Авторское право и Matte Painting, Photobashing и 3D Kitbash.

Авторское право – очень важный вопрос для любого художника, использующего фотографии или готовые китбаши и прочее для создания своих работ. Мы постараемся очень кратко и просто объяснить, как использовать любые материалы правильно, в основном на примере использования фотографий в Matte Painting или концептах. При желании, можете заменить слово «фотография» на «3D модель», «материал» или «китбаш», смысл останется тот же. :)
Если вы не до конца понимаете, что такое Matte Painting, Photobashing или 3D Kitbash — почитайте об этом в одной из предыдущих наших статей.


Итак, про фотографии. Естественно, любая фотография – это объект интеллектуальной собственности и первоначальным правообладателем фотографии является фотограф-автор. И, скажем так, когда вы используете фотографию чужого авторства, у которой нет свободной лицензии/у вас нет разрешения от автора/вы не покупали лицензию, то это нарушает авторские права. И, если такую фотографию будет легко идентифицировать (например, вы использовали огромный кусок неба, взятый с одной фотографии), то в случае обнаружения автором вашей работы, у вас могут быть проблемы. Мы решили поделить способы, как работать с фотографиями правильно, на две категории: бесплатные и платные.


Легальные и бесплатные способы использовать фотографии:

Способ 1

Лучше всего использовать собственные фотографии для создания метпеинтинга. Но! Не все располагают хорошим фотоаппаратом, временем и возможностью путешествовать. В идеале: к этому нужно стремиться, потому что это самый увлекательный способ добычи фотоматериала (и самый безопасный с точки зрения закона). Например, художники Ubisoft перед каждым новым проектом отправляются по местам, в которых будут происходить события игры, и собирают фотореференсы сами. Это самый дешевый способ для студии, плюс это приносит эмоции и вдохновение. Еще пример от Лины Сидоровой: «Я очень часто фотографирую небо, и за годы фотоохоты у меня накопились сотни фотографий небес в любых состояниях. Это очень удобно, не нужно искать, покупать или выяснять, есть ли свободная лицензия на фотографию для заднего плана».


Rps9We49uAQ.jpg


Способ 2

Второй способ правомерно использовать чужие фотографии бесплатно — это спросить у автора разрешение. В нашем случае — можно брать фотографии друзей-фотографов, например, если такие имеются (с их разрешения, само собой). Спрашивать разрешение у каких-нибудь фотографов National Geographic, думаю, смысла нет, потому что они создают свои фотографии для продажи, то есть бесплатно вы их вряд ли получите.


Способ 3

Существуют фотобанки и фотостоки, откуда можно скачать фотографии для коммерческих целей абсолютно бесплатно. Но и тут нужно быть осторожным: сам сайт может нарушать авторские права. Вот сайты, которыми мы пользуемся чаще всего:
— pixabay.com
— pxhere.com
— textures.com
Также подобные изображения можно найти через расширенный поиск Google.


tKGSvnV4Dz8.jpg


Поисковик может вывести вас на те же фотостоки, либо на фотографии в общественном достоянии из mediawiki, либо на другие источники (которые лучше все равно проверять, не нарушаются ли права автора).

1. Есть платные фотостоки, на которых есть бесплатные паки. Например, на photobash.org, в графе Filter можно выбрать «Free».

2. Некоторые художники делятся своими фотографиями бесплатно и разрешают их использовать для обучения (иногда и для коммерции). Вот, например, бесплатные паки от Noah Bradley.

3. Ну и в целом, согласно статье 1274 ГК РФ: можно использовать фотографии без разрешения правообладателя в научных, учебных и информационных целях, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. То есть, если вы делаете учебные мейты, не собираетесь их продавать, то можете аккуратно использовать фотоматериал, не боясь преследования по закону (указывая источник). Но здесь нужно быть честным и социально ответственным. Также все относительно, ведь портфолио создается для будущего извлечения прибыли… так что вы действуете на свой страх и риск. В принципе, если вы не используете большие куски фото, а только небольшие фрагменты для создания текстуры, например, и таких фотографий у вас в мейте насчитывается с десяток, то вычислить, чья фотография была использована, будет очень сложно.

4. Также существуют всякого рода лицензии, контент по которым можно «копировать, распространять, редактировать, ремикшировать и брать за основу, все это легально и согласно законодательству об авторских правах». Например, лицензия «Creative Commons». По этой ссылке вы найдете перечень самых крупных сайтов, которые распространяют фото для использования по таким лицензиям (сайты, которые мы указали в Способе 3, на самом деле используют именно эти лицензии).
Кстати пример — обложка для этой статьи:


DsNBXO46ICQ.jpg


Само фото найдено на сайте Creative Commons с пометкой «licensed under CC BY 2.0».
Что же это такое? Читаем условия:

N7CLjgLa1f0.jpg


Окей, вот автор:
Creative Commons 10th Birthday Celebration San Francisco” by Timothy Vollmer.
Ура, мы ничего не нарушили!


Еще пример, Дисней выложил целую сцену из Моаны и модель облака:

https://www.disneyanimation.com/technology/dataset...


sYqeLtQzpY8.jpg


Что же мы можем делать со всем этим великолепием?
Во-первых, там есть текстовый файл с указанием «для учебных целей».
То есть, как минимум, мы не можем взять пальмы с острова и сунуть в наш пейзаж, не указывая откуда они.
Во-вторых, про облако прямо написано «licensed under CC BY-SA 3.0»
Читаем условия:

144444444444444444444.jpg


То есть, вашу новую сцену с внедренным облаком по-хорошему тоже надо шарить, в образовательных целях. :) Причем Дисней сам это сделал: указал по этой лицензии источник для модели облака — это фотография Kevin Udy, распространяемая по той же лицензии. Вот такая образовательная цепочка.
Для свободного метпеинта, фотобаша и прочего без указания авторства нам больше всего подходит СС0 1.0:


25252525255.jpg


Фотобанки и фотостоки из Способа 3 используют эту лицензию.
Также можете посмотреть примеры и вариации всех лицензий тут на английском.


Легальные платные способы использования чужих фотографий:

1. Покупать фотографии напрямую у фотографов. Есть художники-фотографы, которые выкладывают свои фотографии платно на gumroad, artstation.

2. Покупать фотографии на специальных ресурсах (отдельно паками или по подписке). На таких сайтах существуют разные лицензии в зависимости от количества ваших проектов, от того фрилансер вы или большая студия. Вот список таких фотобанков, где мы сами уже покупали паки:
— снова photobash.org;
— textures.com
— mattepaint.com
— shutterstock.com
Вся эта информация также актуальна для использования 3D Kitbashей, текстур и материалов для 3D моделирования, например, на textures.com есть раздел с бесплатными и платными 3D сканами и материалами, появился относительно новый ресурс https://texturehaven.com/ с материалами и HDRI по лицензии CC0 1.0.

Спасибо за внимание! Авторы статьи: Лина Сидорова и Олеся Тивуэль, специально для CG LAB.

Подписывайтесь на наш обучающий блог — вас ждут новые уроки и авторские статьи.

721 0 850 1
3
2020-06-04
как можно узнать своё облако или пальму, или камни через какое-то время на чужой работе , если добавить туда несколько правок. покупать фото? когда тебе нужен всего лишь фрагмент, который , скорее всего придется еще поправить , добавить своего чего-нибудь. и таких фрагментов будет много из разных фото и автор фото физически не сможет распознать своё в картине .
2020-06-04
Алеборкак можно узнать своё облако или пальму, или камни через какое-то время на чужой работе , если добавить туда несколько правок. покупать фото? когда тебе нужен всего лишь фрагмент, который , скорее всего придется еще поправить , добавить своего чего-нибудь. и таких фрагментов будет много из разных фото и автор фото физически не сможет распознать своё в картине .

А бывает так, что автор очень даже узнает и подает в суд. :) На эту тему лучше подстраховаться, когда делаешь коммерческую работу для студии, сама студия часто прописывает в договоре подобные вещи. Пример, как автор фото узнал свой снимок и подал в суд на Netflix, а они это фото еще и несколько раз использовали в разных местах: https://dtf.ru/cinema/27444-fotograf-podal-v-sud-n...
2020-06-04
ну хрен знает. Во первых почти всё что не создаётся на этом свете есть ремикс из чего то старого.
RENDER.RU