видна, то помните, что лунный свет на самом деле является просто отражённым солнечным светом и подчиняется тем же правилам, что и солнечный. Когда луна находится у горизонта, она имеет красный или жёлтый цвет, но по мере того, как она поднимается выше, она становится белее. Поверхность луны практически бесцветна, будучи оттенками серого.
Свет с неба рассеянный и мягкий, однако если есть какой-то лунный свет, он будет жестким, как и солнце. Главное отличие от солнечного света заключается в том, что он гораздо слабее, поэтому соотношение между жестким лунным светом и мягким светом неба будет иным, чем при дневном свете.
Ещё один фактор, который следует учитывать в ночных сценах, – это световое загрязнение. Например, в Англии независимо от того, где вы находитесь (даже в сельской местности за много миль от любого города), вы всегда можете увидеть городские огни, светящиеся где-то в небе или отражающиеся от облаков с безошибочным оранжевым свечением. Вы должны поехать в очень отдаленные места, чтобы избежать этого в современном мире.
7. Дымка или туман
Свет также взаимодействует с нашей атмосферой, если в ней есть частицы, которые отражают или рассеивают свет. Частицы пыли, воды или загрязняющих веществ улавливают свет и придают ощущение объёма, создавая солнечные лучи, дымку или туман.
Дымка почти всегда присутствует в воздухе, и именно она создает воздушную перспективу. Предметы, которые находятся дальше от нас, выглядят более тусклыми, голубыми и низкими по контрасту, потому что свет, отражающийся от них, был слегка рассеян дымкой.
Туман очень похож на дымку, только гуще. Он очень сильно рассеивает свет, и если вы окажетесь в густом тумане, то свет станет настолько рассеянным, что будет иметь одинаковую силу со всех сторон.
Дымка обычно бывает белой или светло-голубой, в зависимости от погоды: обычно она синяя при солнечном свете (потому что отражает небо) и белая, если облачно. Туман белый (как облака), но также может принимать любые цвета с неба или от солнца, поэтому на практике он может выглядеть синим или даже жёлтым или оранжевым.
Упражнение для закрепления
Для лучшего усвоения материала предлагаем вам нарисовать собственный пейзаж и применить к нему вышеперечисленные виды освещения. При желании можете дополнить их более драматичным освещением, таким как пламя костра, проливной дождь и пр.
В виде небольшой шпаргалки при рисовании можно использовать заметки от Lulu Zhang:
Похожее упражнение мы описывали в статье о работе с цветом.
Успехов!
Источник, изученный при подготовке этой статьи: Физика света.