VFX Супервайзер и его задачи

Здравствуйте, меня зовут Айрат Исламов. Я - VFX Супервайзер, и в этой должности я принимал участие в создании сериалов: Бешеная (2007), Крем (2009), Счастливы вместе (2010), Дневник доктора Зайцевой (2012), Лондонград (2014), Тест на беременность (2015), Адаптация (2016), Ольга (2017), Патриот (2019), Гусар (2020), Волк (2020), Душегубы (2020), Серебряный Волк (2022), Черная весна (2022), а также на многочисленных съемках различных рекламных роликов.

IMG_1032.jpeg

В этой статье, хочу рассказать об особенностях связи цеха компьютерной графики со съемочной площадкой и о значении посредника между миром цифровых технологий и миром съемок. Я говорю о VFX Супервайзере. Насколько нужен в кинопроизводстве этот специалист? Можно ли обойтись без его услуг на этапе препродакшена и продакшена если в проекте простая графика? Давайте попробуем разобраться.

Работа VFX Супервайзера на проекте начинается с этапа, когда утвержден сценарий и главы съемочных цехов собираются для обсуждения съемок с режиссером, оператором, исполнительным или линейным продюсером. Этот процесс у нас называется “читки” и на этом этапе обсуждаются такой список тем, как съемочные локации, костюмы, каскадерские трюки, задействованный реквизит, художественные решения сцен, методы съемок и съемочное оборудование под каждую сцену. Тут же готовятся раскадровки по результатам обсуждений, и, самое главное — методы решения задач по компьютерной графике.
Большой экономией времени для VFX Супервайзера является отдельные читки по сценам с компьютерной графикой, иначе приходится ходить на читки ежедневно в течение 7-10 дней на всем протяжении обсуждения всех сцен, независимо от того, есть ли в обсуждаемых сценах кадры с компьютерной графикой или их нет. Отдельные читки по компьютерной графике являются более продуктивными - ведь тут собираются только те цеха, которые могут быть непосредственно задействованы в сценах с CG и обсуждаются только эти сцены. Это очень важные моменты, так как именно на читках становится понятно, как и какими средствами можно решить задачи, поставленные режиссером. Например, в сцене есть момент, когда персонаж встречается с своим двойником. Решения вполне очевидные: либо нужно заказать систему с моушн-контролем, либо снимать камерой со штатива. Тут важен момент компромисса между режиссером и продюсером, ведь система с моушн-контролем стоит немалых средств в смену, а съемки камеры со штатива может не подойти по эмоциональным и художественным задачам для режиссера или оператора. Можно заказать программируемый слайдер, но тут тоже могут быть риски в получении некачественной траектории движения. Есть варианты заказать моушн-контроль предыдущих поколений, которые вполне могут стоить недорого. Но на одном из последних моих проектов эта система показала себя не с очень хорошей стороны - у системы периодически слетало ПО и в один момент перестал работать электропривод управления фокусом и Фокуснику приходилось вручную управлять фокусом во всех дублях под совмещение. Вследствие этой ситуации съемочная смена вышла из графика на несколько часов и материал для дальнейшей работы с CG получился некачественным. Найти компромисс из сложившихся вопросов из имеющегося опыта путем обсуждения лежат в основе таких читок. После читок по сценам с графикой составляется предварительная смета, когда продюсеры понимают примерную стоимость на производство по CG.

IMG_2204.jpg

Но иногда случаются досадные непредвиденные ситуации. Например, на одном проекте продюсерами было принято решение снимать проезды на автомобилях не на хромакее, а на фоне LED-панелей. Решение вполне очевидное и правильное, если имеется большое количество сцен с такими проездами. В отличие от съемок на хромакейном фоне, съемки на фоне LED-панелей выглядят естественнее, качественнее и не требуют дальнейшей работы на этапе постпродакшена. Но для таких съемок должны быть сделаны определенные задачи непосредственно перед съемками. Я говорю про съемки фонов и их качественной стабилизации. Также, оператор-постановщик должен обладать определенными навыками в таких съемках. Ведь, в отличие от хромакейных проездов, вся работа, которая ушла бы на постпродакшн, съемочной группе приходится делать на съемочной площадке. Это позиционирование фонов, их коррекция по цвету и гамме, отсутствие возможности монтажа фонов на площадке - все это ложится на расходование драгоценного съемочного времени. Еще немаловажный нюанс, который можно увидеть на площадке — использование в съемках недорогих LED-панелей с невысокой частотой обновления. При съемках боковых ракурсов из автомобиля при динамичной смене изображения на таких панелях появляются микрозадержки и ощущение строба. У меня был такой опыт, когда пришлось корректировать уже отснятый материал. Нужно было ротоскопить все сцены проездов, снятых на LED-панелях, правильно позиционируя фоны по размеру, высоте, скорости и цветокоррекции.

Поэтому, обсуждая на читках возможные варианты решения съемок сцен для компьютерной графики, важно донести до продюсеров возможные нюансы, исходя из своего опыта работ, и выбрать вариант, который был бы менее затратен по стоимости и был также пригоден для работы с таким материалом на этапе постпродакшн.

IMG_0723.jpg

Следующий этап в производстве - продакшн, сами съемки. Начало этого периода подразумевает, что оговорены и зафиксированы задачи во всех сценах с CG, что написаны технические требования к ним и все цеха, задействованные в этих сценах проинформированы и готовы к таким съемкам. Для съемок сцен, где не совсем ясен результат или могут возникнуть непредвиденные ситуации, зачастую заказываются тестовые съемки, например, вторым юнитом. На одном из проектов мной был разработан способ нанесения маркеров для мачмувинга в темной декорации, где в дальнейшем на CG требовалось наполнить интерьер дымом и огнем. Маркерами были цветные светодиоды, которые могли работать в темном интерьере сквозь заполненную плотную завесту реквизиторского дыма из дым-машины. В момент, когда была готова декорация, были проведены тесты с привлечением секонд юнита, пиротехников и дублеров актеров. Результаты съемок удачно прошли тесты по мачмувингу и симуляции огня и дыма. Вердикт - по разработанной мной технологии можно было снимать такие сцены под компьютерную графику.
Командная работа внутри съемочной группы - это зачастую компромиссы, которые не были заложены при обсуждении. Причина этому - дефицит съемочного времени. Я всегда требую, чтобы при съемках сцен с компьютерной графикой были заложено время чуть больше, чем на обычные сцены, но принимают это не все продюсеры. Довольно часто бывают проекты, у которых на съемки заложено достаточно времени и ты получаешь удовольствие от работы и командного творчества.

LAZER.jpg

Однажды на съемках сцены с падением каскадера случилась интересная проблема. Камера на уровне балкона 5-го этажа, направлена вниз, перпендикулярно земле и должна падать вниз вместе с каскадером. По задумке творческой группы каскадер в рапиде должен был падать с балкона лицом к камере и спиной к земле, а задачей под CG был клинап тросов и страховочного оборудования. Каскадеру надели страховочный пояс, закрепили тросы на поясе и подвесили. Но в каждом дубле каскадер начинал при падении вращаться вокруг оси на поясе. Пробовали фиксировать его растяжками, которые привязывали к ноге и к телу, но лучше не становилось. Время, заложенное на этот кадр выходило, оставалось 10 минут. Я предложил снять этот кадр по другому, под графику, режиссер и 2-й режиссер согласились. Пока камера снимала плейт падения без каскадера, я подготовил хромакей и эпл-бокс. Расстелив хромакей на земле, я поставил эпл-бокс и каскадер лег на него спиной на уровне пояса и отыграл падение. Мы уложились в выделенное время на съемки этого кадра.
Отрадно видеть прогресс и техническое развитие индустрии компьютерной графики. Если на первые съемки я выезжал с фотоаппаратом и набором тейпов, то с каждым годом под задачи набор для выезда на съемки становился все больше и больше. Что сейчас входит в комплектацию оборудования VFX Супервайзера в моем лице на площадке? Это: коптер, фотоаппарат с набором объективов, штатив для камеры и штатив для света, панорамная головка для съёмки сферического HDRI, ноутбук с зарядкой, внешний SSD, хромакей, грид-сетка для съемки оптических искажений оптики, набор маркеров для мачмувинга разных размеров и светодиоды, батарейки, фонарик, лазерная и обычная рулетка, лазерная указка, тейпы различных цветов и размеров, наборы инструментов, наборы крепежа, нитки-веревки, пенопластовые шарики разных размеров, теннисные мячи. Иной раз смотришь на все это и думаешь, как будто многие предметы в комплектации взяты из набора иллюзиониста.

SBER.jpg

Но на самом деле наш цех компьютерной графики — настоящие иллюзионисты. Мы помогаем зрителю переживать эмоции, удивляться, радоваться. Замечу, что не только для зрителей, но и членов съемочной группы мы также являемся иллюзионистами. Они не знают, для чего VFX Супервайзер вмешивается в съемочный процесс, простит что-то изменить в локации, требует переснять дубль, расставляет шарики или просит повесть хромакей, поменять освещение, но группа доверяет тебе и делает то, что ты требуешь. Хочется их поблагодарить за понимание и доверие.

655 0 850 3
0
RENDER.RU