Почему важно вести соц.сети? Студентка школы о карьере на фрилансе
Начинающему художнику может быть страшно и сложно начать свой путь. Поэтому нам очень приятно, когда наши ученики продолжают развиваться как digital-художники после обучения.
Одним из таких студентов стала Елизавета Извекова (Miorin), которая прошла обучение в нашей школе на курсах по цифровому рисунку с первой ступени до продвинутого обучения. Сейчас Елизавета активно развивается как фриланс-художник, работает с зарубежными заказчиками. Мы решили узнать у Miorin о ее творческом пути, начале работы с зарубежными клиентами и попросили дать несколько советов по оформлению портфолио. Вся эта информация поможет вам в развитии своей собственной карьеры.
Начало творческого пути Miorin
«Я рисую с самого детства, но на художника никогда не обучалась. Меня можно назвать самоучкой. Я хотела поступить в художку, но боялась не сдать литературу. Окончила 11 классов и получила высшее экономическое образование, параллельно работая. Я старалась не забрасывать рисование, но времени не хватало. Рисовала и в digital, и гуашью, и акварелью, и просто скетчила там, где придется. Тогда еще у меня был Wacom Intuos 4. Но с ним ощущала, что рисую не в полную силу, т.к. было не очень удобно смотреть на монитор, а рисовать на столе. Сейчас работаю на Gaomon pd2200 и он для меня намного удобнее. Я много где успела поработать, но никак не могла найти время и ресурсы для того, чтобы заниматься тем, что нравится.
В середине 2020 года я уже начала задумываться о профессии фриланс-художника и захотела влиться в эту сферу. Тогда я случайно наткнулась на рекламу в ВК о курсах в HDS, перешла по ссылке из интереса, но возможности начать обучение не было. И я отложила эту затею.
Но в 2021 году я уже четко решила рисовать и зарабатывать этим. И снова случайно в этот период пришла рассылка в ВК о курсах HDS по скидке. Ну знак судьбы, не иначе! Да и начинать карьеру digital-художника без базовых знаний всё равно страшно (рука набита, а теории нет :D). Ни то что портфолио, даже просто грамотных работ/проектов, чтобы показать заказчикам, у меня не было. И поэтому я решилась на курс «3 в 1», который подтянул меня сразу в нескольких направлениях.»
Как курсы HDS помогли в развитии?
«Во-первых, это работа в Photoshop, его требует большинство работодателей. Я в нем никогда не работала, в основном использовала Paint Tool SAI. Курс по Базе Ps в этом очень помог.
Во-вторых, курс по концепту персонажей дал важные базовые знания для этой области. Я всегда любила рисовать персонажей. Но тут я получила нужную информацию для дальнейшей работы с заказчиками, оформления своих персонажей и портфолио в этой сфере. Ведь именно базовые знания дают нам возможность двигаться дальше, придумывать что-то своё.
В-третьих, наличие хорошей консультации по оформлению портфолио и сайтам фриланса, ответов на вопросы именно по трудоустройству и работе с заказчиками. Ведь даже к концу курса с уже полученными знаниями было страшно думать о работе с другими людьми, дедлайнах, правках. И в тот момент, когда ты получаешь ответы на волнующие тебя вопросы, ты начинаешь понимать как вести себя в той или иной ситуации, становишься увереннее. Ведь предупреждён — значит вооружен.
Отдельная благодарность школе за скидки, акции на курсы, рассрочки. Это действительно важно. Ведь есть большое количество студентов/семейных людей, которые не могут позволить себе дорогое обучение. Отмечу и удобный формат обучения, позволяющий вам самим распределять время.
Также большим плюсом являются конкурсы для студентов и подписчиков. Хороший шанс посоревноваться, дополнить портфолио работой + получить приятный денежный бонус. Это как «Демо-ТЗ», будто выполняешь мини-заказ с дедлайном и оплатой.»
Работа с иностранными заказчиками
Работать на фрилансе я начала с января 2022 года.
Первым сайтом был Fl.ru. Решила начать с него, т.к. это русский сайт, с русским интерфейсом и заказчиками. Удобно, что есть сервис «Безопасной сделки», но большим минусом является то, что с фрилансера берется 13% + % за вывод средств. Поэтому многие заказчики сами предлагали «сотрудничество без посредников». В таких случаях я работала только по предоплате.
Я выработала два варианта работы для своей безопасности:
1) Платят 50% суммы и я выполняю 50% заказа. Платят остальные 50% суммы и я выполняю остальное + высылаю исходники;
2) Платят 50% суммы, я работаю над всем заказом. Но согласование этапов (через .jpg, .png) высылаю только с водяными знаками.
После выполнения жду перевода оставшейся суммы и высылаю нужные исходники без водяных знаков.
Конечно были моменты отказов. Но лучше я потеряю пару заказов, чем потрачу дни (а то и недели) на благотворительность.
На FL.ru я выполнила чуть больше десятка заказов, из них:
- отрисовка карт, в основном лайн-арт (~15-20 тыс., ~10-14 дней)
- концепты персонажей, киберпанк, моя стилистика (25 тыс., 14 дней)
- персонажи для детских книг + пропсы, казуал, около-казуал (~5-10 тыс.)
- иллюстрации (очень разные суммы)
После я перешла на Fiverr, т.к. это зарубежный сайт. Отличается от других фриланс платформ тем, что тебя ищут заказчики. Коммуникация там происходит на английском языке.
На этом сайте очень удобная система Gig'ов (ваше «объявление услуги»).
У меня было несколько:
- Концепт-персонажа (3 уровня от 50-150$)
- Иллюстрация (3 уровня 30-130$)
Выставляются ценники, сроки. Есть опции, которые заказчик может дополнительно включить в стоимость.
Я много времени потратила на оформление (там оно очень важно для первого впечатления) и успела выполнить пару тройку заказов.
Тут ценники у меня были в 2-3 раза выше чем на русских сайтах. Но, в любом случае, они очень разные и зависят от самих художников, их скилла или наглости.
В последние пару месяцев приходят запросы с Behance, ArtStation и DeviantArt (этого вообще не ожидала). И только от иностранных заказчиков. Но в связи с блокировкой PayPal, Pioneer и др. я веду расчеты только по BTC.
Заказы приходят также по концептам и иллюстрациям. Часто присылают заказы по NFT, но большинство мне не интересны и я их не беру. Последние заказы были на иллюстрации для компаний (реклама товаров, бренда, личности), на раскадровки и полную иллюстрацию историй (.pdf, .psd/.ai) с персонажем и сценарием по английскому тексту для последующего монтажа в 2D анимацию. Для меня это новая стилистика, интересная, но задерживаться на таких задачах не буду. Хоть и хорошо платят.
Как в современной ситуации происходит общение с иностранными заказчиками?
Изначально (еще в конце февраля), когда закрыли доступ на Fiverr для русских, я думала, что с фрилансом будет совсем тяжко. На русские сайты для фриланса я не хотела возвращаться из-за малого количества публикуемых заказов, процентов за сделки и других комиссий. Уже в тот момент планировала полностью перейти на работу с иностранными заказчиками. Но на моё удивление в марте поступило подряд несколько заказов именно от иностранцев. И до сих пор так.
Заказы поступают с ArtStation, Behance, Instagram и DeviantArt. Работа как с англоговорящими заказчиками, так и с русскими, но проживающими за рубежом. Также уточняю о возможности перейти в какие-либо мессенджеры для более оперативной переписки. Мало кто отказывает, многих устраивает Telegram.
Какой уровень английского нужен для работы с иностранцами?
Уровень владения английским у меня выше среднего. Читать/переводить могу, а для общения с заказчиками хватает именно переписки. Устных диалогов стесняюсь, т.к. считаю, что нужно овладеть английским достаточно хорошо, чтобы «не упасть в грязь лицом».
Заказчики — это не друзья, стоит хорошо говорить на иностранном языке, чтобы не испортить репутацию с «первого слова».
Советы для фриланс-художников:
- Важно вести социальные сети
Я потеряла много времени, боясь выкладывать работы. И хоть подписчиков мало, заказчики меня находят.
- Знать себе цену
Все стараются сэкономить. Обязательно стоит озвучивать условия оплаты, дедлайн/количество правок и скидывать этапы работы (скетч, цвет, рендер). Все правки/изменения стоят дополнительной платы, ведь это ваши время и труд.
- Умение работать в разных стилистиках = больше заказов
Я работала над заказами в стилистиках: реализм, казуал, аниме, вектор; лайн/безлайн.
Социальные сети Miorin
На данный момент у меня 10 социальных сетей:
- Telegram
- Behance
- ArtStation
- DeviantArt
- Twitter (тут просто выкладываю свои работы +портфолио)
- Boosty
- Patreon
- Ko-fi (для донатов)
Но работы все-равно выкладываю везде, жалко забрасывать социальные сети.
Особенных правил ведения профилей у меня нет. В основном:
1. Выкладывать работы стараюсь хотя бы раз в неделю (если просто скетч, то чаще). Больше постить смысла нет, т.к. новые посты реже рекламируются.
2. Выкладываю первым делом работы на Boosty и Patreon, т.к. это одна из "плюшек" подписки.
3. Во всех социальных сетях размещаю в основном готовые работы, а на Boosty и Patreon загружаю этапы, скетчи и концепты, как эксклюзивный контент (планирую снимать процесс создания работ)
Советы по оформлению портфолио
Насчет портфолио могу сказать точно, что очень важно оформление профиля на сайте. Качество выполненных вами работ и подходящая стилистика - это само собой. Но изображение в шапке профиля, презентация самих работ, описание и контакты — это то, что заказчик/работодатель видит в первую очередь.
Перейдя на вашу страничку, заказчик первым делом увидит ее оформление. И если оно непрезентабельное, велика вероятность, что он даже не откроет ваши работы. Ваша страничка как ваша одежда. А встречают всегда по одежке.
***
Надеемся, что это интервью дало ответы на волнующие вас вопросы. Начинайте оформлять своё портфолио, вести социальные сети и не бойтесь брать заказы.
Если вы тоже хотите сделать рисование своей работой и развиваться в сфере digital-арта, наши курсы помогут вам сократить этот путь и получить качественное образование:
Для начинающих художников подойдет курс «New Generation 2D-artist»
Для художников с портфолио и опытом курс «Концепт-арт персонажей»