Чему можно научиться у сценаристов Pixar? Разбор сериала «Победа или поражение»

В мультсериале Pixar «Победа или поражение» внутренний мир подростков показан через визуальные метафоры. Вместе с режиссером, сценаристом и преподавателем по сценарному мастерству Димой Шрамко мы разобрали, как такие метафоры помогают детям узнавать себя и как сценаристы могут использовать этот прием в своих проектах. В конце — пять советов для начинающих сценаристов.

37-1024x534.jpg.webp

Как работают визуальные метафоры в «Победе или поражении»

В марте завершился первый оригинальный мультсериал Pixar — «Победа или поражение». Он вышел после успешного сиквела «Головоломки» и продолжил исследовать тему эмоций, но под другим углом и в непривычном для студии формате мини-сериала. Теперь в центре сюжета не один герой, а сразу несколько: школьная команда по софтболу, родители, тренер и даже судья. Всех их объединяет одно важное и ответственное событие — чемпионат штата.

Одна из главных особенностей сериала — необычная структура. Каждая серия показывает тот же самый отрезок времени, но глазами нового персонажа. Мы знакомимся с героями примерно за неделю до игры, узнаем, как они готовятся к матчу, что у них происходит в жизни и какие проблемы их тревожат.

Эти переживания у каждого свои, и сериал показывает их через визуальные метафоры. Например, тревожность Лори превращается в липкое существо, которое нависает над ней. А судья Фрэнк носит воображаемую броню, чтобы выдержать давление со стороны социума.

Такие метафоры работают сразу в двух направлениях. С одной стороны, они создают аттракцион — привлекают внимание и делают просмотр интересным. С другой, помогают своей основной целевой аудитории — детям — почувствовать, что происходит с персонажами на экране. Ребенку легче «прочитать» эмоцию через образы, не прибегая к взрослым логическим объяснениям, которые ему пока недоступны. Для сценаристов — это хороший ход, который смело можно использовать в проектах, ориентированных на детей.

in-out-win-or-lose-2025-1024x472.webp

Лори: метафора тревожности и чувства вины

Что мы знаем о Лори

В первом эпизоде появляется Лори — дочь тренера, которая играет в школьной команде по софтболу. Но спорт дается ей с трудом: она часто промахивается и чувствует, что подводит команду. Лори воспринимает свои неудачи болезненно, корит себя и ощущает себя главным разочарованием отца. Отношения с командой у девочки тоже непростые. Она испытывает вину перед ребятами за свою слабую игру, но при этом искренне за них болеет и радуется, когда они побеждают без нее.

В семье Лори тоже все не очень ладно — в одном из эпизодов нам дают намек, что отец девочки уходит из семьи. Мама тоже не очень интересуется жизнью Лори, считая ее скорее папиной дочкой. Примерно в это же время отца снимают с поста тренера, он замыкается в себе и почти перестает обращать внимание на Лори. Девочка видит ситуацию лишь со своей стороны — ей кажется, что отношения с отцом портятся из-за ошибок на поле. Лори решает, что сможет добиться любви отца только если станет значимой в команде. Однако девочку то и дело одолевают тревожность и чувство вины, которые мешают ей добиваться успехов.

Как выглядят переживания Лори

Главная визуальная метафора, связанная с Лори, — это серое липкое существо, нависающее над ней, как груз, от которого не скрыться. Этот образ олицетворяет тревогу, неуверенность и чувство вины, с которыми сталкивается подросток. Эти чувства трудно разделить, и метафора помогает это показать: существо не имеет четкой формы, как и сами переживания Лори.

Метафора построена на визуальных деталях. Существо имеет вязкую и липкую структуру — это подчеркивает неуклюжесть и уязвимости самой Лори. Оно постепенно растет по ходу сюжета, показывая, как накапливается стресс. А его фразы — это по сути внутренний монолог девочки. Через них зрителю становится понятно, что происходит у Лори внутри, даже если внешне она не подает виду.

Существо не просто иллюстрирует внутренние переживания Лори — оно помогает глубже понять ее историю. Важные сюжетные повороты становятся еще выразительнее именно благодаря этому образу. Например, в одной из сцен Лори возвращается домой и оставляет существо за порогом. Это означает, что дом для нее — безопасное место, где можно на время избавиться от тревоги. Однако после холодного разговора с мамой существо появляется снова, но уже внутри дома. Этот момент символизирует утрату доверия: теперь даже дома Лори не чувствует себя защищенной.

Другой важный эпизод — когда Лори сказали, что она нравится мальчику, и она начала расспрашивать его об этом. Но уже спустя секунды героиня пожалела о своем поступке и начала себя сильно винить. Этот эпизод хорошо показывает внутренние противоречия Лори — между желанием жить, как ей велит сердце, и привычкой корить себя за каждое действие.

Почему это хорошо работает

Фокус на персонажах, а не на эмоциях. Авторы не создают новых персонажей, как в «Головоломке», а выводят эмоции и мысли наружу. Это позволяет зрителю не отвлекаться на отдельных героев, а сосредоточиться на ребенке и его внутреннем состоянии.

Эмоции не имеют четких границ — как в жизни. Мы не можем точно сказать, что именно испытывает девочка: это вина, тревога или неуверенность? И это здорово. Потому что в реальной жизни, особенно у детей, эмоции часто смешаны. Этот подход детально показывает, как работает детская психика.

Внутренний конфликт показан понятно и глубоко. Мы слышим мысли Лори как будто со стороны, но понимаем — это она сама себе говорит. Это помогает показать сомнения и давление, которые идут изнутри, и делает внутреннюю борьбу наглядной.


Рошель: метафора контроля

Что мы знаем о Рошель

Рошель — типичный ребенок, у которого пока весь мир крутится вокруг него, а потребности мамы для нее — на втором плане. У девочки уже есть свое представление о том, каким должен быть «настоящий» взрослый: строгим, собранным, внимательным ко всему. И, похоже, мама в эту картинку совсем не вписывается. Тогда Рошель решает, что теперь «взрослой» будет она.

Это особенно видно в эпизоде, где мама дарит девочке ботинки. «Как ты за них заплатила?» — допытывается девочка, недоверяя маминым финансовым решениям. При этом она даже не думает о том, как много мама делает каждый день — оплачивает жилье, покупает еду, заботится о доме.

Другой пример — разговор с мамой, когда та сообщает, что ушла с работы. Рошель снова включается в роль «взрослой» и начинает критиковать маму. Она говорит, что то, чем собирается заниматься мама, — это вовсе не работа. Рошель даже называет маму по имени, ставя себя выше. Но мама быстро дает понять, что именно она здесь взрослая. И на этом разговор вроде бы заканчивается, хотя суть проблемы остается нерешенной.

Как выглядят переживания Рошель

Главный способ защиты Рошель от внешнего мира — стремление все контролировать. Когда контроль над ситуацией теряется, ее мир будто размывается и плывет перед глазами. Простая, казалось бы, метафора, но в ней есть важные элементы.

Разные эпизоды, где Рошель растеряна, показывают интересную деталь: в моменты этого «плавания» у нее всегда есть предмет, на котором она фокусируется. Чаще всего это бейсбольный мяч — знак ее преданности команде и любви к софтболу. Иногда таким «якорем» становится телефонная будка: через звонок маме девочка ищет безопасность, хотя в глубине души не считает ее надежной опорой.

Почему это хорошо работает

Показывает, как дети видят мир. История Рошель напоминает, что ребенок в первую очередь думает о себе и воспринимает все ситуации со своей стороны. Это важно помнить сценаристам, особенно в работе над детскими проектами.

Простая метафора приобретает глубину. Сам по себе прием с нестабильной средой довольно банальный — нет опоры в жизни, нет опоры вокруг. Но он работает сильнее за счет деталей, на которых героиня фокусируется. Через них становится понятно, что для нее важно, что держит ее внутренний мир.


Ювэн: метафора ранимости

Что мы знаем о Ювэне

В эпизоде «Смешанные сигналы» Ювэн внезапно признается Тейлор в симпатии — и также внезапно получает взаимность. Они начинают проводить много времени вместе, и Ювэн старается очаровать Тейлор своей «крутостью» — он считает, что именно таким должны его видеть окружающие. Но команда реагирует иначе — ребята смеются и отстраняются. Его поведение кажется резким, задиристым и неуместным.

В одном из эпизодов Ювэн замечает, как Тейлор мило общается с другим мальчиком. Вместо того чтобы поговорить с ней честно, он выбирает мстить, чтобы не показаться ранимым. Ювэн шутит над слабостями своей подружки прямо при команде. Это ранит Тейлор и окончательно отдаляет Ювэна от остальных.

Как выглядят переживания Ювэна

Внутренний мир Ювэна — это бумажная диорама: хрупкий картонный домик, в котором живет его маленькая копия. Пока сам Ювэн ведет себя дерзко и «по-взрослому», внутри него прячется тревожный, уязвимый мальчик, который всего боится, все время волнуется и ждет, что вот-вот случится беда. Но внешний Ювэн с ним почти никогда не соглашается. Он спорит с ним, презирает его слабость, и чаще всего делает все наоборот.

Хороший пример — момент, когда Ювэн обидно шутит над Тейлор, и она расстается с ним. В этот момент картонный домик Ювэна рушится. Он теряет интерес ко всему, что происходит, и даже во время матча бессильно роняет мяч — впервые его «броня» не выдерживает удара. Так становится видно, насколько уязвим его внутренний мир. Одно сильное разочарование — и все, что он строил, рассыпается.

Почему это хорошо работает

Разные образы взрослого. У Рошель взросление выглядит как путь к какому-то идеалу: она хочет стать «правильной взрослой». А у Ювэна — как отказ от части себя: он не хочет быть «трусом» и «слабаком», которым считает себя в глубине души. Его взросление — это скорее попытка спрятаться от собственной ранимости. У одного есть представление, к которому он стремится, у другого — от которого он убегает. И это очень круто показывает, как по-разному можно представлять психику ребенка в кино.

Запомнить сценаристу

1. Визуализируйте эмоции, а не объясняйте их словами. Дети чаще всего воспринимают чувства через образы, а не через рациональные рассуждения. Метафора липкого существа, расплывающегося мира или бумажной диорамы помогает почувствовать эмоцию, а не просто понять ее.
2. Используйте неоднозначность — как в жизни. Не обязательно отделять тревогу от вины или грусть от злости. Дети не делят эмоции по категориям и не до конца осознают, что именно они испытывают. Поэтому визуальные образы должны быть такими же сложными и многослойными.
3. Связывайте метафору с личной историей героя. Образ должен не просто «украшать» историю, а углублять ее. Липкое существо Лори, «плывущий мир» Рошель, картонный домик Ювэна — каждый визуальный элемент встроен в арку персонажа и раскрывает ее.
4. Метафора должна изменяться вместе с героем. Визуальный образ не статичен: липкое существо растет, а картонный домик рушится. Эти изменения подчеркивают внутреннюю динамику и развитие персонажа.
5. Показывайте внутренние конфликты персонажей. Ювэн выглядит дерзким, но внутри — хрупкий. Рошель ведет себя строго, но ищет поддержки. Это контрастное сочетание делает героев живыми и дает детям возможность узнать себя

Изображения: кадры из мультсериала «Победа или поражение»

641 0 850 5
3
2025-07-20
Спасибо за статью!
2025-07-21
метафоры-шметафоры, а включать логику действия в сюжете не надо? Нынешние сценаристы не способны в причинно-следственные связи в результате видим в фильмах и мультфильмах огромные сюжетные дырища и никакой логики в действиях героев
2025-07-26
. . (dragon209)метафоры-шметафоры, а включать логику действия в сюжете не надо? Нынешние сценаристы не способны в причинно-следственные связи в результате видим в фильмах и мультфильмах огромные сюжетные дырища и никакой логики в действиях героев

Солидарен. Вообще я смотрю многие стали так делать, смотришь, одни метафоры сплошные, нифига не понятно, каждый понимает как хочет, каждый додумывает чем закончилось. Такое кино либо просто для любителей посмотреть на картинку (а этим нынче удивить сложно), либо для "эстетов", которые могут обсуждать часами "что-же на самом деле имелось в виду". После ковида что-ли поломались...
RENDER.RU