О выдержке (exposure) в живописи!
Как часто вы задумываетесь о выдержке, когда начинаете рисовать картину? Как нам правильно упростить всё то обилие информации в референсе, чтобы потом перенести всё это на картину? Правильная организация тона и цвета, это важная и большая часть любой успешной картины и выдержка, тот самый метод, что может помочь нам в этом.
Когда вы рисуете с натуры, то всегда есть большой соблазн, чтобы точно скопировать цвет\тон, того что вы видите, особенно если предмет на свету. С сильным светом, проблема становится более очевидной: краска, графит карандаша и т.д. не могут достичь тех уровней света и тени, что мы видим с натуры. Как с этим справиться? Ответ: сравнивать и сжимать!
Краска не может быть такой же яркой как свет от лампы или такой же тёмной как самые глубокие тени, так как нам тогда рисовать? Мы можем отфильтровать часть информации с натуры, чтобы получить правильные «пропорции» тонов. Это поможет нам перенести натуру на наш холст вместе со всей присущей ей внутренней логикой. Мы также будем использовать эти «пропорции», чтобы управлять композицией нашей картины.
Возьмём к примеру фотографию, сделанную на смартфоне: если вы хотите показать детали на лампе накаливания, то вы выбираете лампу, так чтобы камера могла сфокусироваться на ней, при этом все тени станут одного тона, но зато проявятся детали на лампе. Если же вы хотите показать детали в залитых светом глубоких тенях, то весь прямой свет станет белым, тогда как отражённый свет проявит детали в тенях.
Когда мы пытаемся рисовать с натуры, то наблюдаемые нами детали имеют диапазон тонов от и -1000 до 1000, тогда как наша краска от 0 до 10 и каждый шаг по тоновой шкале будем иметь вес в 200 единиц по отношению к натуре! Это наглядно показывает нам, почему необходимо контролировать тон в картине, ведь один маленький шаг для художника,это огромный скачок для всей картины!
Когда у нас есть яркое освещение, то у нас сразу появляется выбор: делать выдержку для света или для тени? Если вы выдерживаете свет, то попробуйте использовать 1 тон для теней и 2 для света. Таким образом мы можем получить огромное количество информации о форме на свету, тогда как плоские тени, будут верными по тону относительно освещённой части!
Если же мы выдерживаем тени, то используем 1 тон для света и 2 для теней. Так мы сможем получить информацию о цвете в тенях и сохранить правильные пропорции между светом и тенью!
Если же вам кажется будто мы можем просто копировать тон при тусклом освещении, то я настоятельно советую вам всё равно думать о тоне именно в сравнительном ключе, как будто вы работаете с сильным освещением. Если мы будем рисовать только простые вещи, то нам будем трудно научиться сравнивать тона.Сложные объекты с широким тоновым диапазоном, помогают нам научиться этому навыку, который также применим во многих других аспектах живописи.
Свет обладает свойством объединять: сгруппированные тона всегда очень близки друг к другу на тоновой шкале. Старайтесь сохранять области света и тени раздельными друг от друга. Когда мы так сделаем, то такие важные аспекты картины как рисунок, формы и композиция впоследствии могут быть легко разделены на простые этапы, словно детали на чертеже.
Художник: Аврам Архипов
Проверьте себя! В этой картине Йоахим Соролла, делал выдержку для света или тени?