Гайд по созданию цветовых схем

Вам тяжело даются цвета и цветовые схемы? В этой статье художница и автор комиксов Энн Маулина объясняет, как использовать локальные цвета и цвета освещения, а также делится советами, которые помогут вам создавать гармоничные иллюстрации!

Введение
Цветовые схемы – это комбинации цветов, используемых в иллюстрации и дизайне. В дизайне цветовые схемы применяются в основном для описания локальных цветов (то есть цветов объектов и материалов при нейтральном освещении). В иллюстрации же цветовые схемы помогают передать настроение и атмосферу. На все локальные цвета в иллюстрации влияет цвет освещения. Например, на концептуальном рисунке (слева) юбка Риен синевато-серая, а на иллюстрации (справа) она кажется тёмно-бирюзовой, потому что на её цвет влияет зеленый цвет освещения.

nSArojZi3jM.jpg

В распоряжении цифровых художников тысячи цветов, достаточно лишь один раз кликнуть. Не забывайте также про всесильные корректирующие слои, которые, по всеобщему мнению, могут решить любые проблемы с покрасом. Эти удобные инструменты можно и нужно использовать для ускорения работы, однако существуют и правила. Следовать им или нет – решайте сами. В этой статье я объясню основы работы с цветом, которые помогут вам подобрать подходящие цветовые схемы для ваших работ.

Применение цветовых схем
Использование гармоничных цветовых схем помогает создавать приятные глазу сочетания цветов. Цветовые схемы также помогут вам передать зрителю определённое настроение.

x57HdGTz0oI.jpg

Чувствуете разное настроение в этих похожих картинках из комикса?

Колористика (теория цвета)

Колористика помогает понять законы, по которым комбинируются цвета, а также тот факт, что цвета не всегда таковы, какими они нам кажутся.
Цвета, помещённые рядом, взаимодействуют друг с другом. Некоторые из них дополняют друг друга, некоторые – подчёркивают, а некоторые плохо сочетаются друг с другом, из-за чего оба цвета выглядят тускло. Колористика показывает, что на цветовом круге есть определённые сочетания цветов, которые гармонично сочетаются в рамках одной картины или эскиза. Ниже вы видите знакомые схемы, на которых показаны гармоничные, согласно колористике, сочетания цветов.
Посмотрев на эти схемы, можно подумать, что гармоничных сочетаний цветов не так уж и много.

ZIZuY_FEb0s.jpg

Но не забывайте: цветовые схемы – это не только наборы тонов, но и комбинации различных значений яркости и насыщенности. Эти три величины также называют тремя основными характеристиками цвета.

0c4Ww338eAY.jpg

Тон – это традиционное «название» цвета, например, «голубой» или «жёлтый». Тона спектра традиционно перечисляются следующим образом: КОЖЗГСФ (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Насыщенность – это чистота тона. Её также называют интенсивностью или хроматичностью.

Яркость – это степень светлоты или темноты. У каждого цвета есть яркость, например, красный с высоким показателем яркости будет выглядеть как ярко-красный или розовый (если его насыщенность меньше).

Итак, если учесть эти три характеристики, кажется, что можно создать бесконечное множество различных цветовых схем. Но так ли это на самом деле?
Вот несколько цветовых схем, которые я использовала в своих иллюстрациях, с разными гармоничными цветовыми сочетаниями, основанными на приведённых выше схемах из теории цвета.

-fIcYMa9tvY.jpg

Как видите, кроме различных цветовых сочетаний, я также играла с насыщенностью и яркостью цвета. Однако есть несколько правил, которым я всегда следую, играя с этими характеристиками. Сможете увидеть закономерность до того, как я её опишу?

79iaVdAidi8.jpg

№ 1. Это не обязательно, но я всегда расставляю цвета в схеме по уровню яркости. Так их проще перенести на иллюстрацию или концептуальный эскиз. Например, цвета, обозначенные выше как «тёмный акцент» используются в контурах, а цвета, обозначенные как «блики» – в небе, источниках света и, конечно же, бликах.

mK-HXl2wJjM.jpg

№ 2. Обычно (но не всегда) я уменьшаю насыщенность самых тёмных и самых светлых цветов. Таким образом, самые насыщенные цвета в моих цветовых схемах – это в основном полутона.

№ 3. И последний пункт – это основное правило работы с цветом, закон, обязательный к исполнению:
«Когда меняете яркость, меняйте и температуру цвета (тон)!»

Чтобы понять этот закон колористики, попробуем создать аналоговую цветовую схему!

V3jiBMmHn6c.jpg

  • Начнём с зелёного полутона (яркость 50%).
1SRkbSd1DeI.jpg


  • Вот расположение нашего зелёного цвета на цветовом круге и на цветовой полосе. По правилам работы с цветом, при изменении яркости, мы должны сдвинуть температуру цвета (тон). Но в каком направлении?

OtwQIZO-dm4.jpg

  • Независимо от направления сдвига тона, удостоверьтесь, что свет и тень находятся в противоположных направлениях. Если справа находится более яркий тон, слева должен находиться менее яркий, и наоборот.

-weL1BVAsUA.jpg

  • Таким образом, у нас есть две возможности: тёплый свет с холодными тенями ИЛИ холодный свет с тёплыми тенями. Давайте сейчас выберем тёплый свет с холодными тенями. Возьмём наш полутон, увеличим его яркость, при этом сдвинув его тон вправо на цветовом круге или в сторону жёлтого на цветовой полосе, и получим светлый полутон. Уменьшим его насыщенность, чтобы он выглядел естественнее.

2.jpg

  • Сделаем то же самое, чтобы получить цвета для светлых участков и бликов.

3.jpg4.jpg

  • Возьмём полутон, уменьшим его яркость и сдвинем его тон влево на цветовом круге, получим тёмный полутон.

5.jpg

  • Подберём остальные цвета по тому же методу, пока не получим полную цветовую схему.

6.jpg

  • Яркость, насыщенность и сдвиг тона на цветовом круге в программе Clip Studio Paint:

Untitledyy-2.jpg

  • Вот сравнение двух цветовых схем с одним и тем же полутоном, но в одной из них освещение более тёплое, а в другой – более холодное. Цветовые схемы с холодным светом больше подходят для тёмного окружения.

7.jpg

  • Комплементарные цвета: Просто заменим в нашей аналоговой цветовой схеме один цвет на комплементарный, и получится хорошая комплементарная цветовая схема. Для зелёного цвета комплементарным является пурпурный.

8.jpg

  • Промежутки на шкале яркости: Выше, в пошаговой инструкции, я делала равные промежутки между цветами на шкале яркости, но вы вполне можете их варьировать, чтобы создать разное настроение.

9.jpg

Полезные советы

№ 1. При подборе цветовых схем используйте цветовой круг RYB (красный-жёлтый-зелёный). Правила колористики лучше всего применять с традиционным цветовым кругом RYB. Однако большинство программ для рисования использует цветовые круги типа RGB (красный-зелёный-синий).

10.jpg

Цвета RYB создаются путём смешивания основных цветов: красного, жёлтого и синего. Такой цветовой круг используется для смешивания красок в традиционной живописи.

В схеме RGB цвета создаются засчёт наложения красного, зелёного и синего света. Такой принцип используется в лампах, мониторах и телевизорах.
Цвета в схеме CMYK (голубой-пурпурный-жёлтый-чёрный) основаны на цветах, которые получаются при смешивании туши в цифровой печати.

№ 2. Не используйте цвета (тона) в одинаковых количествах. Выберите один основной цвет, а остальные пусть будут акцентами или дополнительными цветами.

Примеры:

11.jpg

№ 3. Цвета можно сравнить с голосами в комнате: если их много и все они громкие, получится какофония. Приглушите их, уменьшив их насыщенность (тихие голоса). Или пусть один их голосов будет громким, а другие – приглушены.

12.jpg

Заключение
Придерживайтесь основных правил теории цвета, и сможете создавать замечательные цветовые схемы для ваших работ. Наслаждайтесь!

jWvfM3Ln5cI.jpg

Энн Маулина – художница и автор комиксов из Индонезии. Она рисует комиксы Raruurien (www.raruurien.com, русский перевод: https://acomics.ru/~raruurien) и Varunair. Иногда она рисует концепт-арты к играм. У нее есть степень бакалавра по дизайну в визуальной коммуникации, что даёт ей преимущество в работе над любыми художественными и дизайн-проектами. В своих работах она любит экспериментировать с цветовой динамикой и гармонией.

Вы можете найти её здесь:
Twitch
Artstation
Twitter
Instagram
Facebook
Patreon

Помимо принципов работы цветовой гармонии, наиболее важное значение в росте художника имеет практика!
Прокачать навыки и узнать много нового можно на наших курсах игровой графики, окружения, 3D, анатомии и цифровой иллюстрации. На протяжении всего обучения, вы будете получать качественные разборы своих работ, пополнение портфолио и своих знаний.
Также подписывайтесь на наш обучающий паблик — здесь много уроков, статей и челленджей.

Спасибо за внимание!

Оригинал статьи, перевод Елизаветы Кузьминой специально для CG LAB.

Другие статьи по теме:

Начало пути: упражнения по работе с цветом

-4OtamOzfi4.jpg

Начало пути: 7 упражнений и ежедневных практик для художника

C2ohT4Mbkes.jpg

753 0 850 10
0
RENDER.RU