Интервью с VFX супервайзером — Русланом Борисовым!
В гостях у нас Руслан Борисов, VFX супервайзер с невероятным опытом работы, за спиной у которого такие крупные проекты как «Призрак в доспехах», «Терминатор: генезис», «Люди икс: дни минувшего будущего», «Иллюзия обмана» и многие другие, мы поговорим о его работе за рубежом, узнаем каково это работать на одном проекте с Ридли Скоттом, поговорим о влиянии пандемии на индустрию и ближайших планах на будущее!
RENDER.RU: Здравствуйте, Руслан! Два слова о себе, как пришли в CG, где учились?
Руслан: Здравствуйте! Очень благодарен сайту Рендер.ру за такую честь оказаться на ваших страницах. Я помню в юношестве заглядывался на все эти крутые работы в разделе awards и до сих заглядываюсь и не перестаю впечатляться тем, как много у нас есть талантливых и крутых специалистов!
В двух словах: я родился в Харькове, Украина, на втором курсе получил возможность уехать учиться по обмену в Италию в Университет Болонья в индустрии моды, но там довольно быстро понял, что эта специальность не мое, как и вся индустрия. Но обучение моде безусловно помогло мне разработке визуального вкуса, построения общевизуальной композиции и колористики.
RENDER.RU: У вас невероятно насыщенная жизнь: из Украины вы перебрались в Италию, затем в Канаду, непрерывно учились, это просто огромные трудозатраты, где черпаете энергию и берете силы? Опираясь на опыт многих специалистов индустрии, утверждающих, что просто переезд в другой город это уже проблема (прекрасно их понимаю, новая работа, обустройство быта, жилье и т.д.), а тут другая страна, необходимость учить язык, обучение в университете, скажите, с чем было труднее всего?
Руслан: Так сложилась жизнь нашей семьи, что мы всегда много переезжали и путешествовали. Родители мои учились в Санкт-Петербурге, мы жили в Украине, затем отец очень много работал в Иране, постоянно туда ездил, а часть детства я провел в Казахстане. Мама стала преподавать в Англии и я с юношества ездил к ней. Поэтому факт того, что я буду жить в другой стране и говорить на другом языке, меня никогда сильно не смущал, но процесс иммиграции был, конечно, сложный. Я прошел все классические стадии начиная от одиночества в новой культуре, через процесс адаптации и понимания канадской культуры и правил жизни, потом низкооплачиваемые работы всякими грузчиками, разнорабочими и т.д. Но очень сильно помогла учеба. Мне невероятно повезло с преподавателями и сокурсниками, они привили мне любовь к VFX и особенно программе Nuke, вернули в жизнь и сделали полноценной частью канадского общества.
RENDER.RU: Вы изначально хотели заниматься VFX и целенаправленно шли к этому или в процессе обучения все само так сложилось?
Руслан: Я думаю, что скорее так сложилось параллельно с увлечением модой. Мне нравилось работать на компьютере и когда начали появляться первые анимированные архитектурные визуализации в Максе и Врей, меня это все настолько поразило, что я стал заниматься 3d, изучать шейдеры, визуализации. Про графику в кино я тогда еще ничего не знал, но уже в колледже влюбился в идею того, что мы можем использовать свое воображение для создания элементов, которые будут отражены в вечности фильмов. И сам процесс работы, совмещение дизайна, творчества и технических навыков были мне сразу насколько близки и понятны, что я понял, что это будет делом моей жизни. Еще я безумно благодарен моим преподавателями в колледже. Помню буквально на третьем занятии на вечерней паре к нам приехал на белом рендж-ровере Mahmoud Rahnama, который с типичным ему задором сказал "ребята, я прям из офиса, мы только что придумали как сделать разбивание стражника из обсидиана в "Белоснежка и охотник", давайте я вам сейчас расскажу!". Я тогда очень горел учебой и просто жил в университете. Пару раз даже приносил спальный мешок и ночевал в библиотеке, чтобы утром сразу посмотреть на рендеры.
RENDER.RU: Вы несколько лет работали в Moving Picture Company (MPC). Как удалось попасть в такую серьезную студию, насколько это было сложно, какое портфолио и опыт работы были у вас на тот момент?
Руслан: Да с MPC точно связано очень большая часть моей жизни и становление в личностном и профессиональном плане. Мне немного повезло, потому что как раз в момент становления моей карьеры в канадском пост-продакшене случился бум из-за налоговых реформ и все фильмы ушли в Канаду, где вдруг невероятно резко стало не хватать специалистов. Поэтому сразу после колледжа я нашел работу на TV-шоу, но уже буквально через месяц получил приглашение переехать в Монреаль для работы над "Иллюзией обмана", где были 3d пираньи. Вскоре и все большие компании начали открывать свои офисы Монреале, MPC была одной из них и им важно было набирать частично "местных" ребят. Я уже был резидентом Монреаля на тот момент и "Иллюзия Обмана" вдруг стала кассовым и визуальным хитом. Но тот MPC, куда я попал, был совсем не тот, который многие сейчас знают. На тот момент мы все зашли в офис, который открылся буквально неделю назад, нас всех было 15-30 специалистов с горящим и глазами со всего мира, мы были как одна большая семья и команда, которая пыталась создать некое визуальное искусство под названием "Люди икс: дни минувшего будущего", параллельно с этим решая производственные и управленческие задачи новой студии. Многими вещами, которые мы сделали в этом фильме я горжусь до сих пор. И многие менеджерские идеи, которые мы придумали тогда, используются до сих пор в MPC. Фильм затем был номинирован на Оскар, все участники изначальной группы, которые были в этой команде, так или иначе стали сеньорами или супервайзерами. Андерс, наш супервайзер, потом был номинирован на Оскар второй раз за «Марсианина» и теперь он делает нового «Аватара», где его супруга является глобальным продюсером. А MPC расширила свой офис в 2 раза, потом в 4, потом в 10 - я развивался вместе с ними, варился в этой каше и через пару лет стал супервайзером. Когда я уходил из MPC в Atomic Fiction они уже были самой крупной студией в мире с глобальным количеством около 3000 сотрудников.
RENDER.RU: У вас за плечами опыт работы над очень серьезными голливудскими фильмами, расскажите о самых интересных, лично для вас? Какие задачи выполняли лично вы?
Руслан: Каждый фильм, конечно, уникален. Самый мой любимый это наверно "Призрак в доспехах". Это был тот уникальный случай, когда мое увлечение дизайном и модой пригодилось для индустрии графики, потому что была задача создать именно необычные, эстетические изображения. Придумать какие-то вещи, которые еще никем никогда не были реализованы. Например, все эти уличные голограммы. Сейчас многие берут в пример "Бегущий по лезвию", но, на самом деле мы разрабатывали все это одновременно с ними, и весь этот sci-fi и атмосферный азиатский мир, который сейчас даже немного набил оскомину, - именно наша задача была придумать его. Было очень много концепт-артов, тестов, разработок, применений новых технологий, поиска визуальных решений и все это было очень интересно. Я участвовал на том проекте в качестве сиквенс-супервайзера, а глобальным супервайзером был Guillaume Rocheron, который получил 2 Оскара, я многому у него научился!
Еще могу отметить наверно фильм «Хищник» (2018), который был моим первым проектом в качестве лидирующего VFX-супервайзера. Это был новый для меня опыт напрямую работать с режиссером, с голливудскими студиями, заниматься финансовой частью производства графики. Из историй могу рассказать, что, естественно, были некоторые переживающие из-за моего назначения на «Хищнике», потому что, во-первых, я еще достаточно молод, во-вторых, все-таки, несмотря на то, что я думаю по-английски и хорошо говорю, все равно я, конечно, не 100% "свой" для студий. Представителем студии на тот момент был Matt Sloan, австралийский мужик на релаксе, мы все пошли в ресторан знакомиться и в процессе оказалось, что ранее мы виделись на площадке на съемках Людей-Икс, а кроме того его сын тоже занимается графикой и несколько лет назад я делал мастер-класс по Nuke, где был его сын. Мы все выяснили это в ресторане в 11 вечера после нескольких бутылок вина, Мэтт написал СМС своего сыну, и получил ответ: "да помню этого Руслана, он знает, о чем говорит". Вот так решилась для меня судьба проекта и с тех пор у нас ни разу не возникало проблем со студией на этом фильме. Но немного даже страшно представить, что было-бы если бы ему пришло другое смс.
RENDER.RU: Вам удалось поработать с именитыми режиссерами, расскажите, кто запомнился больше всего, с кем было легче/сложнее/интереснее?
Руслан: На самом деле было несколько историй, но, как вы понимаете, большинство из них не для публичного интервью. Могу сказать, что Ридли Скотт на самом деле насколько крут, как и принято о нем думать. Действительно человек с необыкновенным тонким и острым визуальным видением, режиссерским глазом. Настолько уверенных в себе и режиссеров, которые знают то, о чем они говорят, я никогда не встречал. Еще до знакомства я был его искренним поклонником, а после стал преданным фанатом!
RENDER.RU: Что самое сложное в вашей работе и что в ней вы любите больше всего?
Руслан: Последние года 4 я уже практически ничего не делаю руками, потому что работа супервайзера - это на самом деле работа скорее менеджера. Самое сложное - пытаться достичь того результата, который ты хочешь, через руки и головы других людей. Умение донести свое виденье и технические решение, когда ты работаешь с очень большой командной, достаточно сложно. И постоянный баланс между требованиями заказчика, требованиями студии, желаниями коллег и твоими личными амбициями. Это все такой очень сложный эмоциональный суп. Все намного проще, когда вас человек 5 единомышленников, или, например, когда ты один просто слушаешь музыку и пытаешься сделать клевые вещи. В принципе, можно сказать, что это практически разные профессии.
RENDER.RU: Абсолютное большинство специалистов CG индустрии, жалуются на нехватку свободного времени для чего-то, что не касалось бы работы, все время приходится что-то изучать, чтобы не отстать от поезда, брать проекты внахлест, чтобы не упустить клиента. Как у вас обстоят дела со свободным временем? Есть ли хобби и возможность им заниматься?
Руслан: Я в этом случае не исключение о таком концепте как "свободное время" я уже наверно забыл. «Движение — это жизнь, а жизнь — это движение!». Мне кажется это просто часть нашей индустрии, не только CG, но и кино в целом, и ты либо принимаешь это психологически и начинаешь получать от этого удовольствие и подстраиваешься, либо просто постоянно жалуешься. Это примерно также странно, как сетовать на постоянную качку, если ты решил стать моряком. У меня нет разграничений между "работой" и "жизнью", просто нужно найти для себя внутренний общий баланс. При этом я всегда занимаюсь чем-либо помимо работы - очень люблю спорт, серфинг, горные лыжи, могу быть в ночных клубах до 7 утра. В Монреале зимой довольно темно, холодно и депрессивно, но горные лыжи почти каждые выходные меня очень спасали. При этом ничего не мешает мне бежать утром 15 км по парку и продумывать в голове стратегию реализации той или иной секвенции для фильма.
RENDER.RU: Сталкивались ли вы с творческим выгоранием, когда нет идей, нет желания что-то делать? Если да, то как боролись, если нет, то как удалось избежать?
Руслан: Полностью с выгоранием, надеюсь, я никогда не столкнусь, но, конечно, бывали очень сложные психологические моменты. Я искренне верю, что для любого хорошего результата необходимо обязательно эмоционально подключиться к проекту и, конечно же такая эмоциональная вовлеченность несет в себе тяжелые последствия: работа на износ и, как следствие, сложные психологические состояния. Для себя я выработал действующий метод - после каждого своего большого прошлого проекта я очень надолго уезжал путешествовать. На «Людях Икс» я работал по 14 часов в день всю неделю, но потом почти на 2 месяца уехал с рюкзаком бродить по Азии. И так почти каждый раз, мне удалось съездить в кругосветное путешествие - я был в Индии, Японии, плавал на яхтах в Турции, путешествовал по Америке, серфил в Эквадоре. Потом был новый проект и в очередной раз под конец мне казалось, что жизнь черна, но стоит тебе найти силы и выключится надолго, то довольно быстро понимаешь, что это всё стоило того и хочется сделать это еще раз. В текущем мире эпидемии, конечно, очень не хватает именно возможности путешествий.
RENDER.RU: Сказалась ли пандемия COVID19 на вашей работе? Насколько силен эффект который она оказала на CG индустрию в мировом масштабе?
Руслан: Да, конечно. Мне кажется, что это, наверно, самое сильное изменение в индустрии со времен канадских налогов 10 лет назад. Тогда вся индустрия с треском менялась - из студий-бутиков для избранных в Лос-Анджелесе превратилась в глобальную интернациональную машину бизнес-корпораций, так и теперь - очень долго в индустрии VFX существовала мантра о том, что удаленно работать невозможно, потому что все боялись утечки информации, а общие офисные корпоративные правила ведения успешного бизнеса для своих сотрудников требовали, чтобы все были вместе, проводили совещания и т.д., но буквально за 2 недели все это переформировалось в совершенно новый способ существования. Масштаб огромный! Конечно, чисто экономически, последние 10 лет мы были в постоянном развитии и наращивании объемов, теперь же произошел жесткий спад, очень многие остались без заказов и без работы. Думаю, экономические объемы вернутся, может не так быстро, как мы думали, но мне, как супервайзеру в студии, очевидно, что организация работы удаленной команды и локальной - это абсолютно разные вещи, требующие переосмысления привычных принципов работы. Все стало по-другому.
RENDER.RU: У вас огромный опыт работы с иностранными компаниями, расскажите как построен рабочий процесс за рубежом и чем он отличается от аналогичного в постсоветском пространстве? Есть ли что-то в работе, что вам не нравится у иностранных коллег?
Руслан: Не могу сказать, что у меня огромный опыт с иностранными компаниями, у меня просто очень маленький опыт работы с российскими!
Я немного переживал, когда переезжал работать в Россию, потому что не знал чего ожидать, но был приятно удивлен, потому что технически и артистически принципы работы на 90% совпадают с привычными мне практиками. В России действительно есть хоть и небольшая, но живая индустрия с потенциалом. Но самое большое и явное отличие можно выразить одной фразой: "Все очень эмоционально и не организовано". Причем, когда я это сказал одной VFX-продюсеру в Москве, она немного обиделась, что только подтверждает мою теорию. Почему-то люди в России на мой вкус постоянно слишком эмоционально подходят к решению тех или иных творческих и производственных задач. Все-таки в Канаде и Голливуде был некий налет профессионализма, начиная от манеры общения и планирования, заканчивая просто личной ответственностью художников. В России, конечно, все немного по-другому. Обратная сторона медали такого отношения в Канаде может быть некое обесчеловечивание личного вклада в крупных студиях. Когда людей настолько много, что твои творческие порывы могут превратится просто в решение одной очень узкой производственной задачи, в закручивании маленького винтика. Но мне нравится некое усредненное состояние для работы.
RENDER.RU: Мы знаем, что сейчас вы приехали в Россию, планируется какой-то проект?
Руслан: Да я сейчас переехал на некоторые время. Давно хотел пожить в Москве - это прекрасный, динамичный, красивый город, по количеству событий и динамике не уступающий остальным мировым столицам. Как приверженцу космополитизма, и человеку, который с 19 лет жил за границей, мне здесь жить очень комфортно. Вторая причина, наверно, мой фильм - "Фаталист". Несколько лет назад я придумал идею короткого sci-fi фильма на русском языке. Сюжет полностью основан на "Герое нашего времени" Лермонтова, только действие происходит в 2063м году. Я долго вынашивал эту идею, и с моими друзьями из компании Stereotactic мы сняли этот проект год назад. Я выступил в качестве режиссера и продюсера. С тех пор я его монтирую, делаю графику и для меня было логично вернуться в Москву для его завершения. Третья причина для приезда - мне предложили поработать в компании CGF студи Горохова в качестве супервайзера над фильмом "Конек-Горбунок". Это, наверно, эпохальный проект, настоящая русская сказка с невероятным количеством графики, говорящими персонажами и разными локациями. В CGF уже работает очень много сильных специалистов и мне сразу понравился проект тем, что он оригинален в своей задумке. Тут нет задачи сделать как где-то, все нужно придумать с нуля, оригинальность ценится гораздо выше и ее сложнее сделать, чем даже самую хорошую копию. Сейчас мы на стадии завершения фильма и я очень советую вам его посмотреть!
RENDER.RU: Вы сотрудничаете с Московской Школой Кино в качестве ментора департамента CG, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед вами в рамках это сотрудничества?
Руслан: В Московской школе кино я буду выступать в качестве ментора CG-программ VFX Artist, 3D Artist и Compositing Artist. В школе уже имеется очень сильная техническая база, но мне хотелось бы привнести свои знания и опыт именно в интеграции графики в кино. Наша индустрия CG - крайне своеобразный мир с очень специфическими людьми, многие из них очень талантливы. Русскоязычные люди всегда легко понимали сложные технические принципы, термины и правила. Мне бы хотелось привнести некий арт-дирекшен и вдохновить студентов собственным опытом, рассказать, как именно их навыки и умения могут быть полезны в индустрии, как совмещать технические знания с дизайном и творчеством.
RENDER.RU: Сможете сформулировать для нас пять правил успешного специалиста, неважно в каком направлении CG он работает?
Руслан:
1) Умение слушать
2) Умение внимательно слушать
3) Умение использовать то, что ты услышал
4) Лучше делать, чем говорить, лучше показать, чем объяснять
5) Вечное стремление к совершенству
RENDER.RU: Дадите совет читателям, как попасть на работу в крупную зарубежную студию? На что стоит обращать внимание и над чем работать?
Руслан: Как бы банально это не звучало, но на самом деле ваш рил и портфолио это 80% успеха. Поэтому действительно работайте для своего рила, старайтесь выбирать проекты и кадры, помните, что вас будут судить всегда по самой худшей работе и во время просмотра рила никому не будет интересно, сколько у вас было денег, времени и обстоятельств на этот шот. Высекайте слабые работы, стремитесь к совершенству. Лучше 20 секунд классных работ, чем 2 минуты средних. Помните, что у вас невероятно большая и жесткая конкуренция, люди нанимающие вас на работу смотрят по 10 рилов каждый день, поэтому работайте над презентацией.
RENDER.RU: Когда вы выбираете специалиста себе в команду, что для вас имеет наибольшее значение?
Руслан:
- Умение слушать
- Понимание значение слова "ответственность"
- Адекватная оценка собственной работы
- Деморил
RENDER.RU: Кем видите себя через 5-10 лет?
Руслан: Режиссером! Очень надеюсь, как минимум :) Вообще первый раз мысль о том чтобы стать режиссером мне пришла когда я разрабатывал секвенции из full CG кадров в качестве VFX супервайзера в нескольких блокбастерах. Мне приходилось придумать шоты, делать сториборды, ставить и анимировать камеру, думать о монтаже со следующими кадрами, задавать освещение - визуально рассказывать историю. Весь этот опыт дал мне очень много полезных навыков помимо CG, которые я медленно и осторожно стараюсь теперь реализовать не только в графике но и в продакшене. Трейлер моего фильма "Фаталист" должен выйти уже очень скоро, недавно я снял ролик для репера Фараона Million Dollar Depression как режиссер и в настоящем времени нахожусь в разработке нескольких интересных проектов.
RENDER.RU: Руслан, мы благодарим вас за интересную беседу, редакция желает вам успехов, интересных проектов и достижения всех поставленных целей!