Начало пути: анатомия. Упрощенная база

Понимание строения человеческого тела — ключ к улучшению навыка рисования ваших персонажей! С помощью этого иллюстрированного руководства от Eridey вы узнаете больше о костях, мышцах и о том, как различные части тела связаны друг с другом.

Анатомия — непростой предмет, но я надеюсь, что эта статья станет для вас кратким справочником и настроит на дальнейшее обучение. Давайте начнем со составных блоков человеческой фигуры:
Позвоночник является опорой тела, и позволяет двигаться туловищу. Его вертикальная форма отличает людей от других живых существ. Это не прямая линия, а кривая. Его форма заставляет таз грудную клетку слегка наклоняться. Давайте разделим его на три части, чтобы лучше это увидеть:

1. Шейный отдел позвоночника — поддерживает и обеспечивает подвижность головы.

2. Грудной отдел позвоночника — поддерживает ребра.

3. Поясничный отдел позвоночника — между тазом и грудной клеткой, соединен с крестцом.

1.jpg

Шейный отдел позвоночника (1) расположен сразу за челюстью (2). Существует множество мышц, которые управляют движением головы. Самая заметная из них имеет очень длинное название (грудино-ключично-сосцевидная!), (3) но вы можете легко узнать ее по V-образной форме, проходящей от уха до яремной ямки. Между этими мышцами находятся гортань и кадык, который более заметен у мужчин (4).

2.jpg

3.jpg

Грудной отдел позвоночника — это часть, которая соединяется с ребрами. Вы можете нарисовать обобщенную грудную клетку придавая ей яйцевидную форму, напоминающую форму ребер (1).

4.jpg

Грудина (2) закрывает эту структуру спереди, создавая вместе с позвоночником воображаемую линию, разделяющую тело на две симметричные части — правую и левую. Используйте их в качестве ориентира!
Ключицы (3) похожи на велосипедный руль, думайте о них как о поддержке плеча. Часто, когда руки двигаются, они будут менять направление.

5.jpg

На спине вы найдете лопатки. Они имеют треугольную форму и помогают двигать руками. Форма спины меняется вслед за движениями этих костей.

6.jpg

Таз расположен в внизу туловища, соединен с поясничным отделом позвоночника от крестца (1). С боков вы можете видеть подвздошную кость (2), а спереди - лобок (3).

7.jpg

Поскольку это кости со сложной формой, мне нравится упрощать их, рисуя пару дисков для подвздошной кости и крестец в виде перевернутого треугольника.

8.jpg

Подвздошная кость (1) поможет вам нарисовать связку таза с бедрами. На спине эти две ямочки в конце позвоночника, не доходя до ягодиц, помогут нам идентифицировать крестец (2).
Обратите внимание, что женский таз, как правило, шире мужского. Это одно из главных отличий.

9.jpg

Конечности
Конечности могут двигаться по-разному, но знание их ограничений избавит нас от рисования нереалистичных поз.

Руки:
В верхней части руки (А) находится плечевая кость, длинная и прочная кость, которая соединяется с предплечьем (B) в локте.
В предплечье вы найдете лучевую кость (1) и локтевую кость (2). Эти кости могут пересекаться (пронация), чтобы обеспечить вращение запястья. Некоторые художники, чтобы определить объем рисуют часть предплечья в виде коробки (3).
Вы видите крошечную шишку прямо за вашим запястьем? (4) Это часть локтевой кости. Используйте ее в качестве ориентира для определения ориентации руки.

10.jpg

Ноги:
На рисунке (А) у нас есть кости ног:
Бедренная кость (1) в бедре; коленная чашечка (2) в середине ноги; малоберцовая кость (3) и большеберцовая кость (4) в области икры.
Ноги должны поддерживать тело и придавать ему необходимый баланс, но есть деталь, которая иногда ускользает от нас: ноги не имеют полностью вертикальной линии. Для достижения равновесия, должен присутствовать ритм. Обратите внимание на небольшой наклон бедренной кости от бедра к колену и изгибы (рис. B), которые создают контур ноги (вид сбоку).

11.jpg

Другие интересные подробности о ноге:

На рисунке (С) у нас есть лодыжка. Ее кости расположены на разной высоте, причем малоберцовая кость на внешней стороне (*) находится ниже.
На рисунке (D) показан вид колена сзади. На внешней стороне (*) мышцы не вызывают слишком большого изменения контура, но на внутренней стороне образуется небольшой объем с забавным названием «гусиная лапка» (это также указано на рисунке А).

Пропорции:

Согласно некоторым академическим стандартам, идеальный рост взрослого человека - это 7 или 8 голов. Однако, в зависимости от физических характеристик у каждого человека разные пропорции.

В нижеприведенном примере женская фигура ниже, ее рост 7 голов, а мужская фигура на треть головы выше. Впрочем, эти фигуры достаточно низкорослые. Более распространен канон, в котором рост человека составляет 8 голов.
В этом примере также включена фигура ребенка. Примите во внимание, что в раннем возрасте организм еще не развился полностью, поэтому его показатели немного иные - например для двухлетнего ребенка рост составляет 5 голов.

12.jpg

12_2.jpg

12_3.jpg

Помимо этого, художники иногда полностью меняют пропорции своих персонажей, отличаясь от этих «идеальных», чтобы подчеркнуть их уникальные характеристики или сделать стиль рисования более выразительным. Но это не повод игнорировать основные принципы!

13.jpg

Хитрость: Мне нравится сравнивать элементы одинаковой длины, просто чтобы убедиться, что все правильно пропорционально, когда я рисую. Например, кисти примерно такого же размера, как лицо; ступни длиной с предплечье.

14.jpg

Если вы вытянете руки, что их длина будет равна росту человека.

15.jpg

Наконец, четыре пункта, которые помогут нам день ото дня становиться лучше в рисовании.
  • Наблюдение: Изучайте, как люди ходят, их позы, различные типы тел. Создайте в своем воображении справочную галерею и, если возможно, делайте наброски!
  • Думайте в 3D: Чтобы понять фигуру/форму, лучше всего проанализировать ее с разных точек зрения.
  • Исследование: Читайте о частях тела, костях, мышцах, функциях и т.д. С точки зрения художника это прекрасно, вам не нужно становиться врачом! Нас интересуют те части анатомии, которые влияют на формы и движения тела.
  • Рисуй, рисуй, рисуй! Потренируйтесь в рисовании всей фигуры и детальном изучении некоторых особенно сложных частей.
Также предлагаем вам ознакомиться с подборкой ресурсов для изучения анатомии:

В начале изучения очень важно понимать на что стоит обращать внимание. Вот несколько советов:
Создайте собственный манекен.
Вам нужно знать наизусть пропорции и размеры частей тела. Изучите самый базовый тип телосложения, и только после этого вы сможете начать создавать множество различных персонажей.
  1. Самые основные пропорции тела. Измеряется в головах — 8 голов в высоту и чуть более 2 в ширину.
  2. Найтите C или S-образные пластические линии. Посмотрите, какой наклон имеют части тела.
  3. Попробуйте поставить персонажа в позу, например, контр-пост — позу с опорой на одну ногу. При этом также ищите C или S-образные пластические линии.

16_3.jpg

16_4.jpg

16_7.jpg

16.jpg

17.jpg

18.jpg

19.jpg

20.jpg

21.jpg

Перейдем к практике

1. Если вы хотите испытать свои силы, попрактиковаться и понять для себя, на что стоит обратить более пристальное внимание при дальнейшем обучении, то предлагаем пройти небольшой челлендж. Несколько лет назад в рамках конкурса был проведен челлендж «Раскачай анатомию», в котором давались задания с советами и небольшими материалами для наглядности.

22.jpg

Задание 1 — GESTURES

Задание 2 — КИСТИ

Задание 3 — СТОПЫ

Задание 4 — ТОРС

Задание 5 — ГОЛОВА

Задание 6 — ФИГУРА В ПОЛНЫЙ РОСТ

23.jpg

24.jpg

25.jpg

26.jpg

27.jpg

2. Предлагаем еще один вариант прохождения челленджа «Быть человеком» от Веры Величко. Материал предоставлен в формате небольшого бесплатного онлайн-курса. Вам предстоит пройти 7 заданий:

***

Спасибо, что дочитали до конца!
Если хотите более подробно изучить анатомию, то приходите на наш курс. В сопровождении опытных преподавателей вы изучите все тонкости построения человеческой фигуры.
Также подписывайтесь на наш обучающий паблик — здесь много уроков, статей и челленджей.


Материал подготовила Диана Мова специально для школы CG LAB.
Редактор Леонид Илюхин


Источники:
Статья Изучение анатомии для улучшения поз.
— Видео: «Быть человеком»,«Как изучить анатомию»
Kasia Slupecka


Другие статьи:

Начало пути: упражнения по работе с цветом

цвет_упражнения.jpg

Добиваемся лёгкости в рисунке: 5 советов + 4 упражнения

lecko.png

Секреты выразительной иллюстрации

выразительная_иллюстрация.jpg

750 0 850 12
5
2022-08-26
Ти пути
2022-08-26
Зачем сущности плодить, все это более детально обсосано в куче литературе, а если так же водянисто - то в меньшем кол-ве символов.
ImagineFX_-_How_to_Draw_and_Paint_Anatomy_Vol_2
Zarinst Konrad_Anatomy 2014 for sculptors
Каналы проко, рыжкина, качков всяких в динамике мускулатуру показывающих, 3д шные экорше онлайн.

Ладно бы о личном опыте рассказывали, а тут просто вспук искуственноразмазанный на 100500 символов, "Шейный отдел позвоночника — поддерживает и обеспечивает подвижность головы." ну охереть, вот это новости.
2022-08-29
Хммм, лично у меня длина стопы заметно меньше длины предплечья, причём у меня среднестатистические пропорции тела и длина кисти руки примерно от "среза подбородка" до середины лба (кисти у меня не как совковые лопаты и голова не как у гнома).
2022-09-04
Полезный материал для себя извлёк спасибо.
2023-02-15
Мне тоже было полезно, такая информационная выжимка. Благодарю)
RENDER.RU