Пленэр: 9 советов для художников

Тёплое время года особенно любимо многими художниками за возможность выбраться из бетонных стен квартиры и отправиться на поиски вдохновения во внешний мир. Такую практику осуществляют не только опытные рисующие, пленэр полезен и новичкам! Если вы никогда не пробовали рисовать за пределами своего дома, но хотите попробовать - эта статья для вас!

Школа CG LAB приглашает всех желающих на художественную прогулку и расскажет, какие моменты стоит учитывать, чтобы процесс принёс максимум удовольствия.

24.png

Чем пленэрная живопись отличается от создания стадиков дома?

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на воздухе») подразумевает создание картин на природе. Самое важное в данном занятии, что вы не только работаете с живой натурой, у которой всегда будет преимущество перед фотографией за счёт объёма, но и наблюдаете, а затем рисуете объекты в их естественном освещении. Эту особенность не могут заменить даже самые продуманные студии с дотошно выстроенной светотенью, на природе вы получаете действительно уникальный и полезный опыт скетчинга, несравнимый с любым другим.

1.jpg

Итак, 9 советов от школы CG LAB для плэнера:

1. Присматривайтесь к разным местам и объектам
Вы можете это сделать во время прогулки в магазин или в своём путешествии по городу. Отмечайте для себя особенно интересные точки: памятники, скверы, парки, домики и так далее. Пусть, когда вы решите, что сегодняшний день подойдёт для художественного замысла, у вас будет выбор хотя бы из нескольких мест, в которые можно направиться.

2. Подумайте, готовы ли вы столкнуться с любопытствующими
Если вы выбираете для работы парк для прогулок или любое другое людное место, то будьте уверены, что некоторые люди заинтересуются вашей деятельностью и захотят если не пообщаться, то постоять рядом и посмотреть, как вы рисуете. Многих этот момент может существенно напрягать, так что если в вашу задачу не входит раздача визиток (на случай, если кто-то захочет воспользоваться вашими услугами художника) или непринуждённое общение, то лучше всего выбрать куда более уединённое место или подумать о поездке за город для пленэра. Однако, если сердце велит вам вопреки всему рисовать, скажем, оживлённую улицу, то можете попробовать сосредоточиться на процессе творчества, надев наушники. Некоторых прохожих этот факт всё равно не остановит, но большинство постесняется отвлечь и предпочтёт не заводить разговор.

Untitled-2.jpg

pinterest

3. Что брать с собой на пленэр?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что именно и как вы будете рисовать. Безусловно, вы можете обойтись планшетом, на котором уже есть всё необходимое, и тогда вам понадобится только раскладной стульчик, чтобы устроиться поудобнее. Если же вы отдадите предпочтение традиционным средствам изобразительного искусства, то помимо него в набор пленэрного художника входит мольберт (который можно заменить обычной доской или альбомом), несколько видов мягких карандашей, ластик и/или клячка и материалы, которые вы выбрали для зарисовки. Обычно ими становятся карандаши, акварель или масляные краски, но современный творческий человек может вполне обойтись маркерами (наши обзоры маркеров POSCA, Топ 9 лайнеров и маркеров, Топ 5 скетчбуков, Необычные товары для художников). В общем, осталось определиться лично вам, с чем именно хочется поработать!
Важно: помимо перечисленного обязательно возьмите с собой воду, еду для восстановления сил, влажные салфетки и головной убор.

Важно: помимо перечисленного обязательно возьмите с собой воду, еду для восстановления сил, влажные салфетки и головной убор.

3.jpg

Eytan Zana на пленэре — в темной коробке у него цифровые, а не традиционные инструменты!

Выдержка из нашей статьи о Eytan Zana и его опыте цифровых плэнеров:

«Я думаю, мало кто так делает, но очень круто использовать свои рисунки с плэнеров в своих концепт артах, ведь у тебя есть готовая сцена с уникальным освещением, которое еще никто не видел! Ведь ты вышел на улицу, и что-то удивительное произошло с облаками, на небе необычайные лучи света… Каждый раз, когда я выхожу на улицу, я вижу что-то, что еще никогда не видел до этого. И можно просто взять и воспользоваться этим в своем концепте, и это автоматически сделает твою работу выдающейся, потому что это будет невероятно уникально и не похоже на все остальное. К тому же правильно нарисовано, потому что, черт возьми, ты видел это своими собственными глазами.»

4.jpg

5.jpg

Цифровые пленеры Eytan Zana — нарисовано рядом с Getty Villa

4. Учтите, что вы будете ограничены во времени

Освещение склонно быстро меняться, так что, если вы выбрали подходящий объект, не раздумывайте долго — садитесь и приступайте к работе. Хорошей идеей будет сделать фотографию до того, как вы начали рисовать. Это не то же самое, что работа с живым объектом, но такой фокус позволит вам закончить работу дома и сделать её более точной.

6.jpg

5. Делайте наброски с разных ракурсов

То, что освещение меняется, одновременно является и плюсом, и минусом, когда дело касается практики. Негативный аспект очевиден: мы не сможем уделить работе столько времени, сколько захотим; а вот положительный заключается в том, что временное ограничение и перемена рабочей области даёт нам возможность практиковаться быстро и не раздумывая очень долго.


6. Проблемы естественного света

Идеальным вариантом для художника является ровный солнечный свет погожего денька: именно такой стоит выбирать для осуществления задумки. Он равномерный, не создаёт чёткого контраста, хорошо подходит для городских пейзажей. В то время как затянутое облаками небо автоматически делает освещение холодным и подчёркивает контрасты. Этот вариант тоже подходит для работы, просто нужно учитывать данную особенность. Возможно, именно такая погода идеально подойдёт вам для того, чтобы выбраться в лес!
В то же время, если вам повезло оказаться на пленэре в солнечный день, это тоже имеет свои особенности. К примеру, будет очень хорошо, если не очень яркий свет падает в том числе и на холст, но если он будет немного интенсивнее, чем вам нужно, то это помешает восприятию цвета, с которым вы работаете. Поэтому лучше всего укрыться под каким-нибудь деревом или навесом, но здесь поджидает сложность: в тени ваша палитра цвета, напротив, будет казаться слишком тёмной. Подбирать устраивающий вариант вам придётся непосредственно на месте: здесь в ход вступает импровизация - неотъемлемая часть жизни художника.

hyhgdjy.jpg

7. Рисуйте от общего к частному

Это довольно распространённое правило касается почти любого вида рисования, и пленэр не будет исключением. Начните работу большой кистью и крупными цветовыми пятнами, не пытайтесь начать с деталей, чтобы потом не переделывать их и не терять время.
8. Найдите и добавьте в работу недостающий элемент
Во-первых, дайте себе немного передохнуть и отвернитесь от работы: мозгу нужно немного времени, чтобы перезагрузиться и оценить творческий порыв с новыми силами. Во-вторых, немного сместите собственный ракурс: возможно, вы заметите падающие на воду блики или поймаете нужное освещение облаков, которое захотите использовать в работе. Не бойтесь сделать это, так как ваша работа не должна быть стопроцентно точной, ведь мы занимаемся не фотографией, а живописью.
Ещё один интересный способ: перевернуть собственную работу вверх ногами. Это поможет вам взглянуть на неё с новой стороны во всех смыслах слова.

ggds.jpg

Работы, выполненные гуашью. Источник pinterest

9. Вы наблюдаете перемены, но должны оставаться неподвижным

Каждая новая волна не похожа на предыдущую, когда мы пытаемся поймать её для изображения. То же самое дерево не будет одинаковым каждый день, когда мы вернёмся, чтобы продолжить работу. Смысл живописи в том, чтобы «заморозить» какой-то определённый момент, но фокус в том, что эти моменты никогда не будут одинаковыми, так что нам придётся работать с кусочками из их великого множества. Говорят, что «ты не осознаешь, насколько изменчива реальность, пока не попробуешь её нарисовать».
Солнце будет менять своё положение, а ваша «быстрая» работа может от этого только выиграть и стать живее. Ещё секунда —и камни поменяли свой цвет из-за освещения, но вы уже закончили основную работу цветом и не можете поменять этот факт, только продолжать. Вы должны быть максимально наблюдательными, чтобы не упустить из виду сотни нюансов, которые, кажется, почти невозможно перенести на бумагу - это похоже на битву, из которой нельзя выйти победителем.
Но вы сможете. Проявите воображение, дайте полную свободу творчеству, наблюдайте и действуйте. Пленэр —это тот вид рисования, который позволяет взглянуть с другой стороны не только на подход к живописи, но и на саму жизнь. Просто будьте внимательны и наблюдайте.

7.png

Используйте любую возможность, чтобы учиться новому и оттачивать своё мастерство. В отличие от художников прошлого, наши возможности ошеломляют (и нередко ставят в ступор из-за своего разнообразия). Слушайте себя и придите к выводу, что именно хочется освоить в самую первую очередь. Вы можете постигать азы самостоятельно, а можете вместе с нами, главное - двигайтесь вперед!

Статью подготовила Наталия Иванова специально для Школы CG LAB.
Редактор Лина Сидорова.

Другие статьи:

Начало пути: стадики

стадики.jpg

Урок: от наброска до готового концепта

от наброска до концепта.jpg

Мастера Matte Painting: Eytan Zana | Naughty Dog

_keMnxzroKmJYp1zMVdHqybvspfWymJTpAv8rKoHAMjj6jQnIZ_pcO4h_MrP3qax6mYRGY3n.jpg

740 0 850 4
0
RENDER.RU