Как написать сценарий: подход к сценарным схемам⁠⁠

Если вы интересуетесь сценаристикой, то уже наверняка знакомы с сценарной структурой «Спасите котика». Этот инструмент помогает сценаристу написать интересный и логичный сюжет.

Однако если просто применять все четко по схеме, проекты будут слишком шаблонными, предсказуемыми и скуууучными.
Тогда как отступать от структуры для создания захватывающей истории? В этой статье мы разберем 3 бита структуры и расскажем, как с ними можно работать. Поехали!)

«Мир героя»
Каждая структура состоит из битов. И каждый бит выполняет ряд важных функций. Структура «Спасите котика» начинается с бита под названием «Первая картина». Блейк Снайдер расшифровывает его так:

Эта часть дает нам первое впечатление о фильме, его настроение, характер, масштаб. В рамках этого пункта происходит раскрытие образа героя, есть возможность увидеть краткую характеристику персонажа «до», с которым нам предстоит проделать долгое путешествие по фильму.Например, в первой серии аниме «Моя геройская академия» нам показывают мир произведения, загадочного злодея, разрушающего город, и главного героя, который безумно рад этому событию. Парень не боится преступника и его реакция кажется зрителям необычной, возникают вопросы, на которые хочется получить ответы.

j4pV91J4mBc.jpg

«Формулировка темы»


За первым пунктом следует «Формулировка темы». И звучит так:


Где-то на пятой минуте фильма с хорошо отлаженной структурой сценария, кто-то (скорее всего не главный герой) произнесет (обычно в адрес главного героя) тему фильма. «Будь осторожен в своих желаниях», или «Кто слишком высоко летает, тот низко падает».Такие установочные фразы обычно не произносятся прямо, а проговариваются в диалогах, проскальзывают в импровизированном замечании в сторону главного героя, который это замечание пропускает мимо ушей, и которое впоследствии еще сыграет свою роль, и будет иметь значение. Такое высказывание в начале фильма мы будем называть тематической предпосылкой картины.Тем не менее, не обязательно дожидаться пятой минуты фильма, чтобы кто-то из героев сформулировал тему картины, этой фразы может и не быть. То же самое и с открывающей сценой — её можно и не добавлять.
Здесь самое главное — помнить основные функции бита, а также цель каждой сцены и действий персонажей в вашем сценарии.

tgVR1TgPZ1s.jpg

Функции «мира героя»:


1) Задать характер героя через взаимодействие с миром: персонажа не нужно раскрывать в «Мире героя», но очень важно показать его характер, указать краткую характеристику героя «до», с которой мы дальше будем работать.
2) Задать способности героя: их тоже нужно просто обозначить, чтобы они не стали сюрпризом для зрителя в дальнейшем.
3) Объяснить зрителю, что является ценным для героя: что герой ценит в своей рутине? Работу, жизнь, семью, друзей, деньги? Когда зритель понимает ценности героя, ему проще понять его и проникнуться к нему.
4) Показать изъяны и негативные черты героя: негативные черты помогут задать вектор развития персонажа. Они покажут, как герой будет взаимодействовать с миром и, возможно, что ему нужно в себе изменить.
5) Показать небольшой кусок глобального мира через мир героя: через рутину и быт героя мы знакомим зрителя как с локальным миром персонажа, так и с глобальным миром всей истории.
6) Создать атмосферу: именно она создает соответствующий фон и настроение произведения, обеспечивая погружение читателя в описываемый мир. Составляющие атмосферы:
привязка к уже существующим культурным явлениям,
фирменный юмор: шутки, забавные моменты, действия персонажей,
отсылки — фрагменты истории, которые отсылают к другим эпизодам из кино, литературы, искусства, истории.


Все функции первого бита направлены на ознакомление зрителя с произведением. Если первичная информация зацепит зрителя, у него возникнет желание узнать героя и лучше понять его. Но для этой цели не нужно бездумно следовать инструкции. Не бойтесь экспериментировать. К примеру, вы можете начать историю с экшена, как в мультсериале «Приключения Джеки Чана» или же, как в «Царстве падальщиков», сделать акцент на устройстве мира, если ваша аудитория это оценит.

6LiXfjhrmGE.jpg

«Установка/ положение дел»


Следующий бит в структуре Блейка Снайдера.
О нем автор пишет так:


Так называются первые десять страниц сценария, которые являются переломными и судьбоносными, потому что именно на основе этих страниц становится понятно, смог ли сценарий захватить внимание читателя или наоборот потерял его безвозвратно. Тут же происходит установка характеров героев, манеры их поведения, которые позже сыграют свои роли, показывается, как и почему герою необходимо меняться, чтобы достигнуть цели.Похоже ли это на то, что было раньше, про описание образа героя до приключений? Да, но между битами есть большая разница. Если в начале произведения мы много чего заявляли, знакомились с главным героем, то в установке нужно начинать все это раскрывать, а то, что не до заявлено – заявлять. В этом бите автору следует провести работу над всеми составляющими сценария: персонажам, сюжету, действию, миру, подтексту и атмосфере.


Опять таки и тут важно не формальное наличие этих описаний, а разбор своего проекта с вопросами «зачем?», «что?» нужно именно в вашем проекте. А для этого обратимся к функциям, которые выполняет установка.


Функции:

1) Раскрыть характер героя: показывая героя в разных условиях — наедине с собой, с близким и дальним кругом общения. Так мы делаем героя более понятным зрителю..
2) Раскрыть способности героя: здесь можно показать происхождение способностей персонажа или задать почву для их будущего развития.
3) Задать возможность существования большинства основных персонажей, включая антагониста: можно дать намек на существование тех, кто появится в истории позже. Никому не нравится, когда спустя половину произведения из ниоткуда появляются непонятные персонажи.

bvaXKdi1xyk.jpg

В «Установке» необходимо раскрыть логику работы мира, а для этого нужно прописать магию, экономику, политику, социологию и культуру. Так произведение еще больше увлечет зрителя.


«Установка» — бит, в которым нужно развесить крючки и чеховские ружья. Чеховское ружьё — это принцип драматургии, по которому все элементы в произведении должны работать, а ненужные — отсекаться. Каждая деталь, которую подсвечивает автор, должна влиять на сюжет, развитие персонажей и общее настроение истории. Крючки — механизмы привлечения внимания аудитории, ими могут быть интрига, загадка или необычное действо.
Прописывая «Установку» не бойтесь создавать ощущение надвигающейся угрозы. Этот бит — затишье перед бурей.

B_cU35fhpjU.jpg


«Катализатор»
Катализатор — событие в истории, из-за которого герою приходится покинуть свой привычный мир и отправиться в неизведанный мир нашей истории. При этом мир героя не обязательно должен быть разрушен или заблокирован.
Примером катализатора может быть всё что угодно. Это посылка, пришедшая для Джоан Вилдер фильме «Роман с камнем» и послужившая её путешествию в Южную Америку. Это телефонный звонок, сообщающий герою Тома Круза о смерти его отца в «Человеке дождя». Это ужин, на котором жених героини Риз Уизерспун объявляет, что бросает её, как в фильме «Блондинка в законе». Катализатором может выступить телеграмма, увольнение, когда застают жену с любовником, неожиданная новость, что жизни остается только несколько дней, стук в дверь, курьер.

GAZvsY5TPgA.jpg

Катализатор состоит из трёх частей:


1) Инициирующие событие: может произойти в любой момент первого акта и является предпосылкой катализатора.
2) Тело: основные события катализатора.
3) Катализатор: сам момент изменения.
Прописывая «Катализатор» важно помнить, что в этом бите должно быть сильное драматическое событие. В идеале должны быть показаны последствия ошибок, совершенных ранее в жизни героя.


Функции «Катализатора«»:


1) Подробнее раскрыть мир истории.
2) Раскрыть героя с нескольких сторон.
Если вы только начинаете осваивать сценарное мастерство, то прописывание сюжетов строго по структуре может быть полезным. Однако фиксация на шаблонах — это ошибка. Самое главное — пытаться разобраться, для чего существует определенный бит, какие функции он выполняет, для чего он полезен в вашей истории и в какой форме он может быть максимально эффективным.


Не бойтесь отступать от структуры: биты можно поменять местами или вообще выкидывать. Пункты можно прописывать намного подробнее, чем указано в книге. Главное, помните о функциях и отдавайте себе отчет, что и для чего вы делаете.

JrwLnfXygv8.jpg



626 0 850 4
0
RENDER.RU