Фрилансим аки боженька. Часть 1
В данной статье описаны советы на основе 6-летнего опыта фриланса в роли 3D аниматора на международной площадке Upwork (ранее - Odesk и Elance), поэтому очень многое из сказанного может быть неприменимо к российским площадкам. Всё описанное ниже подразумевает, что речь идёт о фрилансе как о единственном источнике дохода для взрослого человека с соответствующими потребностями.
На какой примерный заработок в месяц вам стоит рассчитывать?
Опять же, я занимаюсь в основном анимацией, как дела в других направлениях - не знаю, так что говорить буду только на основе своего опыта. Начинающий\средний аниматор с худо-бедным портфолио и некоторым опытом работы будет получать $500-800 в месяц, более опытный и продвинутый - $1000-1500, с солидным опытом и работами мирового уровня - несколько тысяч долларов в месяц. Опять же - для солидного опыта и портфолио нет строгой необходимости сидеть за компьютером ровно 5, 10 или 15 лет - здесь нет особых формальностей (разве что некоторые клиенты прямо указывают - опыт от 3х лет и т.д.), всё дело в ваших способностях, упорстве, и желании быть лучшим. Вы можете стать крутым профи и за пару лет, и не стать им за 20. Так же необходимо уметь максимально объективно сопоставлять свои навыки, опыт и цену за свои услуги на рынке - иначе есть риск либо завалить себя кучей работы за копейки, либо наоборот получать отказ за отказом, выставляя нереально высокие цены. Смотрите профили других фрилансеров (в идеале тех, кто лучше вас), сопоставляйте качество работ, и высчитывайте оправданную цену.
(Суммы выше указаны ДО вычета сборов платформы (около 20% от общей суммы дохода)).
Общее.
Лучше всего иметь отдельную комнату ("домашний офис"), если позволяет жилплощадь. В любом случае, ваша цель - это место, где вы можете спокойно работать, и вас не будут отвлекать.
Переход с постоянной работы на фриланс.
Как вы уже поняли, нужно иметь хоть что-то за душой, чтобы вам доверили заказ - вообще, в идеале неплохо бы поработать в какой-нибудь
компании стажёром, либо полноценным дизайнером какое-то время - в идеале, год. Это даст отличный опыт узнать, интересно ли вам вообще этим заниматься, либо это мимолётное увлечение - если вас "не прёт" от вашей работы, далеко вы не уедете.
Многих беспокоит главный вопрос: «Фриланс - это непостоянный заработок, вдруг случится просадка по заказам, либо проект затянется, либо я изначально не найду проекты с необходимым бюджетом?». И это абсолютно верно. На первых порах доход действительно будет небольшим и крайне нестабильным - у вас
нет постоянных клиентов; возможно, нет хорошего портфолио и точно нет истории выполненных работ. Итак, какую стратегию я могу посоветовать?
0) Начните вашу фриланс-карьеру до увольнения с работы. Для старта возьмите 1-2 проекта, посмотрите, как пойдёт дело.
1) Имейте финансовую подушку, которая обеспечит вас на 4-6 месяцев, либо договоритесь с близкими людьми, чтобы они смогли вас материально
поддержать.
2) Имейте минимальную базу оборудования - хотя бы один мощный стационарный ПК и ноутбук. Подробнее о требуемых характеристиках смотрите в разделе "Железная часть" (будет опубликована чуть позже).
3) Так как заработок и оплата действительно нестабильны, то для себя я нашёл не самый лучший, но рабочий способ - кредитная карта. Да,
около 20% годовых в случае выхода за пределы льготного периода - но, если внимательно прочитать договор и укладываться в обусловленные сроки, вы не
заплатите ни копейки сверх того, что брали (а в случае всяких бонусно-скидочных программ ещё и наварите пару копеек). Ищите предложения с бОльшим сроком льготного периода (на сколько я знаю, есть варианты до 100 дней - более 3х месяцев). ВНИМАНИЕ! Если у вас при наличии "лишних денег" всё
начинает чесаться и свербить, и вы тут же мчитесь покупать новый смартфон, то лучше вам обойтись без кредитной карты.
4) Лето - традиционное время пониженной активности, поэтому держите это в голове и имейте дополнительные финансы в резерве на этот период.
5) Нужно ли тратить деньги на "продвинутый" аккаунт и дополнительные "коннекты" (пояснение - "коннекты" - это внутренняя “валюта” на Upwork, и когда вы отправляете заявку, с вашего "счёта" списывается некоторое их кол-во, если они закончатся, то их можно докупать)? Безусловно стоит. Первые же несколько проектов окупят с лихвой затраты, а если вы поскупитесь, это выйдет вам боком - низкая активность ещё никому не помогла заработать деньги. Не стоит экономить десятки долларов в погоне за тысячами.
6) Попробуйте начать брать первые заказы ещё до увольнения, чтобы почувствовать, на сколько отличается работа в офисе от фриланса. Для некоторых это может быть немного пугающим, так как вы выходите из своей зоны комфорта - за вашей спиной (образно) не стоит руководитель, вам самому нужно
договариваться о цене за проект, о сроках, торговаться, выгодно продавать свои навыки и таланты, организовывать тайм-менеджмент. К сожалению, не все люди могут быть достаточно дисциплинированными, и работа в офисе их единственный вариант.
7) На специалистов работающих с каким ПО есть спрос? По большей части клиенты не разбираются в тематике, и главное – это предоставить
результат. Остальные – 3Ds Max, Maya, Blender, Houdini, Marvelous Designer, CLO3D, ZBrush, Keyshot.
На этом первая часть завершена, как только наберётся достаточное количество мемасиков из интернета, будут опубликованы остальные части, касающиеся непосредственно работы, "железа", взаимодействию с клиентами и т.д.
Удачи!