В будущее на полной скорости: прорывные идеи развития поездов
Движение изобретателей и рационализаторов получило невероятное развитие в советские годы. Власти поддерживали его как могли.
Выпускались даже билеты Всесоюзной эстафеты по изобретательству, держатели которых обязывались внести в специальные бюро свои рацпредложения, а взамен получали премию и участие в различных розыгрышах. В 1990-е движение, как и многие инновационные инициативы, сошло не нет, чтобы возродиться в новом виде. Один из примеров – конкурс концептуальных дизайн-проектов на тему «Рельсового транспорта будущего» TRAINVISION, итоги которого были подведены в середине
сентября.
Конкурс прошел в рамках Года дизайна ТМХ по инициативе молодежного движения «Поколение Инжен» при поддержке холдинга и Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. Поучаствовать в TRAINVISION мог каждый работник корпорации, который одновременно и работает в отрасли, и является потребителем ее продукции и услуг. Сотрудники ТМХ понимают, что такое рельсовый транспорт, как он создается, при этом регулярно выступая в роли пассажиров, общаясь с железнодорожниками.
Синтез знаний и опыта – это база для рождения передовых идей. Вдохновением к творчеству стала серия лекций о промышленном дизайне, которая прошла на восьми предприятиях ТМХ в рамках конкурса. Они действительно стали дополнительным импульсом. «После рассказа об истории дизайна, новейших разработках и идеях, мне и пришла в голову идея», - говорит один из участников TRAINVISION - инженер-технолог «Метровагонмаша» Андрей Садков.
«Смысл конкурса в том, чтобы сотрудники ТМХ дали волю фантазии. Это позволяет раскрыть потенциал работников, способствует появлению новых идей и инновационных предложений для развития компании», - говорит директор дизайн-студии 2050.ЛАБ Максим Чащин.
Предложений было столько, что экспертному жюри пришлось формировать шорт-лист из пяти наиболее интересных работ. Их авторы рассказывали о проектах в прямом эфире церемонии подведения итогов конкурса TRAINVISION.
«Жюри важно было выявить целостность подхода к разработке идей проектов, оценить понимание авторами перспектив своих работ», - рассказал технический директор ТМХ Максим Рожков.
В номинации «Технический прорыв в транспорте», победителем стал Тимофей Ветошко, инженер-конструктор 3 категории компании ТМХ Инжиниринг из Брянска. «Основная идея – компактность. Почему пятиосный? Этого достаточно для выполнения любых маневровых работ. Концепт можно использовать на промышленных путях, где радиус кривых почти всегда 40 м.», - говорит Тимофей Ветошко. Речь о том, что машина сможет легко проходить, например, крутые повороты, станет более маневренной, что может облегчить и эксплуатацию уже построенных дорог, и строительство запланированных.
За перспективную идею панорамного остекления пассажирского вагона победу в номинации «Оригинальное решение в транспорте будущего» одержал Павел Носов, слесарь механосборочных работ цеха магистральных тепловозов рамно-кузовного участка Брянского машиностроительного завода. «Это новый класс пассажирских вагонов: панорамное остекление из фотохромного стекла, которое при ярком свете автоматически затемняется», - раскрыл подробности Павел Носов. Он считает, что реализация задумки привлечет дополнительных пассажиров, так как в России масса красивых мест, которые можно осмотреть из окон поезда.
В номинации «Интерьер будущего рельсового транспорта», лидерами стали Ольга Полякова и Александр Хохлов, дизайнеры ТМХ Инжиниринга из Твери, с концепцией модельного ряда перспективных ярусных вагонов, которые позволяют с комфортом разместить большее число пассажиров, чем в стандартном вагоне. «Компоновочное решение подсказала природа - улей, пчелы, соты и эргономика. Получилась сотовая компоновка посадочных модулей», - говорит Ольга Полякова. Благодаря принципу сот удалось не только увеличить вместимость вагонов, но и продумать пространство внутри так, чтобы гарантировать комфорт пассажиров.
В номинации «Экстерьер будущего в рельсовом транспорте», победителем названа Мария Янкова, специалист по связям с общественностью Метровагонмаша, которая разработала экстерьер вагонов метро в стиле high-tech. «Вдохновение пришло со стороны тенденций в IT-сфере, а именно из современного дизайна системных блоков, USB-накопителей, мышки, клавиатуры и т.д.», - рассказала она.
Специальным призом награжден инженер-технолог Метровагонмаша Андрей Садков. Он представил проект интерьерных решений для подвижного состава будущего. «Предложения по интерьеру: система оповещения о прибытии пассажира на нужную станцию, выведение информации на экраны стекла – позволят сделать поезда более комфортными как для пассажиров, так и для машинистов, а также вывести отечественные машиностроительные технологии на новый уровень», - уверен конкурсант.