Как правильно рисовать руки
Рисование рук — одна из популярных трудностей художников. Для того, чтобы правильно рисовать руки, важно разобраться в их анатомии. В статье мы подробно поговорим о строении и поделимся лайфхаками, благодаря которым вы научитесь анатомично рисовать руки ваших персонажей. Поехали!
Начнем с базиса: в основе рук лежат кости, а именно: кости запястья, кости пясти и фаланги. Двигаются в основном только фаланги, а кости пясти ограниченно подвижны.
О пропорциях. Кости запястий и кости пясти делятся примерно пополам с костями фаланг, а фаланги делятся по золотому сечению на три части. Так, сумма двух первых фаланг будет равна длине третьей фаланги.
Расположение. Кости на руке не лежат прямо, а находятся по дуге. Динамику дуг руки иногда сравнивают со значком вай-фая, чтобы было проще запомнить.
Лайфхак: Чтобы красиво изобразить динамику руки, дугу можно постепенно искривлять.
Форма косточек фаланг. Чтобы не изображать их просто цилиндрами, будет хорошо упростить их до трех форм: сустав в виде цилиндра, к которому прикрепляется усеченный цилиндр с целью изобразить вогнутость, и кружочки на местах сгибов фаланг.
Теперь поговорим о мышцах. Есть мышцы, которые создают основной объем на ладони: основными являются тенар (где большой палец), гипотенар (где мизинец) и межкостные (у костей пястья, больший объем дает мышца между большим и указательным пальцем). На самих фалангах мышц нет, только жировые отложения.
Также есть сухожилия, благодаря которым пальцы могут по-разному гнуться. Сухожилия хорошо видны на тыльной стороне кисти и почти не видны на ладонной стороне из-за большого количества жирка, который эти структуры скрывает. На тыльной стороне жира мало, поэтому все сухожилия и вены хорошо видно.
Движения пальцев ограничены: например, мы не сможем опустить вниз мизинец без движения безымянного пальца. Это происходит из-за наличия влагалищ сухожилий, которые нужны для свободного их движения, препятствуют перетиранию и повреждению. Так, из-за особенностей сухожилий появляются различные характерные жесты руками.
Особенности кожи. Ладонная поверхность будет выглядеть гораздо объемнее, чем тыльная из-за наличия кожной перепонки между пальцами, которая помогает им двигаться.
При рисовании для простоты можно каждый палец представить как цилиндры. Но важно потом доработать их форму и плавность. Не забывайте изображать складки на пальчиках, которые задают объем.
Также важно помнить о ногтях: они не совсем плоские, а немного закругленные, этот момент тоже дает дополнительный объем.
Большой палец противостоит другим пальцам: все смотрят в одну сторону, а большой палец в другую.
Несколько советов для рисования кистей.
Не забывайте:
1) что при напряженной руке хорошо рисовать сухожилия на ладони
2) о складках между пальцами, в особенности между большим и указательным, которые образуются из-за лишней кожи
3) про объем мышц у большого пальца, кожную складку между большим и указательным, которая натягивается
4) про контраст форм: более острые формы изгиба руки у большого пальца и более плавные у мизинчика, то же самое о самих пальцах: с тыльной стороны более резкая форма, с внутренней более мягкая форма.
Все это дает красивую динамику для вашего рисунка.
Прочие особенности.
Состаривание: с возрастом вода из кожи уходит, кожа становится менее эластичной и собирается в складки. Кожа становится тонкой и сложно расправляется. Еще лучше становятся видны сухожилия и вены. Когда мы рисуем руки пожилых людей, мы будем рисовать складочки там, где кожа чаще всего растягивается: например, на внешней поверхности суставов.
Руки пухленьких людей будут стремиться к форме квадрата, а пальцы будут выглядеть короче.
Женские руки могут выглядеть достаточно грубыми и мощными, а мужские тонкими и изящными. Многое зависит от толщины косточек. Проверить их толщину можно обхватив чуть ниже запястье двумя пальцами, если средний палец может лечь под большой, значит, у вас косточки достаточно тоненькие. Если же косточки толстые, а мы помним, что основной объем на пальцах образуют косточки, то и пальцы будут выглядеть мощнее, как и рука в целом.
Важно помнить, что здесь, как и в других аспектах жизни, все очень и очень индивидуально. Для большей практики изучайте референсы и упражняйтесь в скетчах жестов, все обязательно получится!
А если вы хотите освоить жесты и мимику, статичные и динамичные позы, а также научиться создавать персонажей из разных вселенных со своей продуманной историей, то приходите на наш курс “Концепт-арт персонажей”. Подробнее о курсе можно узнать здесь.