Айда рисовать мангу! ٩(。•́‿•̀。)۶

Как учат рисовать мангу в японских вузах? К каким хитростям прибегают профессиональные мангаки? Разбираем подробно приемы и техники, которые облегчат вам жизнь.

image20.jpg

Страницы из манги Номуры Тадаси

Раскадровка. На что обращать внимание?

Раскадровка — это важнейший этап создания манги. Тут вы расставляете диалоги, баллоны, продумываете компоновку кадров, планы и ракурсы персонажей. Рисунок при этом совсем не важен, изображать лучше простых болванчиков, чтобы легче было поменять композицию.

image1.jpg
Пример раскадровки

В Японии редакторы зачастую просят мангак прислать не синопсис или написанные диалоги, а именно раскадровку. По ней виден костяк истории, и манга, считай, наполовину готова. На что особенно обращают внимание? Обязательно посмотрят на диалоги и расположение баллонов.

Нередко многие на этом этапе продумывают лишь рисунок, а текст не вставляют. Но это полностью убивает смысл раскадровки. Обязательно отметьте расположение баллонов и персонажей и впишите в раскадровку все диалоги. И много-много раз ее перечитайте. Проверяйте, все ли в повествовании понятно, работают ли выбранные диалоги, ракурсы и компоновка, а также не ошиблись ли вы с расположением кадров и баллонов. Работая таким образом, вы сможете целостно взглянуть на историю.

Совет №1: Лучше рисуйте не на отдельных страницах, а сразу на развороте — так легче понять, на какие кадры лучше навести фокус и избежать симметричной компоновки на соседних страницах.

Совет №2: Текст и важная визуальная информация не должны располагаться на периферии страницы. Поэтому отступите пару сантиметров от краев, и не помещайте туда диалоги и важные визуальные объекты. Во-первых, если вы решите печатать свою мангу, то вся периферия может быть закрыта пальцами читателя, или уйдет в плохо видимый сгиб между смежными страницами. Во-вторых, информация лучше считывается и легче воспринимается, если она расположена ближе к центру страницы.

image10.jpg
Вот плохой пример расположения рисунка и текста - практически не видно ни фразы героя, ни его реакции на… что бы там ни было.

Рисунок. Что использовать, чтобы рисовать быстрее?

image23.jpg
Пример чернового рисунка

Для людей, которые любят и умеют рисовать, этот этап, наверное, самый приятный — сиди себе да рисуй. Но многие как раз с этим испытывают множество проблем, так как в манге часто приходиться рисовать то, что никогда до этого не рисовал, или то, что дается с трудом. Приходится выкручиваться и прибегать к разным хитростям. Хочу сказать, что в этом нет ничего криминального, так поступают многие профессиональные мангаки. С развитием веб-манги авторы научились обходиться без ассистентов с помощью разных программ и приемов. Это экономит время, и позволяет создать нужный визуал малой кровью. Так что если вы испытываете сложности с рисунком, вам могут пригодиться:

1. SketchUp. Отличная программа для 3д моделирования, которая позволяет построить любое здание или интерьер. Если в вашей истории часто используются какие-то определенные локации, отстройте их один раз и забудьте — больше ломать голову над их отрисовкой не придётся. Минус программы — цена. Когда я её покупала, сердце билось где-то в горле... Или это была жаба, которая меня душила.

image16.png

2. Google map. Вам надо изобразить улицы? Виды заграницы? Или вы хотите посмотреть, как выглядит какой-нибудь магазин или ресторан изнутри? Это программа вам в помощь! Жмите принтскрин, и у вас на руках отличные референсы. И самое главное, это бесплатно.

1.jpg

3. Программы для 3д моделирования персонажей. Есть авторы, которые полностью создают своих героев в 3д и вставляют их в мангу. Или обводят фигурк уже поверх. Лично я часто использую 3д болванки в ClipStudio, когда не могу определиться с позой или ракурсом. Очень удобно.

2.jpg

Процесс работы над мангой Кошты

4. Фотография. Если не можете что-то изобразить, легче всего сфотографировать это и рисовать, опираясь на фотографию. Предметы, руки, позы, здания и т.д. Не забывайте про авторские права и не используйте те картинки, которые нашли на просторах интернета. Лучше делайте фотографии сами.

3.jpg
Из инстаграма автора манги “JADE”

Как работают известные мангаки? Приемы и хитрости

Асано Инио

image5.jpg«Обработанные фотографии в чистом виде выглядят чересчур неживыми и неприятными, поэтому я специально "порчу" их, добавляя детали на видных местах вручную»
Асано Инио, автор популярных произведений "Oyasumi Punpun", "Solanin".



Мангака предпочитает рисовать персонажей вручную, но для создания задников в основном использует обработанные фотографии, которые распечатывает, а после дорисовывает уже от руки, добавляя штрихи и мелкие детали.

Асано считает, что для лучшей передачи атмосферы истории невероятно важно детальное изображение фона. Поэтому когда он приступает к созданию новой истории, то в первую очередь выбирает место, где будут жить герои. Потом собирает материал для изображения этого места: делает множество фотографий и вставляет их в мангу. Несмотря на то, что Асано активно использует возможности компьютера для обработки фотографий, мангака считает, что уникальную линию можно нарисовать только вручную, и явное CG в манге может испортить атмосферу.

4.jpg
Пример обработки и дорисовки фотографий Асано

Сакамото Синъити

image21.jpg«Одна из особенностей моей манги в том, что я не рисую звуки. Я стремлюсь отразить реальность и правду, для меня они всегда на первом месте»
Сакамото Синъити, автор нашумевшей манги "Innocent".



Сакамото рисует все на компьютере, создает поистине удивительные по детализации произведения. В работе считает, что важно максимально передавать реалистичность происходящего. Поэтому перед тем как начать рисовать, он фотографирует ассистентов в нужных ему позах и одеждах, потом, опираясь на них, создает черновой рисунок. В прорисовке деталей одежды, архитектуры и задников мангаке помогают помощники-ассистенты. Также сам мангака, дабы не рисовать каждый раз пышные и замысловатые прически, создал множество кисточек с готовыми локонами, чтобы ускорить процесс рисунка.

5.jpg
Фотография становится рисунком

Ханадзава Кенго

image6.jpg«Детальная прорисовка ресниц, бровей, радужки дарит выражению лица глубину. Если эмоции персонажа можно понять по рисунку без слов, вы все сделали правильно»
Ханадзава Кенго, автор популярной манги "I am a HERO".



Ханадзава рисует вручную, но использует схожий подход с Сакамото Синъити — сначала делает фотографии себя и ассистентов в нужных ему позах и ракурсах, распечатывает и, опираясь на фото, создает рисунок. Внешность главного героя "I am a HERO" мангака полностью создавал по своим фотографиям. Мангака считает, что такой подход лучше передает читателям реальность и ужас происходящего в манге.

6.jpg
Работа начинается со съемки. В главной роли сам мангака

Такахаси Цутому

image28.jpg«Я стремлюсь в каждый момент выкладываться по максимуму для достижения хорошего результата. И те, кто в итоге становятся профи, никогда не откладывают реализацию своих идей на потом, в надежде, что их навыки рисования через год улучшаться. Они рисуют сейчас»
Такахаси Цутому, автор популярной манги "Skyhigh Shinshou".


У мангаки совершенно уникальный подход к созданию манги — он рисует ее на самой обычной бумаге и обычной ручкой, а не пером. Работает без ассистентов, используя для отрисовки бэкграундов обработанные фотографии, и дорисовывает их потом, как Асано Инио, вручную. Вместо поклейки тона Такахаси использует разведенную тушь, рисует нужные ему пятна кисточкой на другой бумаге, и соединяет лайн и нарисованный "тон" уже на компьютере. Для мангаки важно, чтобы вместо вылизанного и правильного рисунка на страницах манги была жизнь — что-то, что невозможно повторить.

7.jpg
Процесс рисования лайна и тона

*В основном, этот раздел написан по материалам передачи "Manben", так что, если вдруг вы ее еще не видели, очень советую. Там процесс создания манги можно посмотреть подробно.

Поэтапное создание страницы

Я расскажу, какими хитростями сама пользуюсь при создании манги. Лично я предпочитаю рисовать в программе Clip Studio, но выбор программы — это дело вкуса и привычки: кто-то рисует в SAI, кто-то использует Adobe Photoshop, кто-то все делает вручную, — кому как удобно.

1. Опираясь на раскадровку, первым делом я рисую рамку кадров и диалоговые баллоны.

image8.png
Розовым цветом отмечена вся “периферия” — места, где лучше не размещать ничего важного.

2. Приступаю к черновому рисунку. Сначала загружаю задники, модельки которых создала перед этим в SketchUp, подгоняю изображение под нужный мне размер и сверху рисую силуэты персонажей. Рисование лиц дается мне с трудом, поэтому, если у меня уже есть нужный мне персонаж нарисованный в подходящем ракурсе, я беру его лицо и вставляю в черновик - опираясь на него, я буду рисовать лайн.

3. Если поза или ракурс у меня не получаются, прибегаю к 3д болванке.

image7.png
Черновой рисунок готов

4. После лайна персонажей я детализирую и штрихую задники, пытаюсь убрать вид "модельки из скетчапа". Подтираю их, делая менее заметными. Иногда убираю вовсе, если задники слишком мешают и замусоривают изобажение. В манге часто задний план оставляют пустым, чтобы внимание читателя лучше концентрировалось на героях.

Главное, конечно, с этим не перебарщивать, и обязательно показывать читателям общие планы с прорисованным окружением, чтобы никто не забывал, где персонажи находятся.

image17.png
На этапе лайна я также делаю заливку - крашу волосы, одежду, рисую тень

5. Добавляю тон, чтобы выделить нужные мне элементы и дорисовываю звуки.

image15.png
Готово! Весь процесс занял примерно часов десять...может больше. В день обычно получается по одной-две странице. Разворот из новой манги Кошты “Элегия Мехлюдина”.

Помните, если вы переживаете насчет своего рисунка или скорости исполнения, возможно, вы просто еще не подобрали подходящий вам способ рисования манги. Как видите, многие профессионалы прибегают к фотографиям, 3д моделям, используют разнообразные методы для создания нужного им эффекта в изображении.

Для мангаки в первую очередь важно донести читателю свою историю, воплотив те визуальные образы, которые возникли у него в голове. И какими способом он это сделает - дело десятое. Главное, конечно, закон при этом не нарушать. Желаю вам удачи в поиске вашего стиля и подхода к созданию манги, творческих успехов и вдохновения!

Автор текста — Кошта, выпускница «Японской школы дизайна (факультет манга), автор манги “Синьор Агепито Медичи” (готовится к печати в «Истари Комикс») и двух серий на японском: めぐみの恋愛事件簿 (Megumi no renai jikenbo) и 悪魔なお仕事 (Akuma na oshigoto).


734 0 850 5
3
2020-07-03
Изи ваще!
2020-07-03
Пальцы будут такие же, кривые !
2022-10-02
А есть ли конкретные разметки например сколько см надо отступить что бы при печати рисунок не пострадал (бумага Б4 250-353)
RENDER.RU