Визуальные эффекты в “Притяжении”: интервью с Main Road Post
Новая картина Федора Бондарчука “Притяжение” стала первой лентой-миллиардером года по сборам в прокате и одним из десяти самых кассовых российских фильмов. Многие считают, что по уровню визуальных эффектов кино может конкурировать с голливудскими блокбастерами. Мы созвонились с руководителем студии Main Road Post Арманом Яхиным и попросили его рассказать подробнее о создании компьютерной графики в фильме.
RENDER.RU: “Притяжение” - амбициозный проект, и на тему космических пришельцев у нас, кажется, еще не было фильмов такого масштаба. Были ли страшно в самом начале?
Арман Яхин: Каждый проект, который мы делаем, включая предыдущий, “Сталинград”, - это всегда большой вызов для нас. И, конечно, бывает страшно. “Притяжение” в этом смысле - не исключение: Федор Бондарчук изначально был продюсером фильма, и до момента, когда он стал режиссером, мы не знали, что проект будет таким масштабным. Многие вещи пришлось делать впервые, многое пришлось переосмысливать, передумывать.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio |
RENDER.RU: Что например?
А.Я.: Мы раньше не делали таких сложных персонажей, как пришелец в фильме. У нас был опыт создания, например, роботов, но не в таком количестве и не такого уровня сложности. Это была большая работа. Кроме того, все, что связано с окружением, с разрушением города - мы делали это раньше, но вот в таких масштабах - впервые. В целом 50 процентов фильма создано с использованием компьютерной графики. Это около 1100 планов. В пике на проекте работало 12 студий разного размера общим числом 255 человек.
RENDER.RU: Давайте поговорим подробнее о самых сложных моментах фильма. Как шла разработка дизайна инопланетян? Вы говорили в других интервью, что рассматривали даже вариант костюма из воды.
А.Я.: Да, были такие мысли, потому что основная идея в том, что инопланетная цивилизация основана на воде. Мы искали разные формы, у нас были эскизы жидкого персонажа. В первой половине фильма зритель не должен был знать, что инопланетянин - это человек. Соответственно, мы искали такую форму, которая давала понять, что это костюм, надетый на человека. И это была весьма необычная задача. Я наткнулся на концепт-арт художника Алексея Андреева, он раньше работал у нас. Это было изображение киборга, робота в интересной позе. Мы купили его, переработали и вышли на этот образ. В результате автором концепт-образа стал уже наш художник Максим Ревин, а потом ребята в студии в процессе создания трехмерного персонажа вносили в него изменения.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio
RENDER.RU: Как создавался космический корабль? Почему решили выбрать именно круглую форму?
А.Я.: Начали мы с разных идей, но однажды пришел Федор Бондарчук и сказал, что он хочет, чтобы корабль был круглым, как атом. Мы начали обсуждать разные идеи с консультантами и выяснили, что круглая форма - самая оптимальная для передвижения в космосе. В создании фильма нам помогали биолог, промышленный дизайнер и астрофизик. Мы с ними общались, слушали их идеи, и, благодаря этому, разрабатывали концепт. Они не принимали участия в дизайне, мы, скорее, консультировались у них по глобальным вопросам: что может быть и чего быть не может, как оно может себя вести, как может существовать такая цивилизация и так далее.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio
RENDER.RU: Многих зрителей очень впечатлила сцена падения космического корабля на Чертаново. Вам надо было создать и разрушить целый район. Расскажите об этом подробнее.
А.Я.: Одна из наших внутренних команд сделала очень интересную разработку - генератор города. В нем можно рисовать районы и выращивать здания. К зданиям у наших ребят был тоже интересный подход. Они нашли в интернете строительные схемы реальных домов Чертаново и по ним собрали здания. Причем моделить их надо было таким образом, чтобы потом можно было разрушить, чтобы видеть внутренние части, толщину стен, пол, конструкции внутри, вплоть до торчащих арматур. Это была довольно обширная задача - создать такой город. Наш специалист, который собирал этот движок города, к которому стекались наши модели и прочее, нашел в интернете алгоритм трафика транспорта в Чертаново. Он сделал так, чтобы автомобили и автобусы ездили и реагировали на светофоры и пропускали друг друга. Сам процесс собора движка был длительным, но потом было уже несложно собрать любой кадр - часть района, деревья, парковки и игровые площадки.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio
RENDER.RU: Вы получали потом отзывы от жителей Чертаново?
А.Я.: У нас возникла очень смешная ситуация, связанная с трейлером. На Кинорынке к Федору Бондарчуку подошли представители какой-то киносети, сказали, что посмотрели трейлер и увидели, что космический корабль падает на их кинотеатр в Чертаново. Они спросили, можно ли им устроить премьеру? В результате, за два дня до официальной премьеры был организован показ для жителей района. 700 - 800 человек посмотрели кино раньше всех.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio |
RENDER.RU: В сцене с пришельцем на внедорожнике вы использовали реальную съемку в комбинации с 3D или она вся была создана с помощью компьютерной графики?
А.Я.: До момента въезда в ров - это съемочный внедорожник “Тигр”. В момент пересечения поста ОМОН он становится CG. Далее вся погоня по рву - это Full CG, включая бегущих ультрас и окружение. Только интерьерные кадры внутри отсняты на зеленом фоне в стоящем авто.
RENDER.RU: Как вы анимировали костюмы пришельцев, вы использовали технологию motion capture?
А.Я.:Мы записали с замечательным артистом Стасом Румянцевым motion capture сессию с трюками, но использовали их скорее как референс в каких-то моментах. Но везде наш персонаж анимирован вручную. Motion Capture мы использовали для массовки, для сцен со столкновением военных с ультрас.
RENDER.RU: Какой софт вы использовали при работе над проектом? Особенно для динамики и анимации?
А.Я.: Ядро нашего пайплайна - Houdini от SideFX. Внутри компании на нем делается практически все, особенно динамика. Аниматоры на аутсорсе работали на Maya.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio |
RENDER.RU: Как шло взаимодействие с режиссером Федором Бондарчуком?
А.Я.: Мы с Федором Бондарчуком работаем уже давно, мы познакомились на фильме “Обитаемый остров”. Потом делали “Сталинград”. Мне лично с ним работать очень комфортно. Как и всем в студии.
RENDER.RU: Некоторые режиссеры не совсем понимают специфику работы VFX студий. Как это было с ним?
А.Я.: Положа руку на сердце, они и не обязаны понимать. Их задача - рассказывать историю. Но Федор в этом смысле, во-первых, слушает, а это очень важно. Во-вторых, он слышит, он всегда в диалоге, он слышит наши доводы. И у него есть такое важное качество - он очень точен. Он точно понимает, чего хочет, и при этом умеет делегировать. Он радуется, если мы что-то делаем хорошо и предлагаем какие-то решения. Работать с ним удивительно комфортно.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio |
RENDER.RU: Было такое, что он хотел сделать какой-то момент определенным образом, а вы сказали, что это невозможно или будет плохо смотреться?
А.Я.: Были такие моменты. Мы делали пробы, тесты и показывали ему результаты. Таких случаев было немного. Но они возникают всегда. Кино - это живой процесс. Первая фаза - сценарий. Потом уже артисты вносят свои идеи. Потом что-то меняют на монтаже и в графике. Фильм всегда становится совсем не тем, чем он был задуман в самом начале.
RENDER.RU: “Притяжение” отправится в прокат за рубеж. Как вы думаете, сможет ли оно там конкурировать, смотреться на равных с голливудскими фильмами?
А.Я.: Я искренне считаю, что да. Когда я его увидел кино в первый раз, у меня вообще не было ощущения разницы - мы же всегда разделяем: вот есть Голливуд, а вот наше кино. Но “Притяжение” абсолютно на равных бьется на том же большом поле, на котором играет Голливуд. Чего бы там ни говорили хейтеры. У нас в стране вообще принято не любить отечественное, к сожалению. И это иногда утомительно. Для людей, которые пытаются что-то делать - это большой труд. Я сейчас даже не говорю только про нас. Это работа всех: сценаристов, режиссеров, монтажеров, операторов, все пытаются делать свою работу хорошо. Сейчас все время кричат в интернете про “распил” денег - я с этим не встречался. Все люди, с которыми мы работаем много лет - это люди, которые пытаются сделать очень хорошее кино и стараются, чтобы зритель это полюбил. В информационном поле нашей страны это делать сложновато, но “Притяжение” отличается от многих наших фильмов, потому что это бескомпромиссное кино мирового уровня. Я, например, перед премьерой посмотрел его уже раз 6 полностью. И в этом смысле очень завидовал зрителям, которые увидят его в первый раз.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio |
RENDER.RU: Что это кино дало лично вам? Может быть, новый вызов или вдохновение?
А.Я.: Фильм дал мне очень многое. Во-первых, ощущение счастья, потому что с детских лет я был воспитан на фантастике и всегда мечтал работать над ней, над голливудскими проектами. И “Притяжение” - это такой фильм, которым мы сильно гордимся. Вся команда с большим удовольствием его посмотрела. Лично для меня это серьезный этап, это большое проект, это Голливуд, но нашими силами. Это важно, это сильно окрыляет, это дает ощущение того, что мы многое можем. У нас потрясающая команда, это ребята которые творили невероятные вещи, ребята с потрясающими идеями. Для меня это было большое вдохновение - видеть, как люди в это вкладываются и стараются сделать лучше, пытаются уложиться в заданные сроки, в заданные ресурсы. Потому что кино не голливудское, возможностей было поменьше. Но было сделано, я считаю, гораздо больше, чем в том же Голливуде. И пусть меня поднимут на вилы за этот комментарий. Но я считаю, что наша команда и те студии, которые мы подключали, сделали практически невозможное, сделали большую крутую работу, и это очень важно.
Изображения предоставлены Main Road Post. Copyright @ Art Pictures Studio |
RENDER.RU: Вы можете поделиться, над чем сейчас работаете?
А.Я.: Сейчас работаем над проектом под названием “Легенда о Коловрате”, продюсера Джаника Файзиева. И приступаем к проекту под рабочим названием “Вратарь галактики”, тоже фантастика. И еще “Невский пятачок”, он уже отснят и практически смонтирован. Очень надеемся, что появится вторая часть “Притяжения”. Очень хочется кассового успеха первой части, чтобы продюсеры замахнулись на продолжение. Потому что это был один из редких периодов тяжелой, но счастливой работы.
RENDER.RU: Арман, большое спасибо за интервью!