Принципы анимации: доводка и захлест
Хотите, чтобы ваша анимация выглядела плавной и реалистичной? Принципы доводки и захлеста – это то, что превращает механические движения в живые и убедительные. Эти техники добавляют динамики и помогают передать вес, инерцию и гибкость объектов или персонажей. Разберем, как правильно применять доводку и захлест, чтобы ваши сцены ожили на экране.
Основы инерции в анимации
Анимация — это приукрашенное отображение реальности. А реальность — ни что иное, как физика в действии со всеми ее постулатами. Одним из основных постулатов в физике является существование инерции. И принцип анимации, который мы рассмотрим сегодня, позволяет аниматорам не потерять эту важную характеристику движения.
«Доводка и захлест» — этот принцип позволяет учесть при анимировании силы инерции, которые выражаются тремя основными техниками: доводкой, захлестом и перетаскиванием.
Техника доводки
Доводка предполагает постепенное, неодновременное прекращение движения различных подвижных частей объекта. Так, усы, хвост, длинные уши или плащ будут продолжать двигаться даже после полной остановки, догоняя тело, к которому они прикреплены и постепенно переходя в состояние покоя.
Например, если персонаж в шарфе побежит, а после остановится, шарф продолжит движение по инерции вперед, а затем назад. И если девушка внезапно повернется, ее волосы могут хлестнуть по лицу кого-то из окружающих.
Техника захлеста
Захлест описывает происходящее во время действия, а не после. Например, частей тела, которые двигаются одновременно с телом, но, при этом, с разной скоростью. Самым очевидным примером применения захлеста является движение рук и ног во время ходьбы.
При анимировании ходьбы необходимо учитывать, какая часть тела начинает движение первой, а какая последней. И в зависимости от темпа ходьбы, части тела будут двигаться с разной скоростью. Если проигнорировать данное правило, то на выходе вы получите не персонажа, а прыгающую куклу.
Перетаскивание
Для еще большей убедительности впоследствии был придуман еще один прием – «перетаскивание». Он позволяет мягким объектам, таким как волосы, ткань и кожа более инерционно двигаться относительно основного перемещения персонажа.
Получается эффект различного воздействия приложенной силы на основную и на второстепенные части объекта. Картинка выглядит еще реалистичнее. Такой прием помогает удержать внимание во время диалогов, особенно когда на лицах нет ярких эмоций.
Применение в компьютерных играх
В анимации компьютерных игр этот принцип важен как нигде. Захлест и доводка напрямую влияют на выбор игроком стратегии. Это особенно видно на примере того, как персонаж замахивается для удара.
По тому, насколько сильно боец отведет руку от головы и туловища, игрок поймет, с какой силой противник будет атаковать и возможно примет решение сменить комбинацию. Также этот принцип помогает игроку уловить действие в творящемся на экране хаосе.
Важность тайминга
В этом действии участвуют сразу несколько частей тела. Сначала рука отходит назад, затем вытягивается вперёд, выполняя удар. Туловище и голова при этом идут в том же направлении, однако по меньшей траектории и с меньшей скоростью.
Все дело в том, что первые движения зачастую молниеносны и едва уловимы. А применение данного принципа дает игроку несколько миллисекунд на осмысление и принятие решения.
Баланс в боевой анимации
Несмотря на все плюсы доводки, с ней нужно быть внимательным. Слишком долгая задержка позы, особенно во время боя, вызовет ощущение, будто персонаж не отзывается на подаваемые игроком команды.
Из-за этого высока вероятность разозлить игрока, который ожидает возвращения ему контроля над персонажем. Кстати, помните Скорпиона из Мортал Комбат? На примере данного персонажа видно, насколько важно правильно показать движение второстепенного объекта – цепи.
Практические упражнения
Теорию прослушали, переходите к практике! И начните с анимации простых движений, к которым затем примените технику захлеста. Изобразите то, как персонаж машет рукой, кивает, делает наклоны, приседает и бежит. Ваша задача – научиться видеть разницу между механическим и естественным движением.
Затем анимируйте персонажа в плаще во время ходьбы или прыжков. Обратите внимание именно на плащ: как он двигается в зависимости от темпа и походки. Далее потренируйте доводку. Изобразите того же самого персонажа во время бега с последующей резкой остановкой.
Современные техники
Простого и подробного объяснения того, зачем нужны доводка и захлест, недостаточно. Дело в том, что с момента создания этого принципа прошло очень много времени. Появилось множество вспомогательных техник по типу «перетаскивания», разобраться в тонкостях различий между которыми совсем не просто.
В Animation School вам с этим всегда помогут не только преподаватели курсов по 2D и 3D анимации, но и участники сообщества в дискорд-канале. Приходите, учитесь, а главное задавайте вопросы. Потому что, как говорят мудрейшие, не стыдно не знать, стыдно не желать знать.