Создание эффекта исчезновения частей тела при помощи партиклов
Здравствуйте, меня зовут Айрат Исламов, Я - VFX Супервайзер, работаю на кинопроектах, сериалах и рекламе. Я принимал участие на разных должностях по компьютерной графике в таких проектах, как: Физрук, Холоп, Лондонград, Ольга, Адаптация, Батя и на многих других, общий счет которых превышает 60 проектов. Сейчас я бы хотел рассказать о своем опыте работы с партиклами и частицами на проекте Гусар (2020).
После оглушительного успеха фильма “Холоп”, в котором я принимал участие, собравшего рекордные средства в прокате за всю историю российской киноиндустрии, я был приглашен на проект “Гусар” в качестве VFX Супервайзера. Перед встречей с режиссером и творческой группой, я ознакомился с сценарием сериала. Сюжет был завязан на том, что молодой ученый создал машину времени и случайно перенес в наше время далекого предка своей жены - Гусара времен Отечественной войны 1812 года. Ученый пытается послать Гусара обратно, в его время, но машина времени ломается и Гусар вынужден жить в нашем времени, узнавая реалии современности и привыкая к ним на протяжении 18 серий, пока ученый чинит свою машину времени.
© Comedy Club Production, 2020
Через все серии проходит одна повторяющаяся забавная ситуация. Когда Гусару угрожает опасность для его жизни, то у Екатерины - потомка Гусара и жены ученого, начинают пропадать ее части тела или все тело полностью. На читках с режиссером и творческой группой выработались требования к этому эффекту. Так как сериал комедийный и его, возможно, будут смотреть дети, не должно быть никакой анатомии. При пропадании конечностей и частей тела, у персонажа не должны проявляться внутренности человека типа мышц, вен, костей. И части тела пропадают не как, допустим, у человека-невидимки, оставляя одежду, а полностью с одеждой и аксессуарами. Но предметы, держит в руках Екатерина, при пропадании рук, падают вниз.
Как же должен выглядеть сам процесс пропадания? Если брать, как пример, пропадающие руки, то должно быть постепенное пропадание от кончиков пальцев до локтя. Исчезающие участки тела должны как бы растворяться в воздухе, распадаясь на частицы.
Нужно было найти визуальное решение этого эффекта перед началом съемочного периода, чтобы понимать, как его снимать на съемочной площадке для успешной работы в дальнейшем с этим материалом для компьютерной графики. Одним из условий было придумать решение, которое бы не было затратным по времени на подготовку и съемку на съемочной площадке. Но самым главным условием было опять же время на производство компьютерной графики. После утверждения монтажа первых серий у нас будет 2,5 месяца до начала эфира сериала. Помимо этого эффекта с пропаданием частей тела в ТЗ на 18 серий было огромное количество шотов с компьютерной графикой.
© Comedy Club Production, 2020
Первым делом нужно было решить, какими средствами можно разработать этот эффект. Важным пунктом было условие, чтобы эти сцены с исчезновением можно было разделить между художниками, чтобы каждый из них мог в одиночном режиме выдавать готовые делизы, не привлекая на них других специалистов. Я решил, что все этим требованиям может подойти использование плагина Particular из линейки плагинов Trapcode Suite на тот момент от компании Red Giant. Быстрая настройка эмиттеров, партиклов, быстрый рендер и быстрый результат - это то, что мне было нужно.
Купив на стоках подходящий футаж с девушкой, смотрящей на свои руки, я начал делать варианты исчезновения конечностей. Творческая группа фильма и режиссер выбрали один из предложенных вариантов - решение задачи при помощи плагина Particular было утверждено.
Я начал разрабатывать способы съемок и писать технические требования по съемкам этих сцен. Особенно подробно пришлось описать требования к дополнительному реквизиту к сценам, когда в момент пропадания руки у Екатерины в руках были различные предметы: телефон, бутылка, сэндвич и т.п. и которые после пропадания руки падают вниз. Для решения этих задач были заказаны по размерам, указанными в ТТ, фигуры из прозрачного оргстекла, которые повторяли форму нужного среза роняемых предметов. Например, для бутылки вина был выпилен круг, равный диаметру бутылки, толщиной 10 мм. Это было сделано для того, чтобы в руку актрисы после клинапа фигуры из оргстекла вложить предмет, который должен упасть. Можно было бы снимать вживую, чтобы актриса сама роняла предметы, разжимая пальцы. Но, в случае, если предмет был тяжелый и объемный, была отдача руки вверх при падении предмета, и микродвижения при разжимании пальцев. Все роняемые предметы снимались отдельным плейтом - непосредственно момент падения был съемочным.
© Comedy Club Production, 2020
На съемочной площадке я старался не ограничивать пожеланиями по ракурсам и движению камеры работу оператора - постановщика. Приходилось снимать много плейтов для восстановления фона за исчезнувшими частями тела при движущейся динамичной камере с сильным параллаксом и изменением фокуса.
Для трекинга масок на руках актрисы и притречивания эмиттеров партиклов при съемках использовались маркеры из контрастного тэйпа. Их можно было быстро клеить на нужные участки тела и переклеивать при изменения мизансцены или ракурса кадра.
© Comedy Club Production, 2020
На съемочной площадке стало понятно, что время исчезновения конечности или тела будет очень коротким, от полсекунды до двух секунд. И когда я получил утвержденную сцену монтажа с исчезновением и начав делать варианты для утверждения пришло понимание, что для быстрого и резкого исчезновения не нужно большое количество частиц. Они перегружали сцену и было сложно управлять реалистичностью движения партиклов при быстром исчезновении объекта.
© Comedy Club Production, 2020
Пайплан работ по сценам с партиклами я построил на Adobe After Effects при помощи плагина Particular. Различные слои с измененными эмитерами и размерами партиклов дополняли рисунок движения частиц. Но обойтись только этим плагином не получилось. Я также использовал плагин Form из той же линейки плагинов Trapcode от Red Giant. Form в основном работал в режиме симуляции флюидов. Большой и зрелищный результат в проект внесло использование плагина Stardust, он дал мощное заполнение основными частицами и реалистичную динамику.
© Comedy Club Production, 2020
К сожалению, по договору с правообладателем, я не имею прав на публикации видеоматериалов результата интеллектуальной деятельности.
Разработанным проектом создания эффекта пропадания частей тел при помощи этих трех плагинов я оказался доволен. Они дополняли друг-друга, имея тонкую настройку и большие возможности в симуляции. Создав референсный проект, я распределил его среди художников, которые в одиночном режиме смогли сделать свой объем задач. Быстрая настройка и быстрая визуализация результата позволили нашей команде сделать эту задачу качественно и в срок.
Сериал “Гусар” получился интересным проектом для меня, где пришлось решать много нетривиальных задач. Получив высокий зрительский рейтинг, сериал ожидает съемок второго сезона.