Цвет - это тон, тон - это цвет или почему не все понимают это
Цвет = Тон / Тон = Цвет
Это не типа так, как-то так или может быть, это так и есть и точка! Мне кажется странным, что кто-то продолжает утверждать обратное, но думаю это связано с тем, что сегодня появилось много людей со своим «оригинальным» взглядом на вещи, так почему же их не может быть и среди художников? Но для меня это всё же выглядит странным, когда некоторые художники продолжают спорить с этим утверждением. Хотя эта статья отклонилась от темы предыдущей по построению мира, но я обязательно её закончу. Один студент попросил меня глянуть парочку «уроков» по рисованию на ютубе, которые просто выжгли мне мозг, из-за этого я и сел за написание этой статьи, чтобы те несчастные, что уже их посмотрели смогли бы привести свои мысли в порядок.
Jose Jimenez Aranda
Если вы из тех художников, что посещали художественную школу, то вы начинали своё обучение работе с цветом через чёрно-белые рисунки с натуры – в которых вашей задачей было передать как можно точнее форму изображаемого предмета, а также отразить все нюансы освещения. Пока учащийся не научился понимать форму и Тон, то не было никакого цвета, только монохромные работы. Цвет — это то, с чем вы начинали работать, только по мере роста своих навыков. Почему? Да потому, что цвет может полностью сбивать с толку и у него существует множество правил, которые начинают работать только тогда, когда художник понимает форму и как правильно разбивать наблюдаемый предмет на простые формы.
Чтобы облегчить себе жизнь на время этих штудий и рисования натюрмортов, художников учат что цвет равен тону и исходя из этого, приучают рисовать чёрно-белые работы углём так, чтобы цвет соответствовал тону. Когда художник научится работать с тоном и формой, со всеми нюансами прямого и отраженного света, когда сможет видеть и понимать, как работает терминатор и свет от окружения, то только тогда он перейдёт к следующему этапу своей тренировки – цвету.
И вот пришла очередь цвета заменить собой тон на чёрно-белых работах и если чёрно-белый рисунок был выполнен аккуратно, то тон цветной работы не изменится. Самой частой ошибкой является представление, что яркие цвета самые насыщенные цветом и что у них нет тона. Вот вам пример цветового круга Манселла. На этом круге один участок удалён и показаны градации насыщенности начиная с чистейшей цветности, где цвет наиболее яркий и затем постепенное снижение насыщенности до эквивалентного ему оттенка серого.
На этой схеме мы можем видеть, как меняется оттенок цвета от серого до чистейшего возможного цвета для этого тона. Длина строки — это один и тот же тон, как вы можете видеть на примере внизу. Изменение насыщенности цвета не приводит к изменению его тона.
Это тот же самый красный цвет с примера выше и как вы можете видеть, тон у каждой строки одинаков.
Эти строки тона можно увидеть вживую, когда мы используем Hue/Saturation слайдер в Photoshop, чтобы перевести цветное изображение в чёрно-белое. Перевод изображения в чёрно-белое, превращает все цвета на нём в эквивалентные им оттенки серого. Тон для цветов не случайный, каждому цвету присущ свой тон как вы могли уже видеть. Перевод изображения в чёрно-белое лишь более наглядно демонстрирует этот принцип.
Для тех же из вас, кто сомневается в данной концепции, надеюсь данная статья изменит ваше мнение. Тем же кто ещё не определился – пункты внизу, могут стать причиной для размышлений.
1. Яркие и Флуоресцентные цвета тоже обладают тоном, и некоторые даже темнее чем вы привыкли думать. Взгляните на YURMBY цветовой круг как пример.
2. Разные режимы смешивания в Photoshop по-разному работают с тоном цвета, когда вы переводите цвет в чёрно-белый. Тон может разительно изменится в каждом случае, так как рассчитывается алгоритмами каждого инструмента по-разному. Это даёт повод «отрицателям» связи тона и цвета, заявлять об этом как об аргументе в свою точку зрения.
Каждое из этих изображений получено разными инструментами Photoshop, и вы можете видеть, что тон тоже меняется, иногда достаточно разительно.
3. Если вы используете разные приложения на своём телефоне, чтобы фотографировать, то даже фотографируя один и тот же объект в одно и тоже время, он не будет одного и того же тона или цвета. Это происходит из разных алгоритмов в основе приложений для фотографирования и того, как сами программисты понимали/не понимали, что такое тон/цвет.
Эти снимки были сделаны на разных iPhone с разными камерами и разными приложениями – как видите результаты отличаются весьма разительно.
Сноска:
В каждой камере есть сенсор и его размер для каждой камеры разный. Камера телефона у которой сенсор самый маленький, будет воспринимать свет гораздо хуже, чем камера с большим сенсором. В дополнение к этому, ещё присутствует фактор внутренних алгоритмов, который будет приводить к тому, что и цвета могут отличаться.
На этой иллюстрации сравниваются размеры сенсоров цифровых камер: 35 мм, APS-C, Micro Four Thirds, 1-дюймовая, 1/1.7″ и 1/2.5” Type. У новых цифровых камер область сенсора больше, что значит выше качество снимка, но это также требует большего диаметра объектива и более крупной линзы.
Если вам нужен хороший фотоаппарат для путешествий, то рассматривайте модели начиная с 1-дюймового и до APS-C. 35мм сенсор (36 x 24 mm) это золотой стандарт, его коэффициент обрезки по диагонали поля зрения равен 1. Для сравнения сенсор карманной камеры 1/2.5” захватывает в 6 раз меньше пространства по диагонали (площадь поверхности в 35 раз меньше, чем у 35 мм камеры).
4. Вы не научитесь рендеру рисуя только линейные рисунки, потому что вы не будете способны видеть цвет как тон.
5. Вы никогда не нарисуете картину с полным диапазоном тона и не разовьёте своё чувство тона если отрицаете связь цвета и тона, потому что когда вы рассматриваете объекты то их цвет, как и общий тон будут меняться из-за освещения, и форма объекта в некоторых случаях будет становится плоской и плохо считываемой.
6. Цветовая слепота — это не миф, и она влияет на нашу возможность судить об оттенках цвета, и как результат, это также касается и тона. Есть она у вас или нет? Я удивился, как много моих учеников на самом деле даже не подозревали, что имеют проблемы с восприятием цвета, пока они не начали работать с цветом.
7. Художник, который сразу начал с цифрового рисунка – не будет учиться тоновой системе так как это принято у традиционных художников - через практику, контроль давления и количество пигмента на кисти, через влажность и сухость краски. Не то, чтобы навыки рисования традиционными средствами были жизненно необходимы - в некоторых случаях, можно учиться цифровой живописи через черно-белые работы, а затем просто раскрашивать их через режимы смешивания. В Сети есть множество уроков, как красить ЧБ работы в цифре, но для новичков главное понимать тон и не важно в цифре они работают или с традиционными материалами.
8. Если вы работали с таким инструментом как пастель, которое не заполняет полностью все поры бумаги и оставляет белые участки, то должны понимать, что оно не даёт вам полностью объективный взгляд на тон. Такими инструментами лучше всего выходит передавать относительный тон, тот который связан с конкретным рисовальным инструментом.
9. Это пункт для тех, кто считает, что искусство (зрительные виды искусств) это не наука и что правила и инструменты не важны, а главное тот импульс что течёт внутри вас и эти навыки целиком врождённые и не могут быть развиты в ходе тренировок.
10. Мой дружок – сколько колёс ты уже принял?
А теперь обратно к построению мира! Всем пока!
RON LEMEN