CG LAB: Жанр Sci-Fi. Часть I
Начинаем новый цикл статей о самом дорогом жанре в индустриях кино и игр: о великом Sci-Fi.
Syd Mead
Почему создавать Sci-Fi дизайн намного сложнее? Почему Sci-Fi художников меньше, и платят им больше? Почему игры и фильмы в жанре научной фантастики требуют больше бюджета? Нужно ли читать книги фантастов, чтобы лучше рисовать? Почему важно разбираться в ракетостроении и следить за новостными сводками в разделе «наука»?
Feng Zhu
На эти и другие вопросы я буду отвечать от статьи к статье. Будь то перевод и конспект видео-уроков Feng Zhu, взгляд на колонию на Марсе со стороны ученых, фотоподборки новейших военных технологий или обзор лучших книг от фантастов, чтобы посмотреть на будущее их глазами… Знаете ли вы про проекты колоний на Марсе, которые победили на конкурсе NASA, или как Филип Дик описывал систему оросительных каналов на Красной Планете? Или как проходит первый полет человечества на Аврору глазами Кима Робинсона?
Dylan Cole «Avatar»
В первой статье поговорим о самом жанре, его истории и поджанрах. Посмотрим на работы замечательного художника Syd Mead.
Syd Mead
Sci-Fi (Science Fiction, Научная фантастика) — жанр в искусстве, который основывается на повествовании про науку и технологии. Призван будоражить сознание людей, отправлять в будущее или рассказывать о путешествиях в прошлое, и раскрывать потенциал науки. Важное отличие от фентези — Sci-Fi основан на основных принципах науки (Sci), но в нем также есть элементы фантастики (Fi). Также Sci-Fi освещает все парадоксы, связанные с влиянием науки на человечество и поднимает множество социальных вопросов.
«Под научной фантастикой я понимаю литературу в духе Жюля Верна и Герберта Уэллса — романтические истории, переплетающиеся с научными фактами и
пророческим видением» — Хьюго Гернсбек, основатель первого в мире журнала о научной фантастике «Amazing Stories».
Craig Mullins
Sci-Fi также тесно связан с футурологией, то есть с наукой прогнозирования будущего. Часто и писатели, и художники пытаются угадать или предсказать, что будет на Земле через n-ное количество лет.
Jean-Claude Mezieres, концепты к фильму «Пятый элемент»
Syd Mead
Поджанры Sci-Fi: твердая научная фантастика, киберпанк, стимпанк, космо-опера, утопия, антиутопия, хроно-фантастика (о путешествиях во времени),
исторически-альтернативная фантастика, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика.
Зародился Sci-Fi в литературе после промышленной революции в XIX веке. Принято считать, что первыми произведениями в жанре Sci-Fi были книги Жюля Верна и Герберта Уэллса. Пока другие писатели описывали обыденность, Жюль Верн просчитывал, как запустить корабль на Луну. И пусть «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» — не самый популярный роман Верна, именно он иллюстрирует нам, что писатель был настоящим фантастом. Его самое популярное произведение «Двадцать тысяч лье под водой» описывает достаточно продвинутую субмарину Наутилус, хотя в то время все существующие подлодки были очень примитивны. Таким образом, творчество Верна очень походит на современный поджанр Sci-Fi: «steampunk».
Syd Mead
В XX веке перед человечеством все острее вставали вопросы: кто мы как вид, куда мы идем, и что будет, когда мы достигнем своих целей? И этот век породил огромное количество писателей, которые придавали жанру Sci-Fi все больше конкретики.
Первая обложка журнала «Amazing Stories»
В 1915 году Хьюго Гренсберг впервые объединяет эти два слова вместе, употребив термин «scientifiction». А в 1926 году он выпускает первый журнал о научной фантастике «Amazing Stories». Именно в честь Гренсберга названа премия «Хьюго», ежегодно вручаемая с 1953 года за достижения в области научной фантастики. Сам Гренсберг получил «Хьюго» как «Отец научно-фантастических журналов».
С этого момента в научно-фантастической литературе начался настоящий бум. Frank Herbert и его «Dune», Arthur C. Clarke с «2001: A Space Odyssey». Годы
спустя: Stanislaw Lem и книга «Solaris», Philip K. Dick и его роман «Do Androids Dream of Electric Sheep?» и так далее…
Syd Mead
А что же касается кино? Как Sci-Fi попал на экраны? Уже в 1902 году вышел первый немой фильм в этом жанре под названием «A Trip to the Moon». Роботы-убийцы появились на экранах в 1921 году в фильме «The Mechanical Man». Создать первых динозавров попытались в кино «The Lost World» в 1925 году, над спецэффектами работал Willis O'Brien. Однако самым знаковым фильмом того времени для зарождения жанра стала картина «Metropolis», вышедшая в прокат в 1927 году. В кино был показан футуристический город с разделением на бедных и богатых, и главные герои пытались преодолеть этот разрыв.
Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга
В 1933 году на экранах появился первый «Кинг Конг». К сожалению, многие фильмы, которые шли следом в этот промежуток времени, с 30х по 50-е годы не удались и провалились.
Syd Mead
Затем началась послевоенная волна фильмов. Картина «Invasion of the Body Snatchers» в 1956 году рассказывала о космических капсулах и отдавала паранойей «холодной войны»; «Godzilla» в 1954 году иллюстрировала перевоплощение ядерного оружия в монстра; в фильме 1957 года «The Day the Earth Stood Still» на Землю спустились инопланетяне, чтобы предупредить людей об опасности ядерного оружия. И уже после широкое развитие получило телевидение, стали выходить такие сериалы как: «The Twilight Zone», «Doctor Who» (1963).
Syd Mead
А затем появились Star Trek, Star Wars, Alien, The Terminator, Mad Max, Blade runner, Tron… но это уже другая история, которую я расскажу как-нибудь в потом :).
Таким образом, принято считать, что Sci-Fi родился из приключенческих романов с научными фактами в XIX веке и затем достаточно быстро перебрался на экраны.
Syd Mead
«Создавать дизайн для «реального мира» проще, чем для кино. Вот почему. В «реальном мире» предприятия могут протестировать дизайн до того, как люди его купят. В мире кино я создаю дизайн, чтобы рассказать историю. У людей будет только несколько секунд, чтобы распознать дизайн, понять его ценность для сюжета и принадлежность к происходящему. И, если я провалюсь и не создам запоминающийся и правдоподобный дизайн, это испортит всю историю».
Как вы успели заметить в этой статье очень много работ, выполненных художником Syd Mead. И в этом выпуске я кратко расскажу о Сиде (на самом деле он заслуживает отдельной статьи), — о потрясающем художнике и основоположнике визуального Sci-Fi языка. C 70-х годов он работал в киноиндустрии и создавал концепты к таким фильмам как «Blade Runner», «Tron», «Alien», «Star Trek».
Syd Mead
Историческая справка: Сид родился в 1933 году, закончил Art Center School в Лос-Анджелесе, затем работал иллюстратором книг и каталогов на крупные
фирмы. В 1970 году основал собственную компанию Syd Mead, Inc., которая занималась визуализацией экстерьеров и интерьеров. С 1978 года начинает
работать над художественными фильмами (его первым дизайном была работа над «Star Trek»).
Syd Mead
Сейчас Сиду 85 лет, и он продолжает работать на индустрию кино, но до сих пор рисует красками.
«Я говорю людям, что рисую на картоне шерстью животных на конце палочки, и каждая такая палочка стоит 40-70$».
Syd Mead
Сид не использует цифровые инструменты для рендера. Он сканирует свои работы, когда завершает их, и подкручивает цвета, а также подгоняет их под требования типографий. Ему не нравится использовать нынешние планшеты, он ждет создания цифровой бумаги.
Его дизайну мы посвятим другую статью в цикле, где подробно разберем его взгляды на будущее, ведь Сид очень увлекается футурологией.
Продолжение следует…
Спасибо за внимание!
Материал подготовила Олеся Тивуэль специально для школы CG LAB. Редактор — Лина Сидорова.
Подписывайтесь на наш обучающий блог — вас ждут новые авторские статьи и уроки.