Вёрстка комиксов и манги: советы Стива Эллиса
Секреты профессионального художника Стива Эллиса (Steve Ellis) по созданию впечатляющих макетов для комиксов и манги. Перевод школы CG LAB, оригинал статьи здесь.
Как использовать панели комиксов для создания истории
Как художник комиксов, я сталкивался с множеством различных способов рассказать историю. Хорошая история нуждается в ритме, потоке и балансе. При создании комикса или манги этот баланс может быть достигнут с помощью движений персонажей, их действий или того, как и где мы начинаем и заканчиваем сцены. Однако некоторые инструменты повествования часто упускают — панель или кадр, а также гаттер (желоб).
Панель — это граница, которая окружает один момент в комиксе или манге. В ней находится иллюстрация, которая выражает идею, действие или каким-то образом продвигает сюжет. Обычно содержание каждой панели — это законченная мысль, но иногда эта мысль может занимать целую страницу или быть короткой, как один речевой пузырь.
Панель сама по себе является инструментом повествования, она отделяет идею или сцену от предыдущей и последующей. Это буквально стена, которая говорит читателю: «Вот законченная идея, прочитай её и переходи к следующей».
Что нужно учитывать при вёрстке комиксов или манги
Существует масса примеров оформления комиксов и шаблонов панелей для манги, но они не всегда подходят для той истории, которую вы хотите создать. Когда вы будете рисовать панели с нуля, подумайте над этими вопросами:
- Какими будут начальная и конечная точки страницы?
- Что должно произойти между этими двумя точками, чтобы определить прогресс от начала до конца?
- Сколько шагов понадобится для этой прогрессии и что должно быть включено в каждый шаг?
- Как можно перевести эти шаги в комиксные панели?
- Как я представляю, что читатель будет переходить от одной панели к другой?
- Как последняя панель приведёт к следующей странице?
Создание эскизов
Начните с эскизов, чтобы визуализировать историю и двигаться по странице. Разместите каждую панель отдельно, как будто все они одного размера, затем определитесь со вставками (меньшая панель с рамкой, которая располагается над большей панелью) и большими панелями. Определитесь, какие сцены должны быть больше или меньше? Какие виды рамок следует использовать, а где можно избавиться от них?
Убедитесь, что панели ведут читателя слева направо и вниз, чтобы имитировать схему чтения комиксов по западному образцу. Для манги нужно пойти в обратном направлении — справа налево. Все действия внутри панелей должны вести через всю страницу или вниз, к следующему ярусу панелей.
Последняя страница должна читаться как-то так:
Пример двухстраничного разворота комикса. Проведите читателя через страницу комикса, представив себе поток страниц в виде линии.
Виды панелей для комиксов
Существуют различные типы панелей, которые станут полезными инструментами для повествования. Они довольно стандартны, но могут быть использованы в различных вариантах и комбинациях, чтобы создать драматизм в вашей истории или подчеркнуть сюжетный момент. Кроме того, добавление различных панелей к действию может растянуть время, показать детали или продемонстрировать этапы, которые иначе не были бы видны. Вы также можете использовать прогрессию, например, «увеличение», чтобы дополнить сюжет эмоциями — волнением или напряжением. Выберите подходящую панель для каждой сцены.
Некоторые полезные типы панелей:
- Голова крупным планом или с увеличением, чтобы подчеркнуть выражение лица персонажа.
- Крупный план персонажа или объекта (в данном случае в виде вставки), чтобы подчеркнуть важность и привлечь внимание.
- Дальний план для создания сцены или показа широкого действия.
- Силуэтный снимок придаёт драматизм и акцентирует внимание на ключевой информации в сцене.
- Перекрывающиеся панели показывают развитие действия или сцены.
- Также драматизм передают диагональные панели или неправильной формы.
- Сплэш-панель или панель, занимающая всю страницу, показывает поворотный момент в сюжете.
- «Один персонаж на первом плане, другой на втором» — чтобы подчеркнуть отношения двух персонажей или добавить напряжения.
- Чтобы показать интенсивное движение, подойдёт разбитая панель, где действие или персонаж выходит за рамку.
Оформление панелей: гаттер (желоб)
Гаттер (желоб) — это пространство между панелями. Если каждая панель — это идея, то задача желоба — стать пространством между идеями. По сути он даёт читателю время, чтобы усвоить содержание первой панели, прежде чем двигаться дальше. Желоб регулируют темп повествования.
Традиционно желоб всегда одинаковой ширины, что подразумевает довольно плавный переход от панели к панели без акцентов и изменений. С другой стороны, более широкие границы панелей дают читателю больше времени и пространства, чтобы отдохнуть и подумать над сюжетом. Это создаёт «промежуточные» моменты.
Пример панели без желоба:
Перекрывающиеся панели
Удаление границ панелей приводит к тому, что содержимое двух панелей сливается. Создаётся впечатление, что два действия происходят одновременно или сразу же друг за другом. Чтобы вести читателя от одного изображения к другому и создать ощущение скорости в сюжете, попробуйте наложить панели друг на друга. Однако это сложный приём, потому что нужно следить за тем, чтобы элементы каждой панели не мешали друг другу. Кроме того высок риск, что вы запутаете читателя, затруднив разделение ритмов страницы.
Примеры перекрывающихся панелей:
Изменение ширины желоба
Эффективное использование желоба может повысить реалистичность сцены и выразить время.
Как ещё используются панели для рассказа истории
Изменение формы панели и её границ может стать отличным способом привнести драматизм, сменить сцену или место действия. Например, с помощью разных стилей границ можно показать, что персонажи находятся в новом мире, передать состояние души, воспоминание или предчувствие, а также изобразить сдвиг во времени.
Если вы хотите нарисовать флэшбэк, используйте волнистые или нечёткие границы, чтобы показать воспоминания. Вы даже можете поместить сцену в пузырь и использовать его в качестве панели! Для предчувствий или даже последовательностей в экшене попробуйте использовать шокирующие ломаные линии в качестве границ.
Обрамлять или не обрамлять
Должны ли вы всегда ограничивать себя панелями? Нет, конечно же! Иногда, выкинув кадр, можно создать мощный эффект, чтобы подчеркнуть конкретный объект или действие. Это хорошо сочетается с отдельным объектом или силуэтом. Такие объекты будут простираться до края кадра и выходить за пределы «безопасной» области панели.
Примеры объектов без рамки или объектов, выходящих за пределы панели:
Наконец, скомбинировав все виды панелей и желобов, можно создать хорошую историю, как эта:
Это лишь некоторые из способов подачи сюжета в комиксах и манге. Эксперименты с различными видами панелей помогут опробовать тот или иной сюжетный приём, прежде чем приступать к созданию окончательного макета страницы. Кроме того, начинающим художникам комиксов и манги стоит начать с использования шаблонов. Вы также можете многому научиться, просто читая свои любимые комиксы или изучая, как профессиональные иллюстраторы делают свои макеты панелей.
В заключение следует отметить, что создание собственного чувства ритма и движения между панелями придёт к вам по мере работы и развития вашего стиля. Так что отправляйтесь в путь и расскажите свои замечательные истории!