Принципы написания любого сценария
Не важно, сценарий чего вы пишите - анимационного ролика или полнометражного фильма - есть принципы, которые должны соблюдаться во что бы то ни стало. Если они не соблюдаются, это не сценарий. Я сейчас пишу не о форматировании, а именно о принципах. Потому как форматы есть разные, а принципы всегда одни и те же.
Принцип №1. Всегда пишем в настоящем времени.
Никаких “села, поела и дальше пошла”. Только “садится, ест, встает и идет дальше”. Это если грубо говоря. Казалось бы, очевидно, но не для всех. Мне часто присылают т.н. сценарии, которые больше напоминают рассказы. Именно из-за прошедшей формы глагола. Почему мы пишем в настоящем времени? Как я уже говорила, в сценарии написано то, что происходит на экране. Указание к действию для всех, кто работает с этим документом.
Принцип №2. Никаких мыслительных глаголов.
Думает, хочет, мечтает... Как это показать? У меня был случай, когда за 5 секунд хронометража сцены надо было показать, что “девочка хочет быть ландшафтным дизайнером”. Непростая задачка. Она не может произнести, чего она хочет - отрезок немой. Да и ландшафтный дизайн - не рок-сцена. Трудно семиотически даже показать ее желание. Поэтому в сценарии надо описывать мечты, воспоминания и мысли через действие персонажа или с помощью визуальных приемов. Скажем, флэшбек можно показать в ч/б, а смену кадра сделать через размытие. Например, наш персонаж хочет пирожное. Конечно, большинство скажет: “А давайти ему над головой поместим облачко с пирожным”. Но я вас прошу, избегайте штампов. От них становится грустно. Лучше поставим персонажа возле витрины кондитерского магазина. Пусть наш персонаж смотрит на пирожное с вожделением и громко проглотит слюну. Но что-то я отвлеклась. Короче. Мы не пишем “мальчик хочет пирожное”. Мы пишем так: “Мальчик стоит возле витрины кондитерского магазина, на которой разложены пирожные. Мальчик смотрит на пирожное с вожделением и громко проглатывает свою слюну”.
Принцип №3. Все должно быть конкретно.
Есть разница между словом “земля” и “земной шар”? Или “земля” и “Земля”? Конечно! Ведь нам представляются разные объекты - почва и планета. О вещах, которые вы имеете в виду, когда пишите сценарий, желательно говорить точно. В этом отношении довольно сложно писать сценарий для инфографики, потому что приходится описывать то, с чем мы в жизни не сталкиваемся. Движение и трансформацию фигур, взаимодействие предметов, которые не имеют логически никакой связи. Но в контексте ролика все логично. И порой без раскадровки и референсов просто не обойтись. Почему конкретика важна? У вас в голове одно, а у других людей - совсем не то же самое. Чтобы вас правильно поняли коллеги и заказчики, пишите конкретно шо куды чаво и как.
Принцип №4. Описание локаций.
Надо посвящать остальных, где происходит действие. Девочка идет в школу. Нет, так не пойдет. Где она? Какое время года? Какое время суток? В кино это ограничивается тремя словами: НАТ (натура) - УЛИЦА - ДЕНЬ
Режиссер и оператор сами выберут локацию, поставят кадр и т.д. Но в анимации все иначе. Потому что кадр создается в прямом смысле слова с чистого листа. Мы пишем: “Общий план. Экстерьер (или натура). Школьный двор. Осеннее утро. Дождь. К школе по тротуару идет девочка с рюкзаком на плечах и в дождевике”. Мы читаем это и четко представляем картинку. По предложению “Девочка идет в школу” можно много разных картинок представить. А вам нужно описать именно ту, что вы держите у себя в голове.
Принцип №5. Описание персонажей.
Во-первых, персонажа желательно назвать и необходимо описать. Почему персонажу нужно дать имя? Вот у вас есть в сценарии девушка. Потом появляется вторая девушка и они как-то взаимодействуют. И вместо вон той, ну, которая первая, лучше назовите ее Машей, а той второй дайте имя Анжела. И тогда будет понятно, кто что делает. Маше надо дать возраст, описать внешность, чтобы мы увидели, что она из себя представляет. Например, Маша, девушка 25 лет. Одета в светлый деловой костюм, волосы убраны в пучок. В киносценарии, когда мы впервые показываем персонажа, пишем его имя большими буквами, далее обычными. Это нужно для того, чтобы понять в какой момент впервые появляется персонаж в 120 страниц вашего сценария. И для ассистента по актерам. Он сможет посмотреть вплоть до массовки, кто ему нужен.
Видите как много тонкостей нужно учитывать при написании сценария? Сколько людей будет работать с ним? И всем должно быть все ясно, понятно и удобно.