​История одной релокации: Из Крыма в Минск, из фриланса в офис

О своем опыте переезда в Беларусь, плюсах и минусах фриланса и «правильных вопросах» для поиска собственного жизненного пути рассказывает 2D-художник компании Playgendary Анастасия.


О первых шагах в геймдеве

Родилась и всю жизнь я прожила в Симферополе, в Крыму. Играми и рисунком увлекалась с детства, но поступила все-таки на биолога. В студенчестве столкнулась с тем, что нужно было чем-то зарабатывать. И тут помогла моя страсть к рисованию – я начала брать фрилансерские заказы на дизайн сайтов.

Веб-дизайн очень быстро наскучил. Мне всегда был интересен геймдев, поэтому в один день я задала себе правильный вопрос: «Мне нравятся игры и графика в них. Что я должна сделать, чтобы попасть в эту сферу?».

image.png

Затем я начала искать на него ответ. Так я узнала, что существует профессия игрового художника. Затем я начала разбираться в том, какие знания необходимо получить, чтобы стать игровым художником. Оказалось, что на тот момент у нас не было курсов по этому направлению, поэтому пришлось собирать информацию по крупицам на различных форумах, блогах и сайтах.

После накопления теоретической базы, я начала пытаться применять знания на практике: брала фрилансерские заказы на небольшие мобильные игры, создавала мелкие элементы графики. Однажды даже попыталась взяться за полный пакет графики для небольшой мобильной игры, но не потянула – из-за учебы и работы времени на проект не оставалось. Я поняла, что самостоятельно на фрилансе большой проект не вытащить.

Закончив университет, я уже поняла, что преподавателем биологии не буду. И тут начались попытки найти работу фултайм в геймдеве и отказаться от бесконечного потока разношерстного фриланса.


О работе за еду

В Крыму тогда работала одна из крупнейших студий на просторах РФ и Украины, где мне сразу отказали из-за отсутствия опыта. К тому же, у них были высокие требования к кандидатам и их портфолио.

Так я поняла , что нужно нарабатывать опыт, разобраться в подготовке графики для игр. Единственный доступный мне тогда способ – это удаленная работа. Так я решила попробоваться в одной канадской компании, делающей игры в жанре hidden objects. Они дали мне тестовое задание, которое я выполнила неудовлетворительно. Мне сказали, что уровень слишком низкий, а обучать меня у них нет времени. Я же не отступила и начала упрашивать их взять меня хотя бы на испытательный срок, согласна была работать почти за еду. В итоге, уговорила. Естественно, зарплату мне дали даже ниже, чем предусматривала ставка…

Я проработала с ними 2,5 года. В конце уже помогала ведущему художнику править макеты таких же начинающих удаленных сотрудников, какой я к ним пришла. В какой-то момент я поняла, что устала от этого, моя продуктивность сильно упала и пришло время развиваться дальше. Тем более, что у меня уже появилось четкое понимание профессии, появились какие-то пайплайны.


С наработками и внятным портфолио в течение недели меня взяли на второе место работы, снова игры жанра hidden objects. Здесь я проработала пять лет фултайм, но удаленно. Параллельно занимаясь самообразованием в сфере концепт-арта и иллюстрации.


О геймдеве в Крыму и Playgendary


Все понимают, что сейчас для геймдева в Крыму тяжелые времена – многие компании просто не могут там официально работать, поэтому найти работу в офисе было проблемой. Но тут внезапно в Симферополе открылась небольшая студия, куда меня и взяли. Правда, уже через месяц работы в компании я получила приглашение в Playgendary. Подумав немного, я его приняла - это большая и известная компания, которая дает совершенно другие возможности. Мы обсудили переезд с мужем, поняли, что нас особенно ничто не держит (он работает удаленно), а потому можно рискнуть.

О Беларуси до переезда мы вообще ничего не знали, поэтому опасения, конечно, были. Осложнялось все тем, что с нами переезжали еще две кошки, которым нужно было оформить все необходимые документы. Это же обстоятельство осложняло поиск квартиры, так как не каждый отдаст свое жилье семье с двумя животными.

Впрочем, поиск квартиры взяли на себя в Playgendary. Ее владелец даже встретил нас в аэропорту. Так что в итоге я довольна.

О работе вне фриланса

Как ни странно, но для меня существенным фактором при выборе работы было наличие оборудованной кухни и зоны отдыха. В предыдущих рабочих местах у меня ее не было, а я считаю, что очень важно иметь возможность где-то отдохнуть. В Playgendary с этим все оказалось в порядке.

В компании встретили хорошо. Ни разу не возникло ощущения, что меня бросили на произвол судьбы: все объясняют, показывают, рассказывают. Больше всего меня удивил тот факт, что можно обратиться к любому человеку – все открыты. Я впервые с этим столкнулась, даже мой муж удивился такому европейскому подходу, когда я ему рассказала об этом.

img_6121.jpg

Редко, когда большая компания с хорошей репутацией будет нанимать большое количество джуниоров - это накладывает определенные риски. С этой точки зрения мой пример показателен: джуну всегда нужно пробиваться любыми способами. Playgendary же дает возможность начинающим специалистам попробовать свои силы в геймдеве и, самое главное, здесь готовы их обучать. Все условия для развития и роста созданы, печеньки и кофе прилагаются :).

Начинающим специалистам хочу пожелать смелости, не бойтесь принимать решения и стучаться во все двери. Будьте стойкими, если получаете отказы, это начало вашего пути. Не теряйте оптимизм, все когда-то с чего-то начинали и только тот, кто не останавливается и любит свое дело, достигает выдающихся результатов.

Фриланс vs офис

У меня большой опыт работы во фрилансе, поэтому могу попробовать сравнить оба этих подхода и поучаствовать в этом извечном споре.

Мне кажется, во фрилансе нужно быть очень мотивированным человеком. Если ты не умеешь себя мотивировать и не находишь кайфа в работе, то фриланс - это скорее всего не твое. В команде же мотиваторами выступают люди с большим опытом работы и твоя команда. Да и ты можешь кого-то мотивировать. И здесь уже затрагиваются такие метафизические категории, как счастье, самореализация и личностный рост. Все это можно обрести лишь работая в команде, где есть живое общение, эмоции, подзарядка. Удаленно этого опыта не получишь. Вряд ли кто-то захочет вкладываться в вас, если вы удаленный сотрудник. Часто вы с ментором или лидом команды даже голосом не общаетесь.

Да, как специалист в рисовании ты можешь расти и во фрилансе. Например, выбирая те задачи, которые нравятся тебе самому, что не всегда можно сделать при работе в офисе. Удаленно можно игнорировать людей, которые не нравятся. Но именно общаясь вживую ты получаешь больше плюсов как личность и специалист. У тебя открывается доступ к базе знаний и умений других людей.

Я, например, хочу начинать осваивать анимацию (каждые полгода открываю для себя новую область). Хотя бы на уровне общего понимания. Конечно, я могла бы бесконечно гуглить курсы, читать отзывы и советы, но я просто подошла к нашим аниматорам, и они рассказали мне, с чего начать будет проще всего.


О жизни в Беларуси

По сути, мы с мужем открыли для себя новую страну. В то же время я не могу сказать, что вижу большую разницу в укладе, языкового барьера даже нет. Что бросилось в глаза, так это то, что город очень чистый. И что меня особенно порадовало – это очень вкусные продукты. Перед переездом я, конечно, читала, что в Беларуси контролируется качество производства продуктов, но все равно до конца не верила. Ну и в целом здесь больше продуктов, так что есть выбор.

minsk.jpg

Что еще бросается в глаза, так это то, что белорусы - очень спокойные и вежливые люди. Правда, местные говорят мне, что это не так. А еще мне нравится определенная стабильность в стране. Коллеги говорят, что ее в Беларуси нет, но мне в такие моменты хочется сказать, что не знают они нестабильности.

Мне бы хотелось остаться в компании, так как я чувствую, что расту здесь и это новый этап в жизни. Тем более, что пока кроме Минска мы нигде не были, поэтому нам есть еще что открывать в Беларуси.

img_6187.jpg

Весной планируем начать изучать и остальную страну. В планах посетить Беловежскую пущу. Мне, как биологу, она очень интересна. А еще в Беларуси много заповедников, которые хочется посмотреть.
Кажется, это уже прорывается моя биологическая страсть :).


Пожелания читателям

Верьте в себя и свои силы, где бы вы ни оказались! Доверяйте себе, если вы чувствуете, что смена привычной обстановки и переезд помогут вам расти - смело решайтесь на этот шаг.

Всегда есть риски, что на новом месте что-то может пойти не так , но у вас всегда есть дом, куда можно вернуться. Путешествуйте, будьте открыты новым знаниям и людям!

806 0 850 14
10
2018-12-12
Даже живя в Минске, устраиваться в Плейджендари эта та ещё рулетка, а релокация к ним, видимо последний жест отчаяния. У компании среди беларуского CG сообщества сложилась репутация очень ненадежной и нелояльной к сотрудникам.
2018-12-12
Видимо все это очень индивидуально, у меня знакомый из Минска, говорит очень хороший опыт взаимодействия, чуть ли не Гугл на минималках, в плане офиса, оборудования, лояльности к сотрудникам. Я вам так скажу, любая крупная компания, какая бы она не была, будет иметь свой негативный опыт с определенным процентом людей, бывает кто-то не сошелся во мнениях или еще что-то. Попрошу знакомца отписать под статьей, пусть поделиться, ему явно есть что рассказать, если захочет светиться конечно.
2018-12-12
Я глянул у ребят пост о релокации, ну незнаю, выглядит весьма привлекательно, да и про страну слышал много положительного, в плане порядка, чистоты, дорог. Будет интересно, если расскажете в блоге о работе компании, покажите как выглядит офис, немного внетренней кухни, приоткройте там зановесочку :-)
2018-12-12
Всё очень просто. Находим в телеграмме чатик беларуского CG сообщества - CG Belarus- и спрашиваем о компании :)
Я сам не работал в плейджендари, чтобы быть на них обиженным или недовольным, но историю из первых рук по одному и тому же сценарию я выслушивал не два и не три раза :)
Во время поиска человека на позицию 2д аниматора у меня около 90 процентов всех соискателей были бывшие либо текущие сотрудники плейджендари.
2018-12-12
SkeptisВсё очень просто. Находим в телеграмме чатик беларуского CG сообщества - CG Belarus- и спрашиваем о компании :)
Я сам не работал в плейджендари, чтобы быть на них обиженным или недовольным, но историю из первых рук по одному и тому же сценарию я выслушивал не два и не три раза :)
Во время поиска человека на позицию 2д аниматора у меня около 90 процентов всех соискателей были бывшие либо текущие сотрудники плейджендари.
У нас не так много вариантов, мы не в европах :-), а если серьезно, то сложности такого рода могут быть в любой крупной компании и таких историй миллион вокруг каждого крупняка Варгейминги, Мейлы (там все время слезы) и т.д. Фишка в том, что в мелких тоже самое, только истории с мелкими никого не интересуют, но если человек попал в струю, делает свою работу хорошо его ценят, сам сотрудник крупной компании.

А вот в текущих условиях у нас на родине, я все больше начинаю задумываться о релокации, пока ее не запретили :-)
2018-12-12
Вариантов достаточно. Компаний с адекватным подходом к работе хватает.
Моё дело маленькое - предупредить и посоветовать особенно джунам поискать реальные отзывы о компании. Написать людям работавший там в и пообщаться лично.
Пы Сы. Интересно, почему на дев бай так активно не трут отзывы о работе на ВГ или Вайзоре, как о плейджендари?
2018-12-13
вместо тысячи слов

2018-12-13
Alexander Danilovвместо тысячи слов
Так и знал, что у вас круто! Молодцы ) Больше живой инфы!
2018-12-16
Ребята, это же очень хорошо,что в Беларуси, наконец, начинает развиваться это направление, что кто-то всем этим занимаются и я желаю успехов компании в их начинаниях!! Молодым джуниурам всегда нужно место и шанс проявить себя, не все рождаются с опытом))
пс. единственное, конечно, очень больно смотреть на условия труда этих художников, 21 век уже, можно хоть столы раздвинуть, ну ЁмаЁ ))да и совершенно не нужный монитор один, по цене нормальных двух.Но это все так,посредственно)
Ребята , давайте ,я за вас топлю!
2019-03-06
жаль что автор не рассказывает про то как нашел такую работу,процесс переезда и т.д
RENDER.RU