Авторское право и Matte Painting, Photobashing и 3D Kitbash

Авторское право — очень важный вопрос для любого художника, использующего фотографии, готовые китбаши и прочее для создания своих работ. Мы постараемся очень кратко и просто объяснить, как использовать любые материалы правильно, в основном на примере использования фотографий в Matte Painting или концептах. При желании можете заменить слово «фотография» на «3D-модель», «материал» или «китбаш», смысл останется тот же. :)

Если вы не до конца понимаете, что такое Matte Painting, Photobashing или 3D Kitbash — почитайте об этом в одной из предыдущих наших статей.

Итак, про фотографии. Естественно, любая фотография — это объект интеллектуальной собственности, и первоначальным правообладателем фотографии является фотограф (автор). Когда вы используете фотографию чужого авторства, у которой нет свободной лицензии/у вас нет разрешения от автора/вы не покупали лицензию, то это нарушает авторские права. И если такую фотографию будет легко идентифицировать (например, вы использовали огромный кусок неба, взятый с одной фотографии), то в случае обнаружения автором вашей работы, у вас могут быть проблемы. Мы решили поделить способы, как правильно работать с фотографиями, на две категории: бесплатные и платные.


Легальные и бесплатные способы использовать фотографии

Способ 1

Лучше всего использовать собственные фотографии для создания метпеинтинга. Но! Не все располагают хорошим фотоаппаратом, временем и возможностью путешествовать. В идеале к этому нужно стремиться, потому что это самый увлекательный способ добычи фотоматериала (и самый безопасный с точки зрения закона). Например, художники Ubisoft перед каждым новым проектом отправляются по местам, в которых будут происходить события игры, и собирают фотореференсы сами. Это самый дешёвый способ для студии, плюс он приносит эмоции и вдохновение. Ещё пример от Лины Сидоровой: «Я очень часто фотографирую небо, и за годы фотоохоты у меня накопились сотни фотографий небес в любых состояниях. Это очень удобно, не нужно искать, покупать или выяснять, есть ли свободная лицензия на фотографию для заднего плана».

377237.jfif


Способ 2

Второй способ правомерно использовать чужие фотографии бесплатно — это спросить у автора разрешение. В нашем случае — можно брать фотографии друзей фотографов, например, если такие имеются (с их разрешения, само собой). Спрашивать разрешение у каких-нибудь фотографов National Geographic, думаю, смысла нет, потому что они создают свои фотографии для продажи, то есть бесплатно вы их вряд ли получите.

Способ 3

Существуют фотобанки и фотостоки, откуда можно скачать фотографии для коммерческих целей абсолютно бесплатно. Но и тут нужно быть осторожным: сам сайт может нарушать авторские права. Вот сайты, которыми мы пользуемся чаще всего:

  • pixabay.com
  • pxhere.com
  • textures.com

Также подобные изображения можно найти через расширенный поиск Google.

377239.jfif

Поисковик может вывести вас либо на те же фотостоки, либо на фотографии в общественном достоянии из mediawiki, либо на другие источники (которые лучше всё равно проверять, не нарушаются ли права автора).

1. Есть платные фотостоки, на которых есть бесплатные паки. Например, на photobash.org в графе Filter можно выбрать «Free».

2. Некоторые художники делятся своими фотографиями бесплатно и разрешают их использовать для обучения (иногда и для коммерции). Вот, например, бесплатные паки от Noah Bradley.

3. Ну и в целом, согласно статье 1274 ГК РФ, можно использовать фотографии без разрешения правообладателя в научных, учебных и информационных целях, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. То есть если вы делаете учебные мейты, не собираетесь их продавать, то можете аккуратно использовать фотоматериал, не боясь преследования по закону (указывая источник). Но здесь нужно быть честным и социально ответственным. Также всё относительно, ведь портфолио создаётся для будущего извлечения прибыли… так что вы действуете на свой страх и риск. В принципе, если вы не используете большие куски фото, а только небольшие фрагменты для создания текстуры, например, и таких фотографий у вас в мейте насчитывается с десяток, то вычислить, чья фотография была использована, будет очень сложно.

4. Также существуют всякого рода лицензии, контент по которым можно «копировать, распространять, редактировать, ремикшировать и брать за основу, всё это легально и согласно законодательству об авторских правах». Например, лицензия Creative Commons. По этой ссылке вы найдёте перечень самых крупных сайтов, распространяющих фото для использования по таким лицензиям (сайты, которые мы указали в Способе 3, на самом деле используют именно эти лицензии).

Кстати, пример — обложка для этой статьи:

377240.jfif

Само фото найдено на сайте Creative Commons с пометкой «licensed under CC BY 4.0».

Что же это такое? Читаем условия:

5298580791367950354.jpg

Окей, вот автор: «Creative Commons 10th Birthday Celebration San Francisco» by Timothy Vollmer.

Ура, мы ничего не нарушили!


Ещё пример: студия Disney выложила целую сцену из «Моаны» и модель облака:

https://www.disneyanimation.com/data-sets/

377242.jfif

Что же мы можем делать со всем этим великолепием?

Во-первых, там есть текстовый файл с указанием «для учебных целей». То есть как минимум мы не можем взять пальмы с острова и сунуть в наш пейзаж, не указывая, откуда они.

Во-вторых, про облако прямо написано «licensed under CC BY-SA 3.0»

Читаем условия:

Screenshot_7.jpg

То есть вашу новую сцену с внедренным облаком по-хорошему тоже надо шарить, в образовательных целях. :) Причём в Disney сами это сделали: указали по этой лицензии источник для модели облака — это фотография Kevin Udy, распространяемая по той же лицензии. Вот такая образовательная цепочка.

Для свободного метпеинта, фотобаша и прочего без указания авторства нам больше всего подходит СС0 1.0:

Screenshot_8.jpg

Фотобанки и фотостоки из Способа 3 используют эту лицензию.

Также можете посмотреть примеры и вариации всех лицензий тут на английском.


Легальные платные способы использования чужих фотографий

1. Покупать фотографии напрямую у фотографов. Есть художники-фотографы, которые выкладывают свои фотографии платно на Gumroad, Artstation.

2. Покупать фотографии на специальных ресурсах (отдельно паками или по подписке). На таких сайтах существуют разные лицензии в зависимости от количества ваших проектов, от того, фрилансер вы или большая студия. Вот список таких фотобанков, где мы сами уже покупали паки:

  • снова photobash.org
  • textures.com
  • mattepaint.com
  • shutterstock.com

Вся эта информация также актуальна для использования 3D Kitbash, текстур и материалов для 3D-моделирования. Например, на textures.com есть раздел с бесплатными и платными 3D-сканами и материалами. Есть ресурс https://texturehaven.com/ с материалами и HDRI по лицензии CC0 1.0.


Спасибо за внимание! Авторы статьи: Лина Сидорова и Олеся Тивуэль, специально для CG LAB.

Подписывайтесь на наш обучающий блог — вас ждут новые уроки и авторские статьи.

721 0 850 1
0
RENDER.RU