О краях
Статья о краях в живописи! Хотя иерархия тона и цвета занимает важное место в любой картине, но правильная иерархия краёв, позволяет разительно преобразить картину. При работе с краями мы можем использовать своеобразную подсказку, чтобы разобраться какой край должен быть жёстким, какой мягким, а какой занять промежуточное положение:
1. Там, где встречаются два близких тона, возникает край очень похожий на мягкий, но называется он «потерянный край». Все края неразрывно связаны с тоном! Обратите внимание, как на этой работе кисти Саргента, тёмные тона растворяются в тенях, и как рука мужчины растворяется на фоне его торса.
2. Там, где встречаются два разных тона, край становится твёрдым. Например, тёмное дерево на фоне яркого полуденного неба, будет обладать твёрдыми краями. Посмотрите на твёрдые края на освещённых участках в этих картинах (а также на потерянные края в местах, где встречаются близкие по силе тона).
3. Края становятся мягче в тенях и твёрже на свету. Обратите внимание на то, что края в падающей тени от кепки старика, мягче чем те же края на свету. Чаще всего блик, такой как на козырьке кепки, обладает самыми твёрдыми краями.Хотя в зависимости от выбранного художником фокуса в картине, самыми твёрдыми краями могут обладать не только блики.
4. Сцена со слабым освещением, будет во многом состоять из мягких краёв.
5. Формообразующие тени (место, где возникает терминатор тени) мягкие и чем мягче поворот формы, тем мягче край. Например, терминатор становится у́же и твёрже на запястье руки (показывая тем самым прямоугольную форму руки) и становится шире и мягче по направлению к дельтовидной мышце (показывая её округлость).
6. Падающие тени (возникают, когда свет блокируется каким-либо предметом) от маленького источника света имеют твёрдые края и становятся тем мягче, чем дальше они от породившего их предмета.
7. Мягкие края обладают склонностью передавать эффект движения. Посмотрите, как на этом портрете, кисти Саргента, мягкие края используются, чтобы придать ему большей живости. В то же время набросок дамы слева, выглядит более живым чем законченная работа справа.
8. Края также можно использовать, чтобы показать разницу в материале. Волосы, мех, ткань будут обладать гораздо более мягкими краями нежели металл. На этих работах Саргента, вы можете увидеть, что волосы и ткань обладают гораздо более мягкими краями, нежели кожа рук и лица.
Но это не всё! Края также могут использоваться, чтобы симулировать эффект глубины резкости. Этот эффект можно использовать весьма творчески и правила следует нарушать тогда, когда это идёт на пользу общей композиции. Надеюсьэтизнанияпомогутвамввашихработах!
Повторюсь, края, это часть иерархии и мягкий край на одной картине, будет выглядеть твёрдым в другой. Всегда старайтесь сохранять ваши твёрдые и мягкие края в контексте всей картины, думайте о масштабе от 1 до 10, как будто вы работаете с тоном. Всё относительно, так что постоянно сравнивайте одно с другим!
Художники: Walter Ernest Webster, John Singer Sargent, Abbott Handerson Thayer, Isaac Levitan, Umberto Coromaldi, VlahoBukovac