Как сценарист работает с референсами?
Будни сценариста в рекламной студии - это каждый день писать что-то новое. Будни сценариста в рекламной анимационной студии - это каждый день писать что-то новое да так, чтобы ух как! По началу весело, потому что вдохновение бьет, как из фонтана. А потом ты постепенно превращаешься в того самого невеселого угрюмого человека с больной спиной и геморроем по профессии сценарист, который считает всех тупыми, а себя бездарностью. Так вот в условиях конвейера (простите за штамп) без референсов у сценариста анимационного продакшна стремительно сокращается срок годности. Поэтому ничего дурного в их использовании нет, а уж тем более постыдного. Все мы живые люди, даже если сценаристы.
Что такое референс? Это ссылка или пример. То, чем вдохновляются. То, что выступает, как образец.
Зачем сценаристу референсы?
Вообще они предназначены для всех участников процесса, чтобы точно показать тот или иной прием. Допустим, вам нужно указать в режиссерском сценарии какой-то особенный переход между кадрами. Его трудно описать словами так, чтобы все поняли. Каким бы мастером слова вы ни были, есть весомый процент людей, которые не умеют читать режиссерские сценарии. Читают и ничего не понимают. Бывает. С ними много проблем, если это заказчики. Я думаю, и среди ваших знакомых есть люди, за которых проще сделать, чем что-то им объяснить. Так вот референсы нужны как пример того, что вы хотите. В одной из статей, я писала, как прикреплять референс. Вы описываете прием и в скобках даете ссылку и точный тайминг.
Ваш референс видит заказчик, когда утверждает ваш сценарий, видят художники, когда рисуют кадры, видят аниматоры, когда анимируют ролик.
Референсом может быть не только переход, но и композиция кадра. Это особенно пригодится художникам или раскадровщикам.
Если вы пишите и чувствуете, что вас не поймут, не ленитесь и поищите референсы. Помогите своим коллегам и товарищам по цеху исполнить вашу задумку точно. Иначе ожидание и реальность от результата могут сильно отличаться.
И наоборот. Фантазии нет, а сценарий писать надо. Голова уже пухнет. Давно пора спать, а дедлайн завтра утром. Смотрите референсы и черпайте идеи оттуда. Только не слизывайте ролик полностью, прошу. Это некрасиво.
Референс - это еще и пример желаемой стилистики ролика. Казалось бы, какое дело сценаристу? Это же все равно информация для художника. А вот и нет. Не только. Надо зарание у клиента спрашивать референс, в каком стиле он хочет ролик. И сценарист должен это учитывать. Например, в референсе персонажи маленькие или такой формы, что средний план дать не получится. Придется все делать на общем или дальнем. Сценаристу придется попотеть, чтобы в итоге это было монтируемо. У меня был случай, когда в двухминутном ролике предполагался только один задник и куча маленьких персонажей, а действие проходит в большом временном отрезке. И надо было написать режиссерский сценарий так, чтобы не было среза действия нигде. Если бы я не знала, в каком стиле будет ролик, получилось бы черти что.
Бывает, что заказчик сам не знает, в каком стиле хочет ролик. И это шанс. Вы можете предложить ему стиль сами. Таким образом разнообразите портфолио. Только предлагайте клиенту то, что действительно в состоянии выполнить. Иначе будут проблемы.
Сценаристу нужно регулярно просматривать референсы еще и для анализа тенденций на рынке. Помню, когда я только начинала, на пике популярности был флэт: округлые формы, руки-сосисочки. Cub Studio до сих пор юзает этот стиль, хотя он уже вышел из моды.
Сейчас тела персонажей стали пропорционально более реалистичными, но лица минималистичными. Эти тенденции надо знать.
Конечно, есть аниматоры, работающие только в своем стиле. Но надо понимать, что стиль вырабатывается на протяжении многих лет. И вырабатывается он за счет заказчиков. Замечали ли вы, что есть у вас стиль, который постоянно продается? Заказчики всегда выбирают его. И в этом стиле ваша студия так набила руку, что он смотрится с каждой работой все удачнее и целостнее? Так появляется ваш фирменный стиль. Пусть даже он вам уже осточертел. Но это так работает.
Референс как способ вдохновения. Бывает, что даже дикторский текст чужого ролика может натолкнуть вас на оригинальную идею. И вы создадите нечто совершенно иное. Бывает, что обычная картинка на Pinterest подскажет вам конструирующий принцип вашего сюжета. Или соединение двух разных картинок породит в вашей голове новую историю.
Например, что если поместить этого парня в эту пещеру.
Пусть он идет по ней с сигаретой в зубах в поисках выхода. Уже есть материал для истории.
Вы можете найти идею, как выстроить дикторский текст, или найти идею в целом всего ролика, идею художественного приема или перехода для инфографики и так далее.
Вы спросите, а где же их искать? Я расскажу о тех способах, которыми пользуюсь сама в следующем посте.
Пользуйтесь референсами и удачи на творческом пути!