Как правильно рисовать ноги
Это наш второй блок про рисование конечностей. В первой части мы подробно разобрали, как правильно рисовать руки, а сегодняшний материал посвящен анатомии ног. Приступим!
Существует некоторое анатомическое сходство между руками и стопами. Изначально наши конечности в развитии шли по одному пути, но позднее разошлись — руки развивались в соответствии с хватательной функцией, а ноги в соответствии с опорной, приспосабливаясь к тому, чтобы нести вес всего тела.
Как и у кистей рук, на стопах есть сухожилия, только функционально они служат для других целей, а именно — амортизации. Сухожилия, натянутые между косточками, не дают им разойтись. Также есть удерживатель и влагалище для сухожилий, ограничивающее движения.
Так, у людей с плоскостопием сухожилия очень растянуты и податливы, поэтому свод стопы становится опущенным вниз, из-за чего сама стопа становится более плоской.
Есть пяточная кость, которая несет много нагрузки, и к ней от икроножной мышцы прикрепляется ахиллесово сухожилие, которое позволяет двигать стопу вверх-вниз.
У ноги есть несколько опорных точек: это пятка и фаланги пальчиков. Поэтому на эти места приходится больше всего жирка, чтобы косточки и суставы не повреждались. Так, когда мы будем рисовать пятку и пальчики, мы обязательно вспомним, что там есть жир, и отобразим это. У нас появится вес, и мы покажем, что эта стопа опорная.
Интересный факт: Если на руках мы какой-то объем создавали за счет мышц, то на ногах он создается за счет жира, мышцы на объем стопы практически не влияют.
Для рисования стопу мы делим на структуры: отдельно выделяем пяточную кость и кости предплюсны, сводчатые кости плюсны, которые неподвижны, и фаланги пальцев. Как и на руках, у большого пальца их две, а у остальных по три.
Важно помнить, что фаланга большого пальца занимает наибольший объем, примерно в соотношении 1:3 — именно столько места мы будем ему выделять при рисовании стопы.
На тыльной стороне ноги хорошо выражены сухожилия при напряженных мышцах. Сбоку ноги можем наблюдать объем сухожилий, выходящих на стопу.
Для интереса все эти структуры вы можете рассмотреть на себе — подвигать, посмотреть, как все работает.
При рисовании важно изображать ноги не левитирующими в воздухе (если, конечно, так не задумано), а стоящими на поверхности — для этого формы можно чуть опустить или сплюснуть.
Простая схема, с помощью которой можно быстро нарисовать стопу. Ноги рисовать трудновато, но если упростить все до определенных структур, станет гораздо легче. Например, можно начать рисовать подъем ноги, к ней добавить пальцы и затем пятку, не забыв “вставить” сверху кости ноги. А чтобы добавить объема, можно прорисовать сухожилия.
Лайфхак: для изображения динамики стопы можно упростить форму стопы до восьмерки (8), когда линия из пятки уходит к большому пальцу, затем поворачивает и возвращается обратно в пятку от мизинца.
Также можно вспомнить про точку опоры, которая смещена к большому пальцу, для получения красивой динамики, идущей от икры вниз.
Динамику пальцев можно изображать как по нарастающей к большому пальцу, так и под уголком, когда большой палец стоит чуть позади от второго пальца.
Для практики можно рассматривать собственные ноги, изучать различные референсы, чтобы понимать, как рисовать разные типы ног, включая особенности — возрастные или анатомические.
Не забывайте упражняться в скетчах для поиска поз и продолжайте творить!
А если вы хотите освоить жесты и мимику, статичные и динамичные позы, а также научиться создавать персонажей из разных вселенных со своей продуманной историей, то приходите на наш курс “Концепт-арт персонажей”. Подробнее о курсе можно узнать здесь.