Размышления о цвете кожи, цветности и цветовой системе Манселла
ГОВАРД ЛАЙОН 19 июля 2019
Сразу предупреждаю вас о том, что в этой статье будет довольно много всякой зауми и некоторым она покажется неинтересной. Хотя лично меня эта информация привела в восторг, ну поехали…
Мне выпал отличный шанс в течение недели в моей студии учиться портретной живописи у Грега Мортенсона. Я многому научился у него. Моя самая любимая часть была в самом конце и касалась она технических сторон изобразительного искусства. Мы часами болтали о цвете и о том, как разные художники организуют свои палитры. Заумь, но очень интересная! Грег, рассказал мне о цветовой системе Манселла. Я кое-что знал о ней до этого, но он показал мне как с её помощью можно анализировать цвет. Пока мы о ней разговаривали и искали информацию в Сети, то обнаружили что цветность, это не то же самое что и насыщенность. Они рассчитываются по-разному. Разные уравнения. Если хотите прочитать об это больше, то вот вам пара ссылок. 1,2,3
На самом деле, это не так уж и важно, ТОЛЬКО НЕ В ТОМ СЛУЧАЕ если вы думаете, что они одинаковы и ведёте беседу с кем-то о том, что цветность увеличивается в тенях кожи или не меняется (это то же возможно). Из-за того, что цветность снижается вместе с тоном, хотя насыщенность может оставаться на максимуме - цвет темнеет, но как только вы добавляете белый, то цветность также снижается. Маленькое, но важное уточнение.
Мы с Грегом разговаривали о цветности и о том, остаётся ли она неизменной или меняется вместе с тоном. Я думаю было бы неплохо создать несколько сфер для разных оттенков кожи и попробовать разные подходы на них. Я использовал цвета 7.5 YR диапазона из схемы Манселла. Он соответствует базовому диапазону тона кожи в независимости от этнической принадлежности.
Я также сделал несколько сфер используя 8 тональных переходов, от светлого до собственной тени предмета, а также показал отражённый свет. Затем я размыл переходы, чтобы придать сфере более гладкий вид. Эти диаграммы не имеют сдвига по оттенку как в реальной жизни. Я сохранил оттенок постоянным, чтобы не вносить новые переменные и лучше представлять себе, что произойдёт.
Вот примеры, которые показывают разные подходы к тому как рисовать кожу, из тех что я видел.
1. Цветность остаётся постоянной. Из-за этого кожа выглядит словно пластик.
2. Цветность снижается в тени. Лично мне такой подход не нравится, но он работает, и я видел его в некоторых работах.
3. Цветность снижается на блике. Это помогает, но кожа всё равно выглядит неестественно.
4. А с этого места начинается интересное, блик и полоса перед собственной тенью чуть более серые, цветность снижена с 4 до 2. Небольшое изменение, но оно приятно глазу.
5. У блика цветность сохранена на уровне 4, но снижена до 2 у двух полос перед собственной тенью. Тоже выглядит неплохо.
6. То же самое что и 5-ый пункт, только полос уже 3, а не две.
7. Ближе к тому как работали Рембрандт и Рубенс, они меняли цветность на поворотах форм. Цветность блика и 2 полос перед собственной тенью снижена с 4 до 2.
8. То же самое, что и 7-ой пункт, только серая зона шире. Блик и 2 полосы перед собственной тенью имеют сниженную до 2 цветность. Средний цвет снижен с 4 до 3.
9. 9 и 10 пункт самые интересные. Цветность освещённой стороны снижена, пока тень остаётся прежней. 9 пункт сохраняет полосу перед собственной тенью более насыщенной. Это довольно близко к тому, как Бугро рисовал кожу, однако следует помнить, что здесь не используется сдвигов по оттенкам цвета.
Какой номер кажется лично вам более интересным? Нашли тот, что походит на ваш подход к рисованию кожи?
Вот вам несколько сканов в высоком разрешении. Смотрите на изменения в цветности и насыщенности при изменении формы.
Для этой работы кисти Бугро я сделал цветовые сферы.
Верхний образец от блика на шаре носа и до ноздрей.
Средний образец, это правая часть груди на свету и до тени под подбородком.
Нижний образец, это щека в тени.
Очень интересно наблюдать за изменениями оттенка и цветности. Они не столь сильные, но Бугро увеличивает цветность, когда переходит от тени к свету.
Что также интересно, так это то, что оттенки кожи можно изучать и измерять, что может помочь художнику сделать свой персональный эстетический выбор. От Гвидо Рени и до Помпео Батони, от Брома до Фразетты, художники делают небольшие изменения в узком диапазоне цветности и оттенков кожи, чтобы создать свой отличный от других результат.
Спасибо за то, что читали! Надеюсь вам было интересно.
Говард Лайон.