Качаем скиллы по воскресеньям: Смотреть широко
Качаем скиллы по воскресеньям: еженедельные, неформальные статьи, в которых я постараюсь как можно лучше объяснить различные маленькие секреты и приёмы, связанные с рисованием (но все эти мелочи так или иначе связаны с более крупными и важными аспектами).
Мне бы хотелось, чтобы эта статья была не просто моим монологом, и чтобы она принесла как можно больше пользы, поэтому пожалуйста НЕ стесняйтесь оставлять свои комментарии, если у вас возникнут вопросы. Я обязательно их прочитаю и отвечу. В комментариях к моей прошлой статье из этой серии, мне порекомендовали несколько крутых артбуков (и даже дали ссылки, так как некоторые из них крайне непросто найти) и это привело меня в абсолютный восторг!
Набросок портрета, 2015
СМОТРЕТЬ ШИРОКО
«Смотреть широко» это метод планирования того, где и как смотреть на свой рисунок, чтобы усилить контроль и снизить количество ошибок при работе над ним. Да, выглядит это также круто как звучит. Лично у меня заняло прорву времени, чтобы найти информацию об этом навыке. Хотя некоторые из вас, наверное, уже знакомы с этой техникой, я всё же детально её опишу.
На протяжении нескольких лет, когда я обучался рисованию, я целиком и полностью сосредотачивался на том, что происходит на моём холсте и очень мало обращал внимания на то, что происходит при этом внутри меня самого. У меня никогда и мысли не возникало разобраться с тем, как я смотрю на свою собственную картину. Ошибки подобные этой (смотреть неправильным образом) очень трудно распознать своими силами, потому что они напрямую не отражаются на холсте и потому что у нас нет привычки задавать вопросы касательно самых базовых принципов рисования. Вот вам вопрос, что откроет вам глаза: «На что вы смотрите, когда рисуете карандашом или кистью?»
После такого, несомненно, необычного вопроса, многие посмотрят на меня как на дебила. Обычно я выдерживаю эффектную паузу и спрашиваю: «Вы же смотрите на то место, откуда начинаете линию? Вы смотрите на кончик своего карандаша или кисти, там, где они касаются бумаги?» Обычно все говорят «да», с таким уверенным кивком головой, который означает несказанную фразу «это же очевидно чувак». Давайте будем называть такой тип взгляда на картину (смотреть туда, откуда начинается линия) «Смотреть узко».
Я разговаривал с многими крутыми художниками и узнал, что они делают совсем иначе. Они Смотрят Широко и чем лучше они как художники, тем шире они смотрят. Давайте рассмотрим наипростейшие примеры, чтобы понять, что и как они делают:
ОК, давайте предположим, что это ваш холст и это ваш рисунок на нём. Великолепный, правда? Я получаю настоящий «возбуждающий экстаз» от этого куба. Чтобы усилить его, наверное, нам стоит добавить небольшую кривую линию слева, так что теперь наш рисунок выглядит как-то так:
Сперва это не выглядит так, словно тут есть какие-то иные способы смотреть на рисунок. Но вот вам диаграмма с ключом, которая покажет, что и как мы делаем, когда Смотрим Узко:
Когда мы Смотрим Узко, мы используем врождённую способность нашего глазного яблока – фокус хищника и сосредотачиваем всё внимание на одной конкретной области. Обратите внимание, что «область фокуса» и «область зрения» это НЕ одно и тоже. Я использую красный цвет, чтобы показать область к которой приковано ваше внимание. Обычно мы чисто физически способны «видеть» гораздо больше, однако большая часть этого остаётся вне нашего внимания.
Когда мы Смотрим Узко и собираемся провести линию, то как-то так и будет выглядеть наш фокус:
Когда мы рисуем подобным образом, то наше внимание движется вдоль линии, которую мы проводим карандашом или кистью. Обратите внимание также на то, что сама кривая линия получается в итоге чуть более кривой чем, мы изначально предполагали. Почему так произошло? Во-первых, в качестве хорошего общего правила для всех художников: ни одна кривая линия, не бывает такой кривой как кажется, так что имейте это в виду каждый раз, когда рисуете кривые. А ещё лучше, разбивайте кривую линию на несколько сглаженных, чуть спрямлённых линий (те, у кого есть академическое образование называют их «гранями»). Эта кривая линия получилась слишком кривой, потому что мы потратили всё своё время сравнивая линию с самой собой! Эта линия единственная вещь, на которую мы обращали внимание пока рисовали её! Нам постоянно казалось, что её нужно сделать «немного более кривой», потому что мы в каждый момент сравнивали уже нарисованную часть линии с той, которую хотим нарисовать. Наша основная область фокуса не принимала во внимание куб, хотя на самом деле мы хотели нарисовать линию, лишь слегка чуть более скривлённую по сравнению с прямым кубом. Обычно отсюда растут ноги у бесконечных «нарисовал линию, Ctrl+Z, опять нарисовал, опять Ctrl+Z и т.д.», вам каждый раз кажется, что вы нарисовали линию неправильно, пока как-нибудь она у вас не получится (и тут вы машинально жмёте Ctrl+Z и рисуете новую линию). Дерьмо случается. Давайте исправим это и попробуем нарисовать линию Смотря Широко. Сперва, нам нужно обновить наш ключ:
Теперь мы Смотрим Широко и у нас есть преимущество нашего периферического зрения, вместе с способностью наших глаз сосредотачиваться на узкой области, мы создаём «основную область фокуса» вокруг достаточно свободного «центра фокуса». Звучит немного сложновато, но в реальности всё проще. Так что теперь нам надо делать?
Лучше всего сесть поудобнее с хорошей книгой и немного почитать. Спустя некоторое время, мысленно прервите себя, и обратите внимание, что пока вы читали, вы Смотрели Узко – по одному слову за раз. Это хорошо для глубокого погружения в книгу, но также отключает наше периферийное зрение. А теперь попробуйте следующее: измените свой взгляд (не надо менять свою посадку или направление взгляда) и «уменьшите масштаб». Если вам непонятно, то возможно выражения «смягчите свой взгляд» или «смотрите вдаль» помогут вам настроить свой взгляд, но лично мне больше понравилось «уменьшите масштаб». Как только мы перенастроим свой взгляд, то обнаружим, что теперь мы можем видеть свои руки, книгу, колени, пол и часть комнаты вокруг нас – ГОРАЗДО больше, чем просто одно единственное слово. И всё это мы можем теперь видеть, не двигая наши глаза. Вот теперь мы Смотрим Широко!
Мы можем пойти ещё дальше если только захотим. С этого момента, постарайтесь сохранять широту взгляда, когда ведёте взгляд по странице (создайте центр фокуса). Как только у вас получится, то вы должны продолжать читать, при этом сохраняя внимание об окружении. Это утомительно и трудно по началу и будет требовать от вас дополнительной концентрации. Некоторым из вас могут потребоваться предварительные тренировки, чтобы это получалось более естественно. Другим, как мне, например, придётся усердно поработать над этим навыком. Когда я в первый раз попробовал Смотреть Широко, то у меня выходило это лишь на короткие промежутки времени, а затем эта способность ускользала от меня на целые часы или дни, потому что я терял концентрацию (обычно из-за этого и теряется способность видеть широко). Ваша цель дойти до такого состояния, когда вы сможете использовать эту способность по-своему желанию в нужный вам момент времени, к примеру, когда рисуете1.
Может показаться, что работать так будет очень утомительно, но так на самом деле и будет. К счастью, мы можем использовать эту способность «всё время» без необходимости постоянно держать концентрацию. Ключевой момент – постоянные, ритмичные использования этой техники. Вы готовитесь нарисовать новую линию, оцениваете прямым взглядом как вам надо её нарисовать и тут же включаете Широкое Зрение. Затем, ВЫ НЕ СМОТРИТЕ ПРЯМО НА ЛИНИЮ, вы держите свои глаза на той позиции, с которой вам будут видны все необходимые для сравнения реперные точки, чтобы линия получилась такой какой надо вам. Вот вам примерчик:
Точка, это центр моего зрения – пустое место на холсте. Чтобы нарисовать эту синюю линию слева (я отметил её стрелочкой), я смотрю так, чтобы линия оставалась в левой части моего периферического поля зрения, а куб был в правой. Я одновременно смотрю на куб и на место новой линии, но никогда не смотрю на них прямо. Затем я рисую линию, по отношению ко всей своей картине.
Как только вы нарисовали линию, то можете расслабить своё зрение и сосредоточиться на своей картине и месте для новой линии. Включаем, выключаем, ритмично, прокачиваем свою способность, чтобы затем научиться включать её по желанию, в момент, когда нам надо что-то нарисовать. Это потребует от вас практики, чтобы навык стал привычкой, но поверьте, это того стоит, потому что когда вы смотрите широко и размышляете подобным образом, то все ваши линии и мазки, будут получаться «правильными». Серьёзно, это очень странно, так смотреть. Но как только у вас выработается эта привычка, то она останется с вами навсегда, и вы будете применять эту способность не задумываясь, на уровне рефлексов.
Вот вам несколько искусственных заменителей, которые помогут вам в рисовании, хотя они не такие мощные, как развитый навык. В Photoshop, Смотреть Широко очень легко, потому что картина почти никогда не будет занимать у вас весь экран, вы можете использовать окно Навигатора, чтобы видеть уменьшенную версию своей картины. И да, не надо приближать масштаб, серьёзно, хватит зумить и приближать. Откажитесь от этой привычки.
С физической точки зрения, именно по этой причине многие художники рисуют на расстоянии, как минимум, вытянутой руки или делают несколько шагов назад, чтобы оценить свою картину и всё ли в ней в порядке. Это даёт глазам пространство, чтобы видеть широко. Саргент (Sargent) как-то сказал, что, следуя этому принципу, необходимо отходить от картины на двадцать шагов каждый раз, когда вы собираетесь сделать новый мазок, чтобы оценить как это повлияет на всю картину в целом.
Вам может показаться, что у вас не будет нужного уровня контроля над линией, если вы никогда не будете смотреть на неё, особенно когда вы будете рисовать с большого удаления. Великолепно! Контроль того, как мы делаем мазки или рисуем линии, переоценён. Ричард Шмидт (Richard Schmid) в своей книге Alla Prima, поэтому поводу сказал «…простой акт написания своего собственного имени требует гораздо большей подвижности руки, чем требуется на что-либо в картине». Вот что он имел в виду – великие картины и рисунки не нуждаются в точных линиях или мазках, они нуждаются в линиях и мазках, которые точны в своих отношениях к остальным частям картины. Широкое Зрение как раз и позволяет вам правильно оценивать эти отношения. Если вы нанесли мазок, то не исправляйте его! Оцените его по отношению к фокальной точке всей картины при помощи широкого взгляда. И вы обнаружите, что подойдёт мазок почти любого вида.
Смотреть Широко убережёт вас от бессмысленной возни на холсте (которая замедляет художников) и от концентрации на неправильных вещах2. Смотреть Широко позволит вам избежать страха нарушить драгоценный порядок в картине, который обычно сковывает вас и даст вам возможность стать настоящим виртуозом в деле рисования линий или нанесения мазков. В добавок, это убережёт вас от ошибок в пропорциях. Просто начните смотреть на всю картину в целом и рисунок сразу обретёт свои плоть и вес, и вы начнёте рисовать. Если вы избавитесь от привычки вглядываться в каждое конкретное место в своей работе, то у вас будут выходить правильные пропорции. Смотреть Широко даст вам в руки полный арсенал перспективных подсказок для вашей картины, так что вы избавитесь от привычки рисовать предметы «вне перспективы».
Само собой, всё вышесказанное подразумевает, что вы знаете как держать в руках кисть и карандаш, и что они не валятся каждый раз у вас из рук, и не делают всяких неожиданностей, когда вы отвернулись, чтобы глянуть в свой смартфон. Но это уже тема для другой статьи, так что поговорим об ЭТОМ на следующей неделе.
TOMMY ARNOLD
1.П.п – что-то такое говорил нам учитель в художке, только он называл это «телячий взгляд», это касалось того, как правильно перенести пропорции предмета с натуры на холст. При пристальном, прямом взгляде на предмет, он всегда выходил больше, чем был на самом деле.
2. П.п. – тот же Ричард Шмидт говорил, что скорость рисования зависит не от того, как быстро мы машете кистью по холсту или как резво смешиваете нужные краски. А от того, как много ошибок вы совершаете. Если каждый мазок и каждое действие будут выверенными, то со стороны будет выглядеть, что художник рисует очень быстро.