Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 2. Какие тенденции задает цвет цивилизации?

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных феномену цвета и его восприятию. В первой статье мы разбирались, есть ли связь между эмоциями и цветом и как цвет влияет на человека. Во второй части арт-директор Playrix Света Саблина расскажет о том, как менялось цветовосприятие с развитием технологий и общества: в современном мире, в искусстве, в играх.

Тенденции. Современный мир

Однажды я просматривала старые референсные фотоматериалы и заметила, что в них почти нет сочных цветов — все выглядело тускло и блекло по сравнению с современными фотографиями. Тогда я поняла, что новое поколение фотокамер, экранов, цифрового ТВ прочно привило нам привычку обращать внимание на более яркие и чистые цвета. Но с чего все это началось?

201.jpg

Начиная с XIX века электричество плотно вошло в жизнь современного общества. В конце века ученые открыли неон, который стали использовать в радио- и фототехнике и рекламе. Города заполонили яркие рекламные щиты, неоновые вывески, горящие огни. Постепенно мы начали привыкать к цветному освещению — его было все больше и оно становилось все ярче.

200.jpg

Именно с этого времени начинается широкое воздействие цветного светоизлучения на организм, усиливается нагрузка на мозг, чего никогда не было в истории человечества до появления телевидения. Раньше мы получали свет только в качестве отраженного излучения, любуясь картинами, гобеленами, читая книги, посещая театральные постановки.

С появлением цветной фото- и видеосъемки и ее распространением связан еще один интересный факт — каждый человек получил возможность реализовать свой творческий подход не только в поиске композиции, но и в выборе цветового решения. Это приводит к массовому развитию чувствования цветокомпозиции.

60-е вошли в историю в том числе благодаря активному исследованию влияния на мозг человека психотропных препаратов. В этот период на арену выходит Кастанеда и его последователи, расцветает движение хиппи. Яркие цвета ассоциируются с измененным состоянием сознания, появляется эвфемизм “картинка ЛСД” — цвета перенасыщены, яркость на максимуме.

203.jpg

Понятия “экстаз” и “цвет” неразрывно связаны в умах людей того времени. Все это влияет на культуру — появляется искусство поп-арта, оп-арта. Они стимулируют новый взгляд на моду и дизайн в целом, отражаются на производственной линейке яркой мебели и многом другом.

204.jpg

Все цветовые сочетания, которые раньше считались негармоничными и табуировались в искусстве, входят в повседневную жизнь. Их ценят не за гармоничность, а за эмоции, которые они выражают, и характеризуют как более экспрессивные и динамичные.

В середине ХХ века с появлением мощных телескопов у нас появилась возможность исследовать излучение, невидимое ни для глаза, ни для фотопластинки, приходящее из космоса.

До этого практически все достижения астрономии базировались на оптических наблюдениях, то есть на исследовании небесных тел в тех лучах, к которым чувствителен человеческий глаз или фотоэмульсия. Насколько же богаче, интереснее и сложнее стала картина окружающего нас мира!

205.jpg

Мы узнали о том, как выглядит небо в различных диапазонах электромагнитных волн, обнаружили неизвестные ранее типы объектов, узнали принципиально новое о Вселенной, принимая радио-, инфракрасное и рентгеновское излучение. И пусть при подготовке снимков цвета подбираются искусственно, то есть космос не выглядит таким, как на фото, но результат завораживает — эти цвета побуждают нас остановиться и бесконечно рассматривать.

Что же происходит сегодня?

206.jpg

Хочу поделиться с вами этим слоганом: “Видеть больше чувствовать”. Где поставить тире? Сегодня такой вопрос не стоит: мы обречены “Видеть больше — чувствовать”. От нас не зависит личное желание развивать цветовосприятие, отныне все работает наоборот: окружающая нас действительность максимально перенасыщена, она заставляет нас постоянно чувствовать что-то новое и непривычное.

С чем это связано?
  • новые поколения цветопередачи на экранах и, как следствие, повышение насыщенности, яркости;
  • больше взаимодействия с экранами — прямым светом, а не отраженным;
  • окружающая цветовая палитра по своей максимальной экспрессии становится привычной;
  • цвета становится больше везде (кино, игры, мода, дизайн);
  • возможность исследовать и видеть невозможные цвета, что создает новые эмоциональные реакции.

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Возможно, в будущем с развитием технологий мы сможем видеть и “невидимые” цвета.

Тенденции. Искусство

Если мы обратимся к искусству, то увидим то же количественное увеличение цвета в палитре, что и в культуре человека.

207.jpg

Это связано с открытиями новых пигментов в химии в конце XIX — начале XX века, благодаря которым у художников, в первую очередь импрессионистов, появилась возможность использовать яркие открытые цвета и создавать те шедевры, которыми сегодня любуется весь мир.

Современная палитра уже включает в себя весь спектральный цветовой ряд. У художников в распоряжении есть гораздо больше цветов, чем еще несколько десятилетий назад: это и металлик (блеск), и фосфоресцирующие краски, и светящиеся элементы, и “хамелеон”.

Когда мы говорим о цвете в искусстве, невозможно не упомянуть о Клоде Моне. Цветовые схемы его произведений можно использовать и сейчас в качестве референсных материалов.

208.jpg

Поделюсь несколькими примерами из творчества современных художников. Например, Дэвид Мэнсинг. Мне очень нравится его палитра и то, как он использует экспрессивные цвета. При этом картинка смотрится очень гармонично, несмотря на то, что в природе нет таких цветов.

209.jpg

Виктор Быков — его можно упрекнуть за “конфетно-зефирную” палитру, но при этом его работы выглядят очень завораживающе и таинственно.

210.jpg

Тео Принц — для него образы и предметность отходят на второй план, больше внимания он уделяет именно цвету.

211.jpgМарко Бучи — посмотрите на желто-оранжевый рефлекс и синюю тень. Если бы мы начали создавать средовой цвет согласно пайплайну, то у нас бы никогда не появилось этого рефлекса и тени. Такой цветовой подбор — это перцептивное чувствование.

212.jpg

Тенденции. Игры

А что происходит в игровой индустрии относительно передачи света и цвета? В современных играх происходит цветовой бум!

Хочу остановиться на игре Horizon, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. В ней меня особенно поражают текстуры, которые практически во всех локациях разделены как минимум на два цвета. В тени один оттенок становится активным, а на свету — пропадает, активным становится другой. И когда игрок бегает из теневых зон в светлые, то смена оттенков вызывает восторг!

213.jpg

Давайте сравним два кадра из игр, вышедших в разное время — из уже упомянутой Horizon. Zero Dawn (2017 год) и игры The Witcher 3: Blood and Wine (2016), которая в свое время была очень прогрессивной по цветовым решениям. В первом кадре мы видим завораживающий луч света и цветовую маску — спектральный сдвиг от желтого до синего, а на втором — просто открытый красный цвет, который заливает всю картинку и под которым ничего больше не видно.

214.jpg

Еще два кадра — справа в “Ведьмаке” мы видим голубое небо, зеленую траву и черного Геральта. Простые открытые цвета! После выхода Horizon мозг впитал более прогрессивную гармонию цветовых сочетаний и передачи спектрального цвета и уже не воспринимает простые сочетания. За это непродолжительное время ярмарка красок “Ведьмака” потеряла свою магию!

215.jpg

Но мы пойдем дальше. Есть серия игр, где используются только яркие открытые локальные цвета. Там практически нет текстур, а формы очень простые. Но когда ты погружаешься в эту игру, то погружаешься в медитативное состояние, похожее на то, что бывает во время арт-терапии.

216.jpg

Самая яркая по экспрессивности цвета игра — The Witness. Ее цветовые сочетания просто выключают мозг! Мое самое любимое место — это бассейны с разноцветной водой. Цвета в них открыто экспрессивные, открыто чистые. Но ты испытываешь невероятное удовольствие, смотря на них.

217.jpg

Мы видим, что эволюция цвета не прекращается ни на минуту. От черно-белых картинок до экспрессии красок в современных играх — цвет уже проделал весь этот путь, и он не собирается останавливаться! Он влияет на наши персональные эмоции и восприятие окружающего мира, воздействует на целые классы людей и социальные тенденции, заставляет художников каждый раз переосмысливать привычные процессы и явления, чтобы продолжать удивлять.

Мы все больше становимся зависимы от цвета, а он требует от нас — художников — все больше новых компетенций, чтобы работать с ним.

Исследование цвета продолжается. В заключительной части нашей трилогии мы поговорим о том, как менялась теория цвета, какие компетенции нужны современному художнику и как знания о цвете применить на практике, в том числе для создания мобильных игр.

336 0 850 4
0
RENDER.RU