Как рисовать ровный красивый лайн в цифре: советы, приемы, упражнения
Разберем, как сделать линии в цифровом рисунке ровнее и придать им характер, как избавиться от «волосатого» лайна и какими упражнениями повысить свой навык.
Рисовать лайн в цифре обычно сложнее, чем карандашом или чернилами на бумаге. Дело в том, что программы для CG-рисования куда более чувствительны ко всем микро-движениям, поэтому малейшая тряска руки сразу же отражается на линиях. Трудности вызывает и то, что смотреть нужно на экран, а вести рукой — по планшету на столе.
Это не значит, что в цифре не получится нарисовать красивый гладкий лайн — просто нужно учитывать особенности инструмента и пользоваться его преимуществами.
Подбираем кисти и настраиваем программу
При желании и высокой усидчивости нарисовать красивый лайн можно и базовой кистью, но лучше подобрать инструменты, которые делают процесс удобнее и проще.
Выбираем подходящую кисть
Нет одной самой лучшей кисти для лайна — в основном важно, чтобы кисть меняла размер в зависимости от нажима.
Вы можете сами настроить этот параметр у любой кисти: для этого в Photoshop выберите кисть, пройдите по пути «Окно — Настройки кисти» (или нажмите F5) и установите галочку на «Динамике формы», «Передаче» и «Сглаживании». Справа в разделе «Управление» выберите «Нажим пера»:
Или вы можете бесплатно скачать уже настроенные под лайн кисти, например:
- Кисти для скетча в Photoshop от JohnnySix;
- Чернильные кисти для Photoshop от Кайла Вебстера;
- Карандаш для Clip Studio Paint от Mameo;
- Маркер для Clip Studio Paint от FallingIvyy.
Включаем стабилизатор
Он сглаживает линии и избавляет их от мелких неровностей. В Photoshop для этого выберите инструмент «Кисть» и в верхнем меню найдите окошко «Сглаживание» (Smoothing):
У Clip Studio Paint этот параметр находится в меню у каждой кисти:
Чем выше значение сглаживания, тем более гладкой будет линия. При этом чем выше значение — тем медленнее линия следует за вашим курсором. Высокая стабилизация сделает лайн очень выглаженным и «мультяшным» — хорошо подойдет, если вы рисуете в стиле «Гравити Фолз», но сыграет в минус, если вы хотите придать рисунку «традишный» вид. Обычно для более-менее гладкого, но не мультяшного лайна художники устанавливают сглаживание в ~20%.
Рисуем лайн: полезные функции программы
У программ для творчества есть много инструментов, которые помогут с лайном — не стесняйтесь ими пользоваться и облегчать себе работу.
Используйте режим следования за струной
Художник под ником The Wacky Artist советует использовать этот режим в Photoshop, когда нужно провести плавную линию с мягкими изгибами — например, нарисовать усмешку персонажа.
Рисовать в таком режиме непривычно, так что сперва попробуйте его и посмотрите, насколько он вам подходит. Включить его можно в настройках сглаживания:
Используйте фильтр «Пластика»
Он поможет скорректировать линию, а не перерисовывать ее снова и снова. Найти фильтр можно тут:
Или вызвать его сочетанием горячих клавиш Shift + Ctrl + X (английская). Поставьте галочку в пункте «Show Backdrop» в правом меню фильтра, чтобы вы видели слой со скетчем и понимали, как именно нужно деформировать линию.
Скриншот из видео The Wacky Artist
В некоторых версиях программы этот раздел может находиться в «Дополнительных параметрах»:
Вращайте холст
Порой рисовать линии в конкретном направлении особенно сложно — например, может быть трудно провести длинную диагональ или горизонталь. Разверните сам холст и подстройте его так, чтобы вы вели линию в удобном вам направлении.
Обычно в Photoshop горячая клавиша для вращения холста — R. Вы можете клавишей R переключиться на вращение, потом вернуться к кисти с помощью горячей клавиши B (английская), следом — снова через R поставить холст на место.
Рисуем лайн: методы, способы и советы
С программами и настройками разобрались, здесь поговорим о самих методах и нюансах создания лайна.
Не начинайте сразу с чистового лайна
Большинство профессиональных художников проходят через несколько этапов рисунка, от грубого скетча до финального лайна. При рисовании лайна будет куда легче, если не придется параллельно думать еще о композиции, деталях и точном расположении линий — для этого и делаются черновые скетчи.
Рисуйте лайн быстро и уверенно
Так линии получатся ровнее и более гладкими. Чем медленнее вы пытаетесь провести линию, тем более неуверенной и неровной она получится.
Старайтесь рисовать линии единым движением без разрывов
Гладкие, ровные, уверенные линии делаются единым непрерывным движением. Часто начинающие художники проходятся по одной линии несколько раз короткими неуверенными движениями — так получается «волосатый» лайн.
Вот таким рваным получается лайн чаще всего, если пытаться рисовать короткими движениями.
Скриншотиз видео от BaM Animation
Чтобы было легче рисовать линии в одно движение:
- Рисуйте длинные линии от локтя — то есть двигайте всем предплечьем, а не только кистью.
- Приближайте рисунок, если так вам будет удобнее рисовать лайн в каких-то зонах.
- Держите руку на клавишах ctrl+z и не бойтесь много пользоваться отменой. Опытному художнику Нику Коулу до сих пор требуется около 6 попыток, прежде чем он рисует линию как ему нужно.
Варьируйте толщину лайна по всему рисунку
Просто меняя толщину линий, вы можете обозначить ключевой элемент в кадре, показать тень и свет, изобразить перспективу, отделить одну форму от другой. А еще разнообразить рисунок: если линии по всему арту будут одинаковой толщины, он может смотреться скучно, глазу зрителя не за что будет зацепиться.
Несколько советов по работе с толщиной лайна:
- Художница Eriana Mirabal советует менять толщину линий по мере удаления объектов от зрителя. У переднего плана будут самые толстые и четкие линии, у среднего — тоньше, у дальнего — самые тонкие. У зрителя автоматически возникнет ощущение, что чем толще линии — тем ближе к нему находится предмет или персонаж. Это даст ощущение глубины, разницы планов и перспективы.
Пример от Eriana Mirabal
В этом правиле можно делать исключение: если вы хотите выделить объект вдалеке, сделайте лайн для него чуть толще, чем у всего остального на заднем плане. Но не перегните, лайн все равно не должен быть толще, чем у переднего плана.
- Альтернатива от художника Marc Brunet: глубиной картинки можно управлять и через светлоту лайна. Чем ближе к вам что-то, тем темнее будет лайн, чем дальше — тем более светлым и прозрачным он получится.
- Делайте линии толще со стороны тени и тоньше со стороны света. Это даст ощущение некоторого объема и иллюзию тени. Яркий-яркий свет можно изобразить прерывистым контуром с освещенной стороны предмета.
Пример от художника Jose Fernandez
Делайте линии толще у самого важного элемента в кадре — так вы подскажете зрителю, на что ему нужно обратить внимание.
Пример от Eriana Mirabal
- Используйте более толстые линии для контура предмета или персонажа и линии тоньше — для деталей внутри силуэта.
Простой пример от Marc Brunet
- Утолщайте линии там, где одни формы пересекаются с другими, где линии сходятся друг другом или встречаются перпендикулярно. Придайте объем лайну в основе этого схождения.
Пример такого схождения линий: более абстрактный и более конкретный на юбке.
Слева — правильный вариант, справа — неверный
Трюк от Marc Brunet — как показать объемы там, где не получится сделать это жёсткими линиями.
Порой в рисунке нужно показать мягкие, плавные углы — допустим, у маленького квадратного пуфика. Если вы проведете там полноценные линии (даже тонкие) — углы будут выглядеть жесткими, словно пуфик полностью сделан из дерева. Если не проводить никаких линий вообще — сложно понять, что происходит в этом пустом участке.
Что с жёсткими линиями, что вообще без них — не получается передать нужное ощущение мягкости и показать объёмы
В этом случае Marc советует слегка описывать объемы с помощью тонкой штриховки. Например, добавить несколько тонких линий на пуфик непосредственно перед изгибом.
Еще один пример с юбкой — если линии складок обрываются очень резко, это выглядит неорганично. Тут тоже можно использовать легкое описание объема постепенно сходящей на нет штриховкой.
Пересекайте линии друг с другом
The Wacky Artist советует такой метод, когда у контура много изгибов — нарисовать это плавно и одним движением будет очень сложно. В этом случае рисуйте отдельно каждую линию в одном направлении, а после используйте ластик, чтобы убрать лишнее и подправить лайн. С помощью кисти аккуратно сгладьте слишком острые углы там, где это необходимо.
Первый шаг — рисуем разные линии, не боясь выходить за контур.
Второй шаг — стираем лишнее и правим лайн
Делаем упражнения, которые повысят ваш навык рисования лайна
Тренироваться в лайне можно не только на самих рисунках — есть несколько упражнений из классического традиционного рисунка, которые помогут и в цифре. Собрали некоторые с примерами от BaM Animation и Telepurte.
- Классическое упражнение в штриховке — с него можно разогреваться всякий раз, как вы садитесь за лайн. Нарисуйте на листке квадраты и заполняйте их линиями: вертикальными, горизонтальными, диагональными. Внутри одного квадрата линии всегда должны идти в одну сторону и в одном направлении, быть на одинаковом расстоянии друг от друга и не «падать». Каждое из направлений тренируйте в две стороны: в одном квадрате рисуйте вертикальные линии сверху вниз, в другом — снизу вверх; в одном квадрате горизонтальные линии рисуйте справа налево, в другом — слева направо.
Пример из неиронично полезного видео от Telepurte. Необычно для него, но он всегда умел удивлять
- Расставьте на листе рандомные точки, а потом соединяйте их линиями между собой. Рисуйте каждую линию непрерывно, одним быстрым и уверенным движением.
- Нарисуйте вертикальную линию, постоянно меняя силу нажима. Рядом нарисуйте другую линию, для нее меняя силу нажима противоположным образом. Заполните такими линиями лист.
Пример от BaM Animation
- Рисуйте круги размером с монетку один за одним. Старайтесь заканчивать каждый круг в той же точке, где его начали.
Пример от BaM Animation
- Вращайте условную монетку в пространстве кадр за кадром. Это поможет тренировать и рисование перспективы на глаз, и рисование кругов в разных ракурсах.
Пример из видео от Telepurte
- Нарисуйте цветочек: начните из центра и рисуйте лепестки непрерывной линией, не отрывая стилус от планшета. С каждым новым лепестком важно возвращаться линией точно в центр цветка.
Пример от BaM Animation
- Рисуйте что-то вроде каретных колес: сперва набросайте круги в разных ракурсах, а потом заполняйте их линиями-прутьями, начиная из центра. Попрактикуете сразу и круги, и линии в разных направлениях.
Пример из видео от Telepurte
Рисуйте изогнутые линии одну за одной. Держите между ними одинаковое расстояние и располагайте в одном и том же направлении. Упражнение кажется простым, но оно одно из самых трудоемких тут :)
Пример из видео от Telepurte
Во время тренировок не возвращайтесь к линиям, чтобы исправить их и сделать идеальными. Такая практика тренирует вашу мышечную память и оттачивает движения, а еще дает вам больше уверенности в линиях. Тренируйтесь так несколько раз в неделю — и через пару недель вы увидите заметные улучшения.
Статью написала Тао специально для CG LAB
На обложке фрагмент работы Max Berthelot