Блики в живописи
Вы когда-нибудь замечали, глядя на что-нибудь, как блик двигается по форме предмета, если начать поворачивать свою голову? Почему так происходит? Почему это происходит только с бликом, но не с остальным светом?
Единственная причина, по которой мы видим блики - это то, что свет напрямую отражается в наши глаза. Существует 2 типа отражений: первый тип - зеркальное отражение (specular reflection) или в простонародье - блик, когда угол падения равен углу отражению и свет попадает в наши глаза, как это было бы в случае отражения от зеркала.
Так как это зеркальное отражение источника света, то блик очень часто будет сообщать нам информацию о том, какое в сцене освещение. Если источник света обычная лампочка, то вы увидите круглый блик, если источник света флуоресцентная лампа, то вы увидите продолговатый блик вокруг формы предмета, словно он был отражён в кривом зеркале.
Блик двигается вместе с движением нашей головы по той причине, что вместе с движением головы меняется угол, по которому свет от объекта попадает в наши глаза. Это очень похоже на бильярд, когда шар попадает в лунку по углу, по которому он отразился от стенки бильярдного стола. Когда мы двигаемся, то меняется и угол.
Второй тип отражений – рассеянное отражение (diffuse reflection), когда свет проходит под поверхностью предмета, переотражается и выходит наружу в различных направлениях. Из-за того, что часть света поглощается поверхностью предмета, финальный свет на выходе имеет цвет предмета в независимости от того с какой стороны мы смотрим на предмет.
Рассеянное отражение часто по ошибке понимается как характеристика поверхности – гладкая она или шершавая, будет ли блик чётким или размытым. Но если, например, отполировать мраморный шарик и сделать его идеально гладким, то он всё равно никогда не станет зеркалом!
Так как металлы плохо пропускают внутрь себя свет, и их рассеянное отражение почти на нуле, то их используют для создания зеркал. У вас может быть зеркало с неровной поверхностью, и таким образом отражение будет частично рассеянным, но это не сделает из него диффузного материала, так как свет не проходит внутрь!
Как мы можем использовать это знание в живописи? Кожа человека обладает обоими типами отражений. И вот вам секрет: блики будут играть на стыке двух плоскостей, в точке где угол падения совпадёт с углом отражения в наши глаза. Используйте это, чтобы показать форму!
Вы также можете менять форму бликов, чтобы создать композиционно интересный дизайн, или, чтобы лучше передать форму объекта в вашей картине.
Чем лучше вы понимаете плоскости лица, тем более уверенно вы будете расставлять блики на стыках плоскостей.
Так как блик - это свет выпущенный и отражённый от источника света, то он темнее по тону чем сам источник света, но блик никогда не будет того же тона, что и полутон. Как правильно работать с тоном, и какой тон выбрать для рассеянного или зеркального отражения, читайте в моих предыдущих уроках!