О выдержке (exposure) в живописи!

Как часто вы задумываетесь о выдержке, когда начинаете рисовать картину? Как нам правильно упростить всё то обилие информации в референсе, чтобы потом перенести всё это на картину? Правильная организация тона и цвета, это важная и большая часть любой успешной картины и выдержка, тот самый метод, что может помочь нам в этом.

image001.jpg

image003.jpg

Когда вы рисуете с натуры, то всегда есть большой соблазн, чтобы точно скопировать цвет\тон, того что вы видите, особенно если предмет на свету. С сильным светом, проблема становится более очевидной: краска, графит карандаша и т.д. не могут достичь тех уровней света и тени, что мы видим с натуры. Как с этим справиться? Ответ: сравнивать и сжимать!

image005.jpg

Краска не может быть такой же яркой как свет от лампы или такой же тёмной как самые глубокие тени, так как нам тогда рисовать? Мы можем отфильтровать часть информации с натуры, чтобы получить правильные «пропорции» тонов. Это поможет нам перенести натуру на наш холст вместе со всей присущей ей внутренней логикой. Мы также будем использовать эти «пропорции», чтобы управлять композицией нашей картины.

image007.jpg

Возьмём к примеру фотографию, сделанную на смартфоне: если вы хотите показать детали на лампе накаливания, то вы выбираете лампу, так чтобы камера могла сфокусироваться на ней, при этом все тени станут одного тона, но зато проявятся детали на лампе. Если же вы хотите показать детали в залитых светом глубоких тенях, то весь прямой свет станет белым, тогда как отражённый свет проявит детали в тенях.

image009.jpg

Когда мы пытаемся рисовать с натуры, то наблюдаемые нами детали имеют диапазон тонов от и -1000 до 1000, тогда как наша краска от 0 до 10 и каждый шаг по тоновой шкале будем иметь вес в 200 единиц по отношению к натуре! Это наглядно показывает нам, почему необходимо контролировать тон в картине, ведь один маленький шаг для художника,это огромный скачок для всей картины!

image011.jpg

image013.jpg

Когда у нас есть яркое освещение, то у нас сразу появляется выбор: делать выдержку для света или для тени? Если вы выдерживаете свет, то попробуйте использовать 1 тон для теней и 2 для света. Таким образом мы можем получить огромное количество информации о форме на свету, тогда как плоские тени, будут верными по тону относительно освещённой части!

image015.jpg

image017.jpg

image019.jpg

image021.jpg

Если же мы выдерживаем тени, то используем 1 тон для света и 2 для теней. Так мы сможем получить информацию о цвете в тенях и сохранить правильные пропорции между светом и тенью!

image023.jpg

image025.jpg

image027.jpg

image029.jpg

Если же вам кажется будто мы можем просто копировать тон при тусклом освещении, то я настоятельно советую вам всё равно думать о тоне именно в сравнительном ключе, как будто вы работаете с сильным освещением. Если мы будем рисовать только простые вещи, то нам будем трудно научиться сравнивать тона.Сложные объекты с широким тоновым диапазоном, помогают нам научиться этому навыку, который также применим во многих других аспектах живописи.
Свет обладает свойством объединять: сгруппированные тона всегда очень близки друг к другу на тоновой шкале. Старайтесь сохранять области света и тени раздельными друг от друга. Когда мы так сделаем, то такие важные аспекты картины как рисунок, формы и композиция впоследствии могут быть легко разделены на простые этапы, словно детали на чертеже.

image031.jpg

image033.jpg

Художник: Аврам Архипов
Проверьте себя! В этой картине Йоахим Соролла, делал выдержку для света или тени?

image035.jpg

image037.jpg

image038.jpg

image039.jpg

image040.jpg

807 0 850 15
4
2020-09-14
В картине Йоахима Соролла выдержка сделана по тени, так как тени в данном случае более разнообразны по тональности:)
2020-09-16
В картине Йоахима Соролла на рендере была включена гамма 2.2, так как 1.0 не передаёт столько оттенков тёмного.
2020-09-18
не думаю что художники этим заморачиваются - все решает опыт и практика - посмотришь через неделю на свой шедевр и хватаешься за голову
2020-09-21
интересная тема. Помню из художки, что перед началом рисунка нужно сразу определять, что у тебя в картинке самое светлое и самое тёмное пятно. а дальше двигаться между ними.
RENDER.RU