Теория цвета. Часть 1

Моя прошлая статья была неофициальным стартом новой серии статей о Теории Цвета, в которую я хотел бы немного углубиться, так как получаю на свою почту письма с просьбами описать эту тему. Я вернусь к теме построения мира после теории цвета. Серию статей о теории цвета я рассматриваю как серию уроков от простого к сложному, где будет освещаться по одному аспекту теории цвета за раз. В этой серии статей мы последовательно пройдём через все три важных темы в работе с цветом, которые оказывают своё влияние на современных художников/иллюстраторов – стандартная теория цвета при белом свете, цветное освещение и закончим всё это цветовыми рецептами и формулами.

Давайте начнём с 3 компонентов цвета – оттенок, тон, насыщенность. Тему тона мы косвенно затронули в моей прошлой статье, но мы более предметно обсудим тон в следующей статье.


Оттенок можно просто описать одним выражением: Оттенки — это цвета у которых есть названия, например, голубой или зеленовато-жёлтый.


Насыщенность — это последний аспект цвета. Помимо цветовой системы Манселла есть ещё несколько систем, которые раскладывают цвет на составляющие части в научной манере. Цветовая теория объективна в том плане, что цвет доступен любому художнику, посредством множества различных рисовальных материалов и работать он будет у всех одинаково. Но несмотря на это, сам цвет является субъективным в том плане, что каждый художник выбирает его исходя из своих личных вкусов.
Лично я предпочитаю приземлённую, практическую информацию, которая облегчает жизнь – чем бы при этом мы не занимались. Наука — это наш друг и чем скорее мы с ней подружимся, тем скорее обретём творческую свободу. Я также хочу напомнить вам, что нужно отличать и по-другому относиться к учёбе и творчеству. Эти два аспекта в карьере художника, должны стоять отдельно друг от друга, хотя иногда их по незнанию объединяют в одно целое. Это больше похоже на то, когда художнику вдруг захочется попробовать, что-то новое – новую технику рисования, новые материалы, что угодно, КОГДА ОН УЖЕ РИСУЕТ КАРТИНУ, КОТОРУЮ НАДО СДАТЬ УЖЕ ЗАВТРА! Зачем потом получать из-за неудачи душевные травмы и долго мучиться после этого? Только потому что вы как художник рисуете картины, не значит, что всё что вы услышали или увидели на туторах в Сети «сработает» и в вашем случае – пока вы не потратите своё время на освоение материала, на штудии, на совершение ошибок с их последующим разбором, только тогда любая новая информация станет полезной для вас.


Работа Valerie Hegarty

Примечание к замечательному совету №1: это сказало мне моё же наставление по цвету: «Ради получения крепкой основы в художественных навыках, постарайся отделить свою креативность от выполнения штудий. Некоторым вещам излишняя креативность лишь вредит.»


Примечание к замечательному совету №2: Теория цвета приносит больше всего дивидендов при работе с традиционными материалами. Цвета в цифре разделяются друг от друга совсем иначе, и вам почти не приходится заниматься настоящим их смешиванием. А ведь именно смешивание цветов, влияет на понимание художником цветовых групп, цветовых семей, цветовой гармонии через использование основного цвета (иногда вы можете услышать, как его называют «материнский цвет» в некоторых школах).

Я попрошу вас прочитать весь список пунктов и где бы вы не споткнулись, с чем бы у вас не возникли вопросы, не стесняйтесь писать мне об этом, я обязательно постараюсь осветить эти аспекты в своих новых статьях. Мы будем проходить теорию цвета в вашем темпе, а не как обычно «дать сжатую статью обо всём и сразу».

Что такое Насыщенность:

1. Насыщенность — это характеристика чистоты цвета. Каждому цвету соответствует свой тон - правило «тон = цвету». Переход от серого цвета до полноцветного растянут по оси насыщенности, но тон остаётся неизменным.


2. Количество значений насыщенности для каждого оттенка также меняется вместе с тоном, на некоторых значениях тона можно добиться большего количества «цветных» вариаций оттенка, на других меньше.


3. Насыщенность бывает высокой и низкой. Изображение с низкой насыщенностью будет выглядеть как старое фото, будет казаться что ему недостаёт цвета, что все цвета выглядят сероватыми или коричневыми и трудно назвать настоящий цвет предмета. Тогда как высокая насыщенность похожа на мультфильмы от Pixar с их крайне насыщенной цветами картиной, ну или как набор конфет Skittles.


Кадр с крайне высокой насыщенностью и акцентами с средней насыщенностью.


Низкая насыщенность, цвет выглядит серым или коричневым.

4. Насыщенность — это инструмент, помогающий установить гармонию цвета в картине. Как общую цветовую гармонию всей картины, так и на более низком уровне – среди цветовых пятен и форм на картине. Требуются многочисленные тренировки, чтобы развить чувствительность глаза и научиться различать легчайшие изменения оттенка – это очень похоже на тренировку слуха для музыкантов, когда необходимо слышать тона и находить лучшую ноту, которая подходит к ним.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 1_html_3a355e415ef0d0ad.jpg


Steven Assael один из немногих известных мне художников в масляной живописи, который так мастерски передаёт свет, а также контролирует цвет на макро и микро уровнях.


5. Насыщенность связана с историей, так как в ходе научного и технического прогресса человечеству открывались новые оттенки цвета. Самые ранние оттенки цвета были связаны с землёй, но чем сильнее развивались технологии, тем больше становилось доступно цветовых оттенков. Даже сегодня мы открываем новые физические оттенки – компьютеры подарили нам палитру с миллионами цветов, а с ростом их совершенства – росло разрешение мониторов и качество цветопередачи.


Старые мастера были ограничены красками природного происхождения.

Наука дала нам сотни пигментов и продолжает дарить новые.

6. Понизить насыщенность цвета, это всё равно что сделать его более серым. Насыщенность можно снизить через добавление белил, серого или чёрного цвета. Если же добавлять противоположный цвет(1), то создастся новый оттенок, не обязательно серый, хотя он будет выглядеть серым в зависимости от используемой палитры цветов.


7. Как говорилось до этого, насыщенность — это состояние цвета, но если расширить это определение, то насыщенность также является градиентным показателем цветовых гармоний. Эти гармонии могут быть перемешаны художником в рамках одной картины, в попытках понять, как ими управлять и как использовать их в более сложных ситуациях.


The control of the chroma supports complex shots like this one in helping the artist determine where to control the colors for effect.
Контроль насыщенности помогает поддерживать цвет в сложных случаях типа этого сверху – это помогает художнику определять в каких местах нужно контролировать цвет ради достижения желаемого эффекта.

8. Насыщенность — это также и настроение картины. Художник должен быть открыт к восприятию картин с широким диапазоном насыщенности, а не критиковать отдельные подходы из-за личных предпочтений. В мире искусств, низкая насыщенность и тональные работы — это синонимы, тогда как картины с высокой насыщенностью относят к такому понятию как колоризм. Художник передаёт в своих картинах настроение и некоторые сюжеты просто невозможно хорошо показать без верно выбранной насыщенности. Теория цвета помогает снять «блок на цвет» - что для определённых случаев и сюжетов надо использовать именно этот цвет и никакой другой не может быть использован ни при каких обстоятельствах. Контроль цвета помогает художнику полностью раскрыть потенциал цвета для себя и даже иногда выйти за рамки того, что мы привыкли называть нормой(2). Изучение теории цвета помогает художнику понимать, что цвет можно использовать даже в тональных работах, и что цвет также может работать как тон, на благо художника и его идеи, если у картины высокая насыщенность. К примеру, в Калифорнии и Испании сегодня вы можете увидеть множество ярких красок на улицах и современные картины тоже передадут это, хотя раньше, когда картины из этих мест рисовались старыми земляными тонами и красок было меньше, всё выглядело достаточно угрюмо и неприветливо.


Тонализм

Колоризм

Следующий список пунктов может помочь вам в изучении насыщенности, через понимание того, как можно контролировать её при смешивании цвета. Далее речь будет идти о ручном смешивании физических красок, так, как только физический опыт помогает художнику чувствовать цвет и его природу, также как понимать цветовые гармонии и цветовые семьи. Я крайне рекомендую, если не сказать, настаиваю – неважно в какой программе вы работаете и какими кистями, если вы цифровой художник, то сделайте усилие и используйте традиционные материалы при изучении цвета. Причин для этого множество, но сам факт получения вами физического опыта работы с цветом, окажет на вас гораздо более сильное влияние с точки зрения памяти и запоминания, чем простое прочтение этих советов и последующие попытки воплотить их в цифре.

Этот список касается работы с высокой и низкой насыщенностью. Средняя насыщенность — это «обычная картина» (я не смог придумать лучшего термина). Когда вы вернётесь к рисованию обычных картин после опыта работы с высокой и низкой насыщенностью, то обычные цвета станут для вас более понятными и ваше расширенное понимание цвета, убережёт вас от выбора неудачных цветовых решений.
Теперь мы впервые обратимся к такому инструменту как цветовое колесо. Оно будет помогать нам изучать характеристики цвета и как им можно управлять, а также с чего можно начать. Научившись тому, как можно сделать своё собственное цветовое колесо, вы научитесь контролировать пигменты краски, оттенки, тон и насыщенность в самом лучшем виде. Это колесо я построил, используя определённую палитру цветов, и специфическую марку красок, чтобы достичь нужной чистоты цвета - на нём красные и зелёные оттенки цвета выглядят иначе и такой жёлто-оранжевый оттенок можно встретить лишь на работах ДаВинчи. Эту краску больше не производят, но обычна она сильно похожа на кадмиевый жёлтый тёмный (cadmium yellow deep). Я пытался одно время найти ей заменители на региональных рынках тех стран, откуда родом мои ученики, но так и не нашёл ничего близко похожего.


Выглядит размыто, но это то самое цветовое колесо, о котором я говорил. Его не купишь в магазине.

Несколько советов по контролю высокой насыщенности цвета:

1. Все новые оттенки следует делать путём смешивания соседних оттенков с изначальным цветом, максимум 2 оттенка. Это даст гарантию того, что получившийся новый цвет будет максимально чистым. Противоположные на цветовом круге цвета при смешивании дают кардинальное изменение оттенка, которое потом невозможно будет отыграть обратно. Логика при смешивании новых оттенков состоит в том, что необходимо уметь находить основной оттенок для каждого нового цвета(3). Основной оттенок — это внутреннее кольцо колеса, и с этими оттенками вы можете сделать какой-угодно цвет.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 1_html_5c229ece0025d024.jpg

2. Чёрного нет на палитре, так как чёрный цвет сразу приводит к потере оттенка и смене цветовой группы в зависимости от того какую чёрную краску вы используете. К тому же чёрный цвет моментально изменит тон оттенка.


3. Картину с высокой насыщенностью цвета рисуют в основном в среднем тоне. Если есть цвет, то есть и тон. Большая часть насыщенных цветами работ остаётся в рамках среднего тона. Поэтому при высокой насыщенности цвет контролируется тоном, что означает основательную работу с различными вариациями серого цвета, что помогает достичь сочетаемости цветов. Чистый цвет имеет почти серый тон, для сильных контрастов остаются начало и конец тональной шкалы, что противоположно высокой насыщенности.исправлено2.jpg

4. Из всего вышесказанного можно сделать логический вывод, что в картинах с высокой насыщенностью используются температура цвета и противоположные цвета, чтобы достичь разделения между светом и тенью.


Как вы можете видеть на примере этого натюрморта, кисти моего бывшего учителя Себастьяна Капеллы, цвет используется, чтобы показывать тени.

5. Высокая насыщенность отлично подходит импрессионистам, так как их картины зачастую могут выглядеть как «ненастоящие» или «слишком много цвета!»


John Asaro известен своей способностью испытывать границы цвета на прочность и при этом сохранять ощущение что «всё в порядке».

6. Картина с высокой насыщенностью очень хорошо подходит для передачи оптических эффектов в природе, но результат будет выглядеть как для диснеевского мультфильма.


Это бесподобный John Pike – один из первых художников-инструкторов компании Дисней, когда там ещё были в ходу традиционные инструменты рисования.

7. Картина с высокой насыщенностью часто требует наличия синего подмалёвка (ультрамариновый синий), как противоположного цвета к обычному коричневому оттенку, который предшествует многим картинам импрессионистов. Но не всегда можно использовать коричневый подмалёвок для картин с высокой насыщенностью, так как от него будет зависеть итоговый цвет, после того как на него нанесут следующие слои цветов. Если подмалёвок коричневый, то он начнёт влиять на локальные цвета, и они будут смещаться в сторону(4).

Синий это начальный цвет для более цветного пейзажа. Синий присутствует во всех полутонах как на свету, так и в тени, так что имеет смысл начинать работу с цвета, который потом будет использоваться для всех новых оттенков среднего тона. Обычно начальный цвет — это часть полутоновой системы всей картины.


Чтобы сохранить цвета чистыми и насыщенными, бумага холста должна быть белого цвета, а не тонированной, иначе цвета картины начнут меняться под действием цвета бумаги. Это средних размеров картина с высокой насыщенностью цвета. Тёмные места на ней выглядят чёрными, но они ни разу не чёрного цвета, как по цвету, так и по тону.

8. Чтобы достичь полного тонального диапазона, в картине с высокой насыщенностью цвета, блики и акценты обычно наносятся того же тона, что и цвет краски из тюбика. Акценты будут цветными и насыщенными, но это позволит выглядеть картине «правдоподобно» с оптической точки зрения. Избегайте использовать чисто белый, так как блики никогда не буду такого цвета, и будут выглядеть блекло. Им всегда следует добавлять немного цвета, чтобы установить гармонию цвета.


9. Картины с низкой насыщенностью цвета больше полагаются на силу тоновых контрастов, а не цвет. Такие картины больше полагаются на тон и если следовать современным веяниям, то оттенки цвета лучше делать сероватыми, чем земляными как это было у мастеров древности или пытаться делать их серыми через оптическое смешивание.

Эта картина больше похожа на плохую фотографию, но она являет собой мастерский пример картины с низкой насыщенностью цвета. Все цвета насыщенны настолько, насколько это возможно, но они при этом серые и таким образом создаётся этот потрясающий вид.


10. При низкой насыщенности чёрный цвет необходимо использовать в палитре, так как он будет использоваться чтобы менять тон всех оттенков цвета, а также снижать их насыщенность. Тогда как осветление через белила, это скорее более распространённый метод для картин с высокой насыщенностью цвета, так как получившийся оттенок не становится серым.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 1_html_bd70f93d935e0a7e.jpg

11. У картин с низкой насыщенностью как правило сильный тональный контраст и свет и тень на них представлены весьма агрессивно. Контрастные работы, стараются избегать высоконасыщенных цветов, так как тональному контрасту и цветовому разнообразию тяжело ужиться в рамках одной картины. Если попробовать так сделать, то картина быстро потеряет фокус из-за недостатка контроля. Когда вы принижаете насыщенность цвета, то вы усиливаете значимость тонального контраста, принося чистоту цвета в жертву.


Вот такое безумие обычно происходит в картинах, где пытаются использовать одновременно тональный контраст и высоконасыщенные цвета. Мне нужно выпить, чтобы развидеть это.

12. Чтобы на полную силу овладеть рисованием картин с низкой насыщенностью цвета, вам необходимо правильно определять серый тон каждого оттенка цвета, а затем смешивать его на палитре, когда вам понадобится понизить насыщенность. Это ещё одна причина по которой правило «Тон=Цвет» является важным при низкой насыщенности.


13. Если для чистоты цвета при высокой насыщенности вам необходимо смешивать цвет только с соседним на цветовом колесе, то при низкой насыщенности, цвета для смешивания лучше брать подальше друг от друга, тогда новый получившийся оттенок будет более приглушенного цвета.


14. Чтобы достичь оптического баланса при низкой насыщенности, акценты и блики делают красочными в противоположность приглушенным цветам в остальной картине. Эти маленькие акценты будут работать как в пику низконасыщенных оттенков, из-за чего картина будет выглядеть гармоничной. Блики тоже должны обладать цветом, несмотря на свой тон. Цвета бликов и акцентов, дадут всей картине ощущение цветной, хотя на самом деле, она будет весьма сдержанной по насыщенности.


Портрет на заказ кисти Себастьяна Капеллы – средне-низкой насыщенности, все цвета смешаны с серым цветом. Акценты на лице обладают более высокой насыщенностью, но они не выбиваются из общего вида и помогают привлечь внимание к области лица вокруг глаз.

Сильный аргумент в понимании цвета – это правило «цвет=тон» и затем последующие тоновые штудии, в которых вы стараетесь попасть тоном в цвет, для средне-низких и низконасыщенных работ. Как только вы начнёте использовать теорию цвета как инструмент, то вы сможете управлять тоновыми отношениями между цветами, что поможет вам передавать настроение и характер в своих работах. Но более подробно поговорим об этом в следующей статье.

Прокачка навыков — это крутая штука, работайте над ними и расширяйте свой потенциал!


RON LEMEN

1П.п – противоположные цвета гасят друг друга при смешивании (зелёный+красный, синий+оранжевый, жёлтый+фиолетовый и т.д.). В идеале должен получится чёрный цвет, но из-за несовершенства красок, он скорее будет больше похож на коричневый.
2П.п – как не вспомнить крайне красочные работы этого бешенного азиата Benjamin Zhang Bin
3П.п – на всякий случай напомню. В традиционной живописи есть три основных цвета (первичных) – синий, желтый, красный. Из смеси первичных цветов друг с другом мы получаем вторичные цвета – зелёный, оранжевый, фиолетовый. Смесь вторичных и первичных цветов даёт третичные цвета. Всё остальное уже оттенки тех или иных цветов. Цветовое колесо как раз и показывает все цвета до третичных включительно.
4П.п
Вспоминаем цветовой круг. Из первичных цветов можно получить все остальные цвета, тогда как уже коричневый (как результат смешивания двух противоположных цветов) будет сильно нарушать насыщенность любого цвета.

738 0 850 5
0
RENDER.RU