Павел Захаров. Жизнь и работа в США
Аполлинарий Захаров – компо́зитор, художник-аниматор, с огромным опытом работы в художественном и анимационном кино, музыкальных клипах, рекламе, индустрии компьютерных игр и программного обеспечения. Кроме работы в России, постоянно участвую в проектах США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. В данное время постоянно проживаю в Лос-Анджелесе.
Вообще, более подробно о том, что чем я занимаюсь, графика, видео, ссылки на статьи и интервью можно посмотреть на моём сайте www.pollvfx.com, а сегодня я бы хотел поднять вопросы, связанные с моей текущей работой в одной из главных студий Голливуда и порассуждать о жизни за рубежом.
В начале лета я получил предложение на должность старшего компо́зитора (Senior Compositor) в Encore Hollywood. Это одно из подразделений крупной медиа группы Deluxe, которая так же объединяет в себе всемирно известные компании: Method Studios, EFILM, Company 3, One Post, Stereo D и многие другие. Encore занимается созданием визуальных эффектов топовых американских сериалов, среди которых House of Cards, You, Castle, Elementary, Flash, Supergirl, Titans. В общем, можете представить мою радость побывать ингредиентом такого супа. Я бы сказал, супа-пупа, ха-ха!
Но, надо признаться, я не думаю, что предложение оказалось случайным. Во время моего предыдущего отрезка жизни в США(2013-2016), зная, что придётся возвратиться в Россию, я специально последние полгода потратил на прохождение многочисленных интервью. Не всегда получалось договориться о личной встрече, но если была такая возможность, то я не задумываясь садился в машину и ехал в другой город. Главное – наследить и оставить о себе хорошее впечатление. Во многих компаниях непосредственно перед интервью кандидата фотографируют и заполняют анкету и это не то же самое, как если вы заполнили карьерный профиль на официальном сайте. Кроме того, ваши интервьюеры, как правило руководители проектов, бывает, меняют место работы, а вместе с тем переносят и связи… как пчёлы пыльцу :) Так вот, в этот раз меня даже не просили проходить интервью – не было необходимости. Супервайзер, когда ему принесли моё резюме, сказал что помнит меня, поэтому просто спросил когда я могу приступить к работе?
Ребята, как бы вы ни были готовы к переезду в Голливуд, каким бы это ни было сокровенным желанием, но это момент вашего первого «сердечного приступа». Особенно, если вам уже доводилось работать в США. Потому что ляпнув «да хоть завтра!», вам сейчас снова придётся всё бросить в России.
- уладить все финансовые вопросы, кредитки, налоги, коммуналка. Передать деньги банков Калифорнии банкам Питера – вопрос, требующий рациональной ревизии;
- в очередной раз забрать детей из школ/поликлиник/курсов рисования и т.д., со всеми справками, прививками и нотариальными переводами всего на английский язык;
- снова продать только что купленную машину, чтобы не угнали, не помяли, не сгнила, в общем, куда-то деть, к кому-то пристроить;
- дача/дом? Ага, посмотрите, что с ними станет за пару лет вашего отсутствия;
- котики/собачки? Жалко расставаться, правда? А если не на кого оставить?
- любимая электроника и техника – забыть и оставить в России. В Америке напряжение сети не совместимо.
И, параллельно в США:
- новые финансовые счета и кредитная история;
- новые телефоны(не все ваши российские эпло-сяомо-самсунги работают в американских сетях);
- поиски нового жилья/школы/курсов рисования;
- средство передвижения;
- новые документы, водительские права;
- медицинская страховка;
- новая мебель: хотя бы стол, стул, матрас, холодильник, микроволновка, а желательно ещё и посуда, одежда, и рабочие инструменты не помешают. Пригодится каждый сэкономленный доллар. Вкручивая очередной шуруп в стену, я мысленно благодарил жену за заботливо уложенный в чемодан индикатор деревянных балок в стенах, который перекочевал в Россию из Сан-Франциско в прошлый раз. Со мной сейчас, братан!
- приходится объяснять всем и самому себе: зачем я во всё это в очередной раз ввязался? «Паш, ты на пятом десятке, у тебя на семью пол миллиона рублей ежемесячного дохода, лечи грыжу, поставь пломбу, и купи уже, наконец, жене шубу, чё те ещё надо!?»
– Художник-Авантюрист,– говорю я себе. – Мечты должны сбываться, вершины должны покоряться. Коты – детям. Авось, дождутся и второй раз. На дом заработаю, и вернусь!
Зато, продукты и товары в магазинах не поменяли ни цвет, ни вкус, ни расположение на полках. И погода – ах!! И, вопреки распространённому мнению, английский язык не забылся за три года, я бы сказал, даже стал намного лучше. Я, конечно, его не бросил практиковать, потому что удалённой работы по возвращению в Россию стало только больше, но я писал, а не говорил, что, к счастью, мало отразилось на речевом аппарате.
В Лос-Анджелес я прилетел за три недели до начала работы и пока «душил бытовуху» на новом месте, шёл процесс проверки моего бэкграунда. В США это общая практика. Как правило, занимается этим отдельная специализированная компания. Не ваш HR-отдел. Суть проверки – «прошерстить» ваше резюме. Да-да, ребята, будьте аккуратны с тем, что вы указываете в LinkedIn, пишете в Facebook, и даже, как мне кажется, смотрите в YouTube. Первое – проверка коснулась моих институтских дипломов. Второе – предыдущим работодателям были отправлены анкеты обо мне как о личности и профессионале, и знаю я это только потому, что мои предыдущие работодатели и в России и в США до сих пор находятся со мной в рабочем контакте и любезно проинформировали меня об анкетировании(и спросили что ответить чтобы «показания сошлись», хе-хе), за что им очень спасибо! Третье – пришлось предоставить контракты на работы фриланс и показать финансовые выписки о доходах за предыдущие годы. Весь процесс растянулся практически на месяц. Само собой, должны быть в порядке визовые документы и разрешение на работу в США.
Признаюсь, я очень волновался о начальном периоде работы. Несмотря на весь мой бэкграунд, я думал, что в Голливуде работают существа божественные, и каждый глубоко знает своё дело, рабочий софт, методы и художественные приёмы компьютерной графики, плюс английский язык, плюс отношения в коллективе. А я, например, всю жизнь работаю во Fusion, а здесь работа в Nuke, который я открывал только если клиент настаивал. Нет, умом-то оно понятно, что процесс создания графики и анимации ничем не отличается, и переход из Fusion в Nuke похож на перевод с русского на английский, слова разные, смысл тот же. Довольно быстро приходит и нужная моторика рук. Но, всё-таки, я очень волновался. В том числе за то, за какие-то «не прокачанные» области компо́зитинга. Мол, как же так, в день платят $500-600, и уж точно не за то, чтобы я сидел и чего-то не знал. Я спешно изучал Nuke тюториалы по всем направлениям компьютерной графики и анимации, боясь быть хоть к чему-нибудь не готов.
Всё оказалось намного проще.
Америка интернациональна. Я вообще, честно говоря, вижу крайне мало коренных американцев, «домашней выделки». Вокруг, как и в коллективе, сплошные иммигранты: русские, армяне, мексиканцы, корейцы, британцы, австралийцы и так далее, поэтому никто не ждёт от вас идеального английского языка. Говорите как умеете, никто смеяться не будет. Более того, иммигранты лучше знают грамматику языка, потому что они её специально учат! У меня бывали случаи, когда я не понимал текст комментария супервайзера и подходил к другому супервайзеру с просьбой помочь прояснить смысл. При этом, выяснялось, что предложения написаны грамматически некорректно и в таком виде не имеют смысла, но их можно перевести «с английского на английский», в смысле с непонятного на понятный. Ну чё, поржали :)
Так же никто не ждёт от вас стахановских норм и перевыполнение плана, всем нужен период адаптации. Несколько недель я вообще просто разбирался с «внутренним трафиком». Кто руководитель, где брать шоты, как выполнять, куда сохранять, как учитывать время работы, распорядок дня, корпоративная почта, корпоративные чаты, кухня/столовая/снеки…
Рабочий день выглядит примерно так:
9:25
Пришёл в офис, провёл пропуском по считывателю, поднялся на лифте на этаж своего отдела. Без пропуска не открываются никакие двери в здании, и не едет лифт. Пропуск с моим фото и персональными данными охрана выдала сразу. То есть ждали :) То есть приятно :) В своём отделе провожу пропуск по другому считывателю для начала отсчёта рабочего времени. Эти данные видны в электронном личном кабинете.
9:30-13:30
Время основной работы. Захожу в свой акаунт, смотрю какие шоты мне назначены, описание задачи, кто супервайзер(у каждого шоу свой отдельный), максимальное время на шот, дополнительные материалы.
Здесь первое удивление вызывает отсутствие эксплореров как таковых. Они вам не нужны. Я не указываю вручную имена шотов, не прописываю сейверы, не «натягиваю» лоадеры из разных мест. Из нейминг конвеншн исключён человеческий фактор, что чертовски удобно! Корпоративный Nuke наполовину переписан программистами под задачи студии. Открывая его, я вижу личный кабинет, назначенные проекты и шоты. Выбирая шот, скрипт автоматически создаёт его в нужном месте корпоративной сети, автоматически даёт имя, настраивает длину, параметры кадра, а так же создаёт сейвер в правильном цветовом диапазоне, создаёт LUT-ы, сейверы для дейлизов, альфы(если это, например, хромакейный план) и ещё кучу всего. Так же автоматически импортируются и автоматически обновляются в ходе работы все сопутствующие материалы: ротоскоп, 3D камеры, 3D модели, исходники, финальный рендер – всё, что создано другими департаментами для данного кадра. Моя задача собрать всё вместе своим художественным взглядом, не отвлекаясь на маски или аклюжн или трекинг, поверьте, соответствующие отделы сделают эту работу гораздо круче вас, чем сэкономят время производства. Не стоит браться за всё, умейте что-то одно, но очень хорошо. В большой компании важно делегировать полномочия.
13:30-14:30
Обед. Голодным в США не останешься. Еда доступная, вкусная. Каждый день к зданию офиса приезжают разные трак-фуды – это такие автобусы с кухней. Стейки, салаты, бурито, много чего, но я предпочитаю домашнюю еду, поэтому грею «сабойку» и ухожу в кусты в тенёк, вокруг много столиков.
Можно подкрепиться в столовой. Есть шесть сортов зернового кофе, чай, бананы, снеки, печенье, фрукты, шоколад, чипсы, протеиновые батончики, быстрозаварные каши и макароны, посуда. Бес-плат-но, то есть даром :)
14:30-18:30
Вторая половина рабочего дня. Скорее всего, мне уже что-то откомментили, внести поправки, дейлизы, в общем, всё, как и в любой другой пост-продакшен студии. Каждый день у меня на экране то Бэтмэн, то Супергёрл, то Титаны, то Чёрная Молния, то ещё кто-нибудь из супер-героев.
Если я чего-то не знаю – подскажут, научат, дадут совет. Стесняться здесь не принято. Все охотно делятся опытом. И все художники разные! Шок в том, что специалисты по ключу на 12 вообще не умеют пользоваться ключом на 14. Сначала я удивлялся как так возможно, что кто-то не знает как пользоваться какими-то инструментами. Вот он сидит и делает сногсшибательную композицию с трёхмерным тигром, динозавром, космическим кораблём и лазерами, и в тоже время не знает что такое патикл эмиттер и как он работает. Но, в том-то и дело, что у каждого художника свои таланты и сильные стороны! В один момент я заметил, что мне не поручают работу, которую я не умею делать или в которой у меня мало опыта, и понял, что здесь работают не случайные люди, а менеджеры знают своё дело и подбирают персонал под текущие проекты. Так я и перестал быть сжатой пружиной :)
18:30
В конце рабочего дня компьютер не выключается, но я выхожу из своего акаунта и вхожу под логином RENDER. При этом, мой компьютер становится частью общей рендер фермы. Так и работает годами, не выключаясь, а просто меняя логин. Согласитесь, умно. Далее проводим картой, закрывая рабочий день, и идём домой. Провести картой, но остаться поработать (доделать, изучить) очень не приветствуется! Мы все здесь специалисты и в условиях капитализма должны ценить свой труд! Готовность пахать за еду – отрицательный пример поведения, отравляющий коллектив.
Овертаймы случаются регулярно, но их должен подтвердить супервайзер. Обычно это не более двух часов в день за полторы ставки, но случается переработка и 4 часа в день и в выходные, ради того, чтобы сдать общий проект в срок. Это обходится компании по двойной ставке, так что овертаймы чётко контролируются.
Если прикинуть объём, то за 5 месяцев работы я сделал 75 шотов. Обычно это хромакей, 3D интергация, кровь, взрывы, выстрелы и суперсилы. Редко ротоскоп, клинап – такую работу делают, назовём их политкорректно, иностранные вендоры. Но бывают и редкие случаи. Один из художников рассказал как он начал работу над Историей Игрушек 2 одним шотом в день и…. Это был первый и последний шот за год работы. И 250 его версий. Просто каждый день новая версия до конца проекта.
Из забавных рабочих моментов:
1) Студия, хотя и большая, но с небезграничными возможностями, поэтому количество лицензированного софта лимитировано. Иногда в общем чате, среди общих рабочих объявлений, можно увидеть крик о помощи, типа: «Люди, Нужна лицензия Nuke X, кто не пользуется сейчас, закройте, бите!» То есть придут утром самые хитрые, понаоткрывают софт и уходят кофе пить. Всё как в общаге, кто первым встал, того и тапки.
2) Американские семёрки очень похожи на русские единицы. Иногда сходу не понятно, что имел в виду супервайзер, оставив стикер на моём рабочем столе, 312й кадр или 372й? А вам, в свою очередь, следует быть осторожным при рукописном заполнении документов в госучреждениях, потому что вашу русскую единицу могут легко принять за семёрку. Это не догадка – это из личного опыта.
3) Супервайзер не тратит время на написание фидбэков просматривая работу коллектива за день. Он сидит на диванчике и смотрит материалы на чёрт знает какого размера телевизоре на всю стену и балбочет что думает, а секретарь-машинист мгновенно печатает за ним его слова, которые я потом и читаю от его имени. Эффективно, не правда ли.
Жара Лос-Анджелеса.
Жара меня убивает. От дома до офиса мне пешком идти ровно 15 минут и за это время футболка становится абсолютно мокрой. Я вообще не понимаю детей, которые за заборчиком школы играют в футбол. Чёрт возьми, Холмс, КАК?! Поэтому, первым делом, я захожу в туалет и меняю футболку на свежую, у меня их три с собой, умываюсь и обтираюсь. Живу здесь с Июня, в декабре увидел первый дождь.
ЛА – это пустыня. Вся городская растительность орошается искусственно. А вода приходит, внимание, аж из Сан Франциско! Город не добывает воду из под земли. Да и откуда, из гранитных скал?
Солнце невероятной светосилы. Все фотографии получаются чёткие, яркие. На закате солнце лежит на горизонте, но всё ещё мощно светит и вечером можно наблюдать фантастические тени, длинные, метров по сто!
Америка, конечно, одноэтажная, но Лос-Анджелес – это горы, горы и горы!
Жить на две страны тяжело. Старший сын остался развивать семейный бизнес в России, младший сын постоянно живёт со мной, учится моему ремеслу. Приходится оплачивать бытовые расходы и налоги и там, и тут. Частые перелёты, жена живёт 2 месяца в России, потом два месяца здесь, в США. Это минус. Опять я потолстел. За 4 месяца наросло килограмм пятнадцать. Тоже минус. Но я не мог не попробовать поработать в самом сердце киноиндустрии! И всё получается! И это главный плюс :)
Ежемесячный платёж за аренду квартиры:
Ещё я всю жизнь связан с музыкой. Много пел в хоре, играл в группе, до сих пор пишу аранжировки, кстати, как фриланс, за деньги. Но почему-то только здесь, не смотря на плотный график работы и овертаймы, появилось время и вдохновение на домашнюю студию. Очень хочется записать всё, что мы поём вечерком на кухне последние 25 лет. Лайк, подписка, колокольчик? Ха-ха!
Вопросы? Что еще интересно, о чем можно рассказать?
Спасибо и до встречи!
Павел