Ёжик в тумане - 2. (глава 5)
5. Магелланово облако.
Но сейчас не об этом. В одном из ранних своих фантастических романов, который назывался «Магелланово облако», Лем, видимо, сам не осознавая этого, подложил под все Искусство в целом термоядерный фугас. Больше полувека назад он запалил шнур к своей закладке. Но только сейчас огонь от шнура стал пробиваться наружу. Рванет, видимо, еще не завтра, но заряд от этого меньше не становится.
Роман, в целом, проникнут идеями коммунизма и верой в светлое будущее человечества, что, в общем, не характерно для последующего Лема. Но нас интересует один момент в этом произведении. В числе прочего, автор описывает технологию живописи будущего. В распоряжении художников оказываются некие голографические средства, при помощи которых они были способны создавать полноразмерные иллюзии предметов и пространств, практически не отличимые от реальных, природных видов.
Искусство,
каким мы его сейчас знаем, в принципе, имеет ту форму, которая задана уровнем
существующих технологий. Мы, ограниченные в средствах выражения, вынужденно
используем опосредованные материалы – к примеру - растертые на масле минералы,
чтобы лишь условно изображать те же предметы и пространства, используя, при
этом, плоскость холста. Опосредованность выражения, по сути, является
содержанием как прошлого, так и современного Искусства. И даже нынешние
цифровые технологии, быть может и создают, еще не до конца осмысленную, новую парадоксальную
ситуацию с физическим обликом изображения, но тоже остаются в тисках
опосредованности.
А если
гипотетически продолжить вдаль линию наших средств для изображения до тех, что имеются
у художников из «Магелланова облака»?
В
другом, более позднем романе, Лем описывает ситуацию, когда человек овладевает
еще большей способностью создавать иллюзии, уже осязаемые и совершенно не
отличимые от реальности. Представим, что и эти средства оказываются в
распоряжении художника. Спрашивается, в чем тогда смысл Искусства? Если
опосредованность в Искусстве заканчивается, то заканчивается и Искусство?
Если
опосредованность в Искусстве является его технологическим содержанием, то
идейным содержанием Искусства является Моделирование. Искусство призвано Игровой
необходимостью – смоделировать ситуацию, проиграть ее и получить быстрый
результат, без необходимости реально ее проживать. Но если, по окончанию
опосредованности, моделирование совершенно не будет отличаться от реального
проживания, то и настанет реальное проживание, сразу и без черновиков?
Может быть, эта ситуация будет вовсе не в светлом (или несветлом) будущем. Не кажется ли вам, что эта ситуация УЖЕ ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС?..
Но наш дорогой Лем на этом тоже не останавливается. В другом своем романе он описывает ту кошмарную ситуацию, когда некий народ полностью, совершенно и окончательно овладел технологиями всемогущества. И как же выглядели эти существа? На пустынном пляже лежали полузасыпанные песком тела – самые разнообразные по форме – у кого брильянтовый пупок, у кого бубенчики в голове, у кого шелковые трусы. Они не были мертвы. Просто они были Всемогущи. Таков итог Искусства?
(продолжение следует)
К.Ч!©