3D Artist: оборудование и софт, с чего начать?

Профессия 3D Artist существует не так давно, но уже успела обрасти огромным количеством разнообразного софта, который используются для решения тех или иных задач. Помимо необходимости постоянно обновлять систему, нужно уметь хорошо ориентироваться в большом количестве разных программ. Народная притча «Бесит, что в современном мире нужно во всём разбираться», сформировалась не просто так.

Так почему же их существует так много? – на самом деле всё просто. Как и в любой индустрии, компания-разработчик софта далеко не одна. Их десятки. Каждая такая корпорация, разрабатывая и продвигая свою программу, создаёт собственный оригинальный интерфейс и закладывает в него определенные принципы работы.
Очень часто самой главной проблемой для начинающих художников как раз является выбор программы для работы, что вполне логично. Новичок просто не в курсе о преимуществах какого-нибудь 3DS Max, перед, допустим, Zbrush. Чтобы хорошо понимать разницу, необходимо чётко разделять направления компьютерной графики, а их существует немало. Но в любом случае для комфортной работы потребуется хорошее оборудование, про что дальше и расскажем.

База

Процессор

scale_1200

В первую очередь не стоит экономить на процессоре и оперативной памяти. Казалось бы, графические вычисления выполняет видеокарта, но в профессиональных приложениях за это нередко отвечает именно процессор (далее CPU). Как правило чем новее поколение CPU – тем лучше. Приходит поддержка новых инструкций, происходят оптимизации на уровне архитектуры. По чуть-чуть, но за несколько лет улучшений накапливается достаточно. В общем новое всяко лучше старого.

Сейчас при покупке нового компьютера рекомендуется присматриваться минимум к Intel Core 12-го поколения, или AMD Ryzen 5000-й серии. Повторимся, как минимум (в бюджетном сегменте допустимы варианты). В рабочих задачах чипы AMD и Intel предлагают сопоставимую производительность, здесь можно выбирать по личным предпочтениям.
Оперативная память

scale_1200

Нужна для временного хранения данных. Временные – это те, с которыми работа идёт прямо сейчас. Оптимальное количество напрямую зависит от сложности и масштабности конкретного проекта. Сейчас адекватным минимумом считается 32 гигабайта. С перспективой лучше взять 64 ГБ.

Также недавно появись так называемая «небинарная» память, и речь не про гендерное разнообразие. Раньше в потребительском сегменте были планки ёмкостью 4, 8, 16 и 32 ГБ. Сейчас появились варианты на 24 и 48 ГБ. Это позволяет более гибко сконфигурировать подсистему памяти.

Кратко говоря про общий объём:
-32 ГБ – минимум;
-48 ГБ – промежуточное решение;
-64 ГБ – желательно;
-64 ГБ+ – для действительно крупных проектов.

В рабочих задачах в рамках одного стандарта (поколения) оперативной памяти скорость работы «решает» не сильно. Ключевое – достаточный объём. Но всё же предпочтительно смотреть в сторону последнего поколения памяти – DDR5. Здесь как с процессором, новое всяко лучше старого.


Видеокарта

scale_1200

В большинстве рабочих приложений на мощностях видеокарты обрабатываются только некоторые функции/эффекты. В «рабочках» видеокарта больше всего используется для трассировки лучей (raytracing). Сейчас эта технология применяется почти везде: в играх, в кино, и само-собой визуализации.

Трассировка обрабатывается силами специальных аппаратных блоков в составе графического процессора. Лучше всего это делают видеокарты NVIDIA GeForce RTX. Чем новее и дороже – тем лучше. Сейчас входным билетом считается GeForce RTX 4060, но настоятельно рекомендуем хотя бы RTX 4070 Ti или RTX 4070 Ti Super из-за вполовину большего количества набортной памяти.

Советовать видеокарты AMD для рабочих приложений тяжело по двум причинам. Первая – производительность с трассировкой хуже, чем у аналогов NVIDIA. Но это даже не половина беды. Ключевое, что у NVIDIA сильно развит программный комплекс, разработчики делают оптимизации под их видеокарты, а у AMD всё наоборот. AMD в профессиональном сегменте подойдёт только матёрым пользователям, которые здраво осознают все неудобства.

Накопитель

scale_1200

В составе любого современного компьютера скороходный SSD-накопитель уже не роскошь, а прямая необходимость. Бывают варианты с интерфейсом SATA, а также на базе PCI-E разных поколений (их также называют M.2 или NVMe).

-На базе интерфейса SATA III – подешевле, помедленнее (до ~560 МБ/с);
-PCI-E 3.0 – подороже, радикально быстрее (до ~3500 МБ/c);
-PCI-E 4.0 – ещё подороже, ещё побыстрее (до ~7500 МБ/c);
-PCI-E 5.0 – передовые SSD, ещё дороже и быстрее (порядка 13 000 МБ/c).

В бюджетных рабочих станциях SATA-SSD – допустимый вариант, однако в конфигурациях среднего и выше уровня сильно более предпочтительны PCI-E 4.0. На данный момент именно это поколение предлагает оптимальное быстродействие за справедливую стоимость.

scale_1200

Классические HDD-накопители используются только для архивного хранения проектов. В противном случае их невысокая скорость (в хороший день порядка 100 МБ/c) становится для системы бутылочным горлышком.

Что касается объёма, здесь всё полностью зависит от величины проектов и потребностей пользователя. Здесь тяжело сориентировать даже в формате +- километр, нужно обговаривать «по месту».

Также для хранения архивных проектов есть альтернативное решение – сетевое хранилище (NAS). Это отдельное устройство, специально разработанное для хранения больших объёмов данных. Работает в режиме 24/7, к нему можно подключиться из любой точки мира, замечательно обеспечивает сохранность данных, а больше деталей в отдельной статье.

Закрывая тему оборудования, стоит привести примеры сборок для работы: бюджетную, оптимальную и продвинутую.


Бюджетная сборка

scale_1200


-Процессор – Ryzen 5 5600X или Core i5-12400F;
-Видеокарта – GeForce RTX 4060;
-Материнская плата – почти любая на чипсете AMD A520 или Intel B660;
-Оперативная память – 32 ГБ (2х 16 ГБ), DDR4-3200;
-Накопитель – SATA-SSD ёмкостью 1 ТБ;
-Процессорный кулер – базового уровня со 120-мм вентилятором;
-Блок питания – 650 ватт с сертификатом 80 PLUS.

Это неплохая сборка для относительно небольшого бюджета. Имеет достаточный объём оперативной памяти, SSD-накопитель базового уровня и отличный 6-ядерный/12-поточный процессор с невысоким тепловыделением. Видеокарта уровня «входной билет». Этого вполне достаточно для комфортной работы с графикой. Вот пример в нашем конфигураторе.

Оптимальная

scale_1200

-Процессор – Core i5-14600K;
-Видеокарта – GeForce RTX 4070;
-Материнская плата – почти любая на чипсете Intel Z790;
-Оперативная память – 32 ГБ (2х 16 ГБ), DDR5-5600;
-Накопитель – PCI-E SSD ёмкостью 1 ТБ
-Процессорный кулер – продвинутого уровня со 120-мм вентилятором или водяное охлаждение;
-Блок питания – 750 ватт с сертификатом 80 PLUS Bronze.

Сборка на уровень выше предыдущей во всем, имеет больший объём оперативной и видеопамяти, а также значительно более мощный процессор, способный обрабатывать 20 потоков данных. Пример в нашем конфигураторе.


Продвинутая

scale_1200

-Процессор – Core i7-14700K;
-Видеокарта – GeForce RTX 4080 Super;
-Материнская плата – почти любая на чипсете Intel Z790;
-Оперативная память – 64 ГБ (2х 32 ГБ), DDR6-6000;
-Накопитель – PCI-E SSD ёмкостью 1 ТБ;
-Процессорный кулер – базового уровня со 120-мм вентилятором;
-Блок питания – 850 ватт с сертификатом 80 PLUS Gold.

Ещё более продвинутая сборка c 24 ГБ видеопамяти на борту, что почти в 2 раза больше, чем у предыдущей. Процессор серии i9 повысит производительность в очень сложных сценах с большим полигонажем. Данной сборки хватит для работы с любым современным объёмом информации и даже больше. Подойдёт и для профессиональных художников.Пример в конфигураторе.


Выбираем направление в 3D

scale_1200

После того, как соответствующие мощности имеются, самое время выбрать конкретное направление, которое интересно в 3D. Станет понятно, с каким софтом придётся преимущественно работать, какой использовать в качестве дополнительного, а какой не придётся использовать вовсе.

Существует несколько основных направлений в 3D-графике:

-Интерьерная визуализация;
-Моделирование под игры и кино;
-Инженерное моделирование.

Рассмотрим их детальнее.


Интерьерная визуализация


scale_1200


Наверное, самое популярное направление в компьютерной графике. Это реалистичная визуализация любого дизайнерского решения, визуализация помещений жилых и общественных зданий. Как правило, это очень реалистичная картинка, которая показывает предполагаемый результат работ.

scale_1200Интерфейс SketchUp

Для визуализации интерьера основа – это разработка концепции будущего проекта. Для этого отлично подойдёт SketchUp. Он вполне удобен как для новичков, так и для опытных художников. Подходит для быстрой разработки скетчей и имеет очень комфортный, приятный интерфейс, который поможет быстро и интуитивно освоить программу. Большим плюсом также является наличие бесплатной версии.

scale_1200Интерфейс 3DS Max

SketchUp хорошо работает в связке с 3DS Max. Если SketchUp отлично справляется с созданием скетча, наброска, то 3DS MAX, благодаря своим возможностям, поможет на основе скетча создать красивую, детализированную, реалистичную визуализацию.


Моделирование для игр и кинематографа


scale_1200

В отличии от визуализации, больше подразумевает именно моделирование. Это работа с различными пайплайнами, создание моделей с 0 по референсам, а также их настройка и работа с технической частью, чтобы готовая модель реалистично смотрелась в игре или кино.

scale_1200

Моделирование для игр и кинематографа, в свою очередь, тоже делится на 2 подпункта: Hard-Surface, т.е моделирование «твердых» объектов, таких как оружие и техника, и органическое моделирование, или же просто скульптинг. В эту категорию попадает моделирование персонажей, животных, а также различной флоры и фауны.

scale_1200

Для Hard Surface основной программой может стать любой софт, в котором можно работать с топологией, то есть cеткой модели. Среди самых популярных пакетов такого типа – 3Ds Max, Blender, Maya. У каждого есть свои преимущества:

-3DS Max отлично работает со сторонними плагинами, модификаторами и весьма удобен в работе с горячими клавишами. Имеет самый удобный интерфейс из приведённых примеров;
-Blender бесплатный, из-за этого крайне популярен, а ещё прост в освоении;
-Maya очень часто используется разработчиками для сбора финального проекта, то есть в ней собирается сцена перед сдачей заказчику.


scale_1200Интерфейс Maya

Также Maya очень хороша для программистов, т.к. использует MEL (Maya Embedded Language) – язык сценариев для создания удобных графических интерфейсов под конкретный проект.

scale_1200Интерфейс Blender

Новичку всё-таки рекомендовано начинать с Blender, т.к. на данный момент это самая массовая и популярная программа для моделирования.
scale_1200Интерфейс Zbrush

Для скульптинга основным фаворитом уже второй десяток лет является Zbrush. Он крайне удобен для лепки, имеет удобную систему ZSphere, благодаря которой быстро можно создать форму и набросок будущего шедевра. Он отлично работает в связке с Blender, 3Ds Max и почти любым софтом.


Инженерное моделирование


scale_1200


Или, другими словами, компьютерное проектирование (САD). Обеспечивает разработку объекта с максимальной точностью и реалистичностью для его последующей реализации в жизни. Технология распространена в сфере архитектуры и в создании ювелирных изделий.

scale_1200Интерфейс Fusion360

Если в случае трёхмерной графики итогом работы является обычная 3D-модель, которая предназначена только для визуализации, то инженерное 3D-моделирование создаёт проект. В нём содержится вся информация, учитываются настоящие габариты объекта, его вес и материал. Всё это необходимо для производства полноценного изделия, воплощения 3D-модели в реальность посредством 3D-печати. Для работы с CAD больше всего подходит Fusion360.

Отдельно стоит отметить, что некоторые используют инженерное моделирование в разработке игр и кинематографе, так как CAD может быть преобразован в обыкновенную полигональную сетку (и наоборот). Этот навык сильно поможет ускорить процесс моделирования некоторых сложных объектов.


Если суммировать

Для старта творческого пути в визуализации хорошо подойдет связка SketchUp + 3Ds Max. Для игр и кино – Blender/3Ds Max/Maya. Перспективнее всего Blender из-за его приятной модели распространения. Для начала достаточно овладеть хотя бы одним пакетом, хотя в будущем, вероятно, вы все равно выучите или полностью или частично все.

Для архитектурного/ювелирного моделирования – Fusion 360, другие программы не рекомендуется использовать из-за излишне запутанного и устаревшего интерфейса.

Системные требования ПО

Далеко не каждый компьютер сможет справляться со столь сложным софтом. В среднем системные требования любого ПО в 3D обновляются раз в 3-5 лет. Ниже будут приведены минимальные системные требования к наиболее ресурсоемким ПО их последней версии:

3Ds Max
scale_1200

-Операционная система – Windows 10 x64 и выше;
-Процессор – 64-разрядный Intel или AMD с инструкциями SSE 4.2;
-Видеокарта – минимум 4 ГБ видеопамяти с поддержкой Direct3D 11;
-ОЗУ – минимум 4 ГБ, но крайне рекомендовано минимум 8 ГБ;
-Дисковое пространство – 9 ГБ.

Blender
scale_1200

-Операционная система – Windows 8.1 x64 и выше;
-Процессор – 4-ядерный;
-Видеокарта – минимум 2 ГБ видеопамяти и поддержкой OpenGL 4.3;
-ОЗУ – минимум 8 ГБ;
-Дисковое пространство – 500 МБ.

Maya

scale_1200

-Операционная система – Windows 10 x64 и выше;
-Процессор – 64-разрядный Intel или AMD с инструкциями SSE 4.2;
-Видеокарта – минимум 2 ГБ видеопамяти с поддержкой OpenGL 4.3;
-ОЗУ – минимум 8 ГБ;
-Дисковое пространство – 7 ГБ.


Zbrush
scale_1200

-Операционная система – Windows 10 x64 и выше;
-Процессор – любой 64-битный;
-Видеокарта – минимум 2 ГБ видеопамяти, с поддержкой OpenGL 3.3;
-ОЗУ – минимум 4 ГБ;
-Дисковое пространство – 20 ГБ.


Fusion360

scale_1200

-Операционная система – Windows 10 x64 и выше;
-Процессор – 64-разрядный Intel или AMD процессор с 1,7 ГГц;
-Видеокарта – минимум 1 ГБ видеопамяти с поддержкой DirectX 11;
-ОЗУ – минимум 4 ГБ;
-Дисковое пространство – 8,5 ГБ.


Дополнительный Софт

Также есть нужный дополнительный софт, о котором крайне важно знать любому новичку в 3D, какое бы направление он не выбрал:
-Lightshot. Позволит в считанные секунды делать нужный скриншот для последующего сбора референсов;
-PureRef. Отличная программа для сборки грамотного и удобного рефлиста;
-Photoshop. Любой уважающий себя художник обязан хоть немного разбираться в фотошопе и знать базовые его возможности. Используется во многих проектах и пайплайнах;
-Adobe Sabstance Painter. Своего рода тот же фотошоп, но для 3D-моделей. Имеет очень похожую структуру слоёв, используется для текстурирования в визуализации, геймдеве и кинематографе.


Итоги


scale_1200

Это весь базовый список программ, который потребуется новичку, что решил овладеть столь непростой, но крайне занимательной и хорошо оплачиваемой профессией. Конечно, есть огромное количество своеобразного софта, всяческое плагины и дополнения. Но сразу нырять в это не стоит. В море информации легко утонуть. С появлением опыта разобраться в этом всём будет сильно проще.

Что касается подбора «железа», для человека неподкованного в делах компьютерных это отдельный, и очень немаленький пласт проблем. Параллельно разбираться и с софтом, и с железом будет непросто. Водитель автомобиля не обязан быть механиком, особенно начинающий водитель, также и здесь. Гораздо рациональнее сразу решить половину проблемы, обратившись к профессионалам.

scale_1200У нас есть и очень особенные варианты

В нашем каталоге игровых компьютеров представлено множество вариантов под любой кошелёк. И да, игровые компьютеры замечательно подходят под рабочие задачи в разумных пределах. А для совсем искушённых пользователей у нас есть настоящие рабочие станции.


721 0 850 1
0
RENDER.RU